Однажды в Смоленске. Гастроли театра «Модернъ»
Чудеса случаются. Они происходят с нами или возле нас, но поскольку свидетелей много, мы как-то не очень в них верим, списывая всё на случайность. Только что в Смоленске прошли гастроли московского драматического театра «Модернъ», и наши зрители встретились с Владимиром Михайловичем ЗЕЛЬДИНЫМ и Верой Кузьминичной ВАСИЛЬЕВОЙ. Это ли не чудо?Пойдите в библиотеку, возьмите энциклопедический словарь, откройте на букву «З». Против фамилии Зельдин в скромных скобках стоит четырёхзначное число. А вот оно уже лет двадцать нескромно. Оно вопиёт, оно трубит всеми трубами архангела Гавриила – вчитайтесь: 1915. Блистательные гастроли народного артиста СССР в возрасте 96 лет – разве не чудеса?!
Зельдин и Васильева – это привет из времени молодости наших родителей, когда были идеалы, надежды, когда трава была зелёной, небо – голубым, песни – от сердца, кино – не про мафию. Когда люди читали друг другу стихи, дарили цветы, и весь мир был наивнее, а чувства – моложе. Люди – талантливее. Впрочем, об этом можно и поспорить – см. ниже.
Как «Дядюшкин сон» стал водевилем
В первый день гастролей «Модернъ» состоялась пресс-конференция создателя и художественного руководителя театра народной артистки России Светланы ВРАГОВОЙ, в которой приняли участие актёры, занятые в «Дядюшкином сне» – многие, кроме Владимира Михайловича Зельдина. Многочисленные смоленские журналисты смогли составить своё мнение как о руководителе театра, так и о его труппе. Значительную её часть составляют приглашённые актёры – такие, как Зельдин и Васильева.
– Мы ушли от прежних схем – сыграем совершенно другую историю! – рассказала Светлана Врагова. – Потому что в главной роли – романтик Зельдин! У нас играется история неслучившейся любви Москалёвой и главного героя, а также его ужаса перед городом, где князь вывалялся в грязи – поэтому он никого и не узнаёт. На самом деле, он в памяти и в норме. Убрав чахоточного студента, которого любит Зинаида, мы получили практически водевиль. Ведь и сам Достоевский говорил: «Я не понимаю, что написал – то ли водевиль, то ли драму». У него в одном произведении сошлись два начала и не очень состыковались. Я видела много «Дядюшкиных снов»: как только появлялся чахоточный студент – всё рушилось. Мы постарались сделать спектакль в другом стиле. Что касается декораций, они очень вписались в стиль модерн, – их делала великолепная художница Мария Рыбасова…
На вопрос «СГ» о взаимоотношениях с таким автором, как Достоевский, народная артистка России Наталья ТЕНЯКОВА ответила так:
– Со мной случилось то, что редко встречается: я в эту реку вошла дважды. Я уже играла Марию Александровну Москалёву на телевидении – Александром Орловым был снят спектакль «Дядюшкин сон», где в роли дядюшки был гениальный Марк Александрович Прудкин. Это было давно, и меня там даже старили, поскольку лет мне тогда было меньше, чем положено по роли. Проходит 30 лет, и вдруг Борис Щедрин зовёт меня, а с ним мы уже работали… У вас здесь была замечательная писательница, драматург Нина Семёнова, она написала пьесу «Печка на колесе» – восхитительную, просто восхитительную, – и мы эту пьесу тогда делали в театре Моссовета с Борисом Щедриным. Она пригласила актёров и режиссёра в Смоленск, отвезла в деревню, показала настоящий деревенский быт, поскольку все мы – горожане… Это была замечательная поездка, и я тогда полюбила ваши края.
Боря Щедрин меня позвал, и я сначала испугалась: что же я буду повторяться? Оказалось, это совсем другая постановка, я играю совершенно по-другому, и это совершенно другой спектакль, другой дядюшка, другая Зиночка... Но мне очень комфортно и замечательно в этом театре у Светланы Александровны! Уж не говорю о прикосновении к Владимиру Михайловичу Зельдину – абсолютной легенде и абсолютно живому человеку!
…Они играли так, что люди уходили радостными, счастливыми, едва ли не просветлёнными. А раз так, раз нам показано, что можно победить время и самые тяжёлые обстоятельства (напомнить, когда снималась «Свинарка и пастух»?), то о чём нам волноваться?!.
Запомним Антона Кукушкина!
Что бы ни говорили, «Однажды в Париже» – спектакль антрепризный и по форме, и по содержанию. Тем не менее, сначала он появился в афише Театра сатиры – в постановке Юрия Васильева ровно с этими самыми актёрами (Васильева, Вавилов, Кукушкин). В репертуаре под названием «Ждать?!» он продержался несколько лет, пока два художественных руководителя, Александр Ширвиндт и Светлана Врагова, не договорились передать его целиком в ведение театра «Модернъ». Светлана Александровна уверяет, что в её театре он только выиграл. Вполне возможно. Самое главное – выиграли смоляне, получившие возможность увидеть «ту самую» Васильеву, дважды лауреатку ещё Сталинской (!) премии.
Элегия, написанная российской актрисой, нашей современницей, о якобы французских реалиях, хороша не столько атмосферой, сколько возможностью поиграть главную роль немолодым актрисам, которые отнюдь не обременены излишним репертуарным багажом. В сюжете слышен след моэмовского «Театра», персонажи много и охотно говорят о театре как главной радости их жизни и главном источнике несправедливостей.
Однако спектакль запомнился не только Верой Кузьминичной, ступившей на нашу сцену, но и молодым актёром Антоном Кукушкиным, играющим коридорного
Антон не только не стушевался на фоне «великой старухи», но продемонстрировал недюжинное комическое дарование, искусство перевоплощения, умение держать паузу. «Демонический любовник» в исполнении народного артиста Росси Олега Вавилова заметно уступил в обаянии персонажу Кукушкина.
Когда в финале спектакля Вера Васильева вышла на авансцену и обратилась к залу – не одно сердце дрогнуло, чувствуя скоротечность жизни и её роковую несправедливость:
- Добрый вечер! Простите, что я заставила вас ждать! Я сама очень долго ждала вот этой счастливой минуты. Быть актёром очень трудно. В лучах вот этих прожекторов сгорают мгновения, которые никогда больше не повторятся в жизни, как не повторятся лица людей, которые сегодня здесь в зале. Быть актёром трудно, а женщине-актрисе – особенно. Есть тысячи обстоятельств, всё очень зыбко, и иногда талант, этот дар от Бога, может умереть не воплотившись. Я прожила большую жизнь, но я двигаюсь дальше, пока у меня есть надежда уйти от нашей холодной, жестокой действительности – в мир красоты и иллюзии, без которой я не могу жить!
И ещё о мастерстве. Когда от героини Васильевой уходит любовник, актриса плачет на сцене – слёзы явственно видны зрителям первых рядов. (Хотя странно: умение вовремя расплакаться – это то, что мы ценим на сцене в чужих женщинах и не выносим в близких…) Как известно, сочетание комедийного и трагического – самый проникающий коктейль. Драматическую компоненту с блеском создала Вера Васильева, лёгкость и остроумие при полном отсутствии пошлости придал Антон Кукушкин. Собственно, в этом и заключается секрет таланта: в комических ролях, как и во всех остальных, нужно знать чувство меры, чтобы не переборщить
Мы вчитались в ту информацию, которая доступна в Интернете. Сын учёных, москвич Антон Кукушкин в 22 года закончил мехмат МГУ – получил одно из самых престижных образований в нашей стране. Занимался в Студенческом театре МГУ. Ещё учась в университете, поступил в Высшее театральное училище имени Щукина. В 2002 году, сразу после выпуска, был приглашён Александром Ширвиндтом в Театр Сатиры. В том же году стал лауреатом Всероссийского конкурса чтецов имени Якова Смоленского. С 2008 года сотрудничает с театром «Модернъ», с 2010-го – с театром «Практика». С 2002 года снимается в кино. Но не этим зарабатывает на жизнь актёр: «С 2001 года веду широкий спектр мероприятий — свадьбы, корпоративы, презентации, церемонии, пресс-конференции и прочее». Вот – история, вот – пружина, вот – сюжет, ещё ожидающий своего драматурга!.. Талантливый актёр зарабатывает себе на жизнь корпоративами!..
О том, как сводят концы с концами смоленские актёры, мы напишем в одном из ближайших номеров «Смоленской газеты».