Там, где жила любовь и рождалась музыка
Культура

Там, где жила любовь и рождалась музыка

7 июня 2020 года в 18:00

В этом году впервые за многие десятилетия в Смоленске в день рождения Михаила Ивановича Глинки не было традиционного подношения с музыкой и возложением цветов. Без торжеств обошлось и на родине композитора, в Новоспасском. Впрочем, временная отмена массовых мероприятий вовсе не повод забывать особые даты. И в Смоленском музее-заповеднике в честь дня рождения великого земляка подготовили виртуальную прогулку по музею-усадьбе М.И. Глинки в Новоспасском…

Не выходя из дома

Новоспасское – весьма атмосферное место. Здесь в усадебном доме, окружённом живописным парком, размещена единственная в мире мемориальная музейная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве основоположника русской классической музыки. Виртуальная прогулка начинается с парадной залы.

– В своих записках Глинка писал: «Я очень любил работать в нашей весёлой парадной зале», – говорит заведующая музеем-усадьбой Татьяна ЧИБИСОВА. – Он распахивал дверь на балкон и впитывал в себя чистый, бальзамический воздух. А ещё Михаил Иванович любил выходить на балкон, когда по его просьбе на Покатый луг собирались крестьяне. Они водили хороводы, пели народные песни, и Глинка подыгрывал им. А иногда он и сам выходил на луг водить вместе с ними хороводы, после чего долго сидел за столом и много работал…

Эта лужайка рядом с домом – Покатый луг – была свидетелем не только народных песен-плясок, но и классической музыки. Здесь ежегодно в первых числах июня проходил один из концертов фестиваля имени Глинки, который нынче по понятным причинам тоже был отменён.

Так что предлагаемая музеем виртуальная прогулка – пока, пожалуй, единственная возможность увидеть место, где ранним утром под пение соловья на свет появился малыш, которому суждено было стать первым сочинителем русской классической музыки…

Родовое гнездо

Новоспасское принадлежало семье Глинок с конца XVIII века. Первым его владельцем был дед композитора – Николай Алексеевич, который в 1786 году построил здесь церковь.

Однако полностью преобразовал усадьбу, придав ей вид законченного архитектурно-ландшафтного ансамбля, уже Иван Николаевич. При нём были построены двухэтажный господский дом в 27 комнат, флигели и хозяйственные помещения. На месте леса был разбит пейзажный парк с каскадом прудов, цветниками и оранжереями, где выращивались диковинные для наших широт абрикосы, ананасы, лимоны и персики.

Молодой барин заведёт огромное хозяйство. Построит винокуренный, конный, кирпичный заводы, фетровую фабрику, сукноваляльню, мельницу на реке Десне, медоварню и пчельню… И всё это – во имя счастья и благополучия любимой жены, Евгении Андреевны. Чтобы она ни разу не пожалела, что вышла замуж, ослушавшись опекуна.

Сбежавшая невеста

Да, их семейная жизнь началась с грандиозного скандала. Сколько ни сватался Иван Николаевич к Евгении Андреевне, её опекун был непреклонен и не давал согласия на этот брак. И тогда, потеряв всякую надежду, Глинка решается на крайние меры и попросту похищает невесту – конечно, с её согласия.

Всё случилось 30 мая. На заре Евгения, надев своё лучшее белое платье, вышла к прудам, куда каждое утро ходила умываться. Будничную одежду она разложила у воды, а сама села в поджидавшую её карету и умчалась в Новоспасское. В роли кучера – сам молодой хозяин имения. А следом ехали ещё двенадцать верховых и на случай погони разбирали мостки через реку.

Впрочем, барышни хватились дома не сразу. Стали искать, только когда она не вышла к чаю. А увидев разложенную у воды одежду, решили, что Евгения утонула. И лишь не найдя тела своей воспитанницы, опекун поймёт, где стоит её искать. Тут же снарядят погоню, но когда она примчится в Новоспасское, будет уже поздно – из церкви выведут обвенчанных молодых.

Этот брак окажется очень удачным. В любви и согласии Иван и Евгения проживут 32 года. У них родятся тринадцать детей.

Песни няни

Михаил был вторым ребёнком. Он родился рано утром 20 мая (по новому стилю – 1 июня). И когда после первого крика новорождённого за окнами раздалась трель соловья, мать восприняла это как хороший знак: мальчик будет здоров и счастлив.

Излюбленным местом маленького Миши в родительском доме была девичья. Это комната для женской прислуги, где в ожидании распоряжений хозяйки крепостные занимались рукоделием: пряли, ткали, плели, вышивали. И за работой, конечно, пели. Именно эти песни и привлекали мальчика, для которого они же были и лучшим лекарством во время болезней. Стоило ребёнку почувствовать себя плохо, как бабушка распоряжалась, чтобы няня Авдотья Ивановна садилась у его кроватки и пела.

«Может быть, эти песни, слышанные мной в ребячестве, и натолкнули меня на мысль разрабатывать русскую народную музыку», – напишет позже Михаил Иванович.

Кстати, отец поначалу противился тому, что сын увлекается музыкой. Иван Николаевич хотел видеть Михаила дипломатом. Впрочем, со временем он уступил уговорам сына и смирился с неизбежным. И даже приобрёл для него инструмент, на котором Глинка играл на выпускном в пансионе, чем привёл в изумление своих первых слушателей.

С размахом

Новоспасское Михаил Иванович покидает в 13 лет – уезжает в Петербург учиться в благородном пансионе. И с этого времени он бывает здесь только наездами. Но его всегда ждут, ему рады, и две его комнаты на втором этаже в любой момент готовы к возвращению своего хозяина. Именно здесь композитор работает над сценами из опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».

Вообще, семья Глинок славилась своим гостеприимством. Здесь часто собиралось множество народа – порой от восьмидесяти до ста человек одновременно. Приезжали, как правило, на две недели: с 24 декабря (дня рождения матушки) до 7 января (дня рождения отца). На всё это время нанимался оркестр, веселье и танцы не прекращались. И часто, когда, уже простившись, гости выходили к поданным к парадному крыльцу повозкам, вдруг кто-то говорил: «А всё-таки жаль расставаться». И тут же шубы летели на пол, все возвращались в парадные комнаты – веселье продолжалось…

Стоит отметить, что сам Михаил Иванович любил не только такие традиционные балы. Частенько он устраивал «приёмы» и для крестьян. По его просьбе в усадьбе собирались парни и девки со всей округи, и начинались народные гулянья. Танцевали, не щадя ни ног, ни паркета. Пития и яства разносились в изобилии…

Новая жизнь

«Золотой век» Новоспасского закончился после смерти композитора. Причём Михаил Иванович, словно предчувствуя недоброе, последние годы тревожился о судьбе родового гнезда. «Очень хотелось бы ещё при жизни устроить так, чтобы Новоспасское не попало в чужие руки», – поделится он с сестрой в одном из писем.

Потомки композитора не сохранят Новоспасское. В 1878 году усадьба будет продана подмосковному купцу Ф. Рыбакову, который разберёт главный дом вместе с флигелями и отправит в своё имение в Коломну. Уже там все деревянные постройки сгорят.

Сестре Михаила Ивановича Людмиле Шестаковой и его племянникам удастся сохранить лишь некоторые вещи из дома Глинок. Позже они передадут их в Смоленский областной музей.

До нашего времени сохранились лишь 74 мемориальных предмета, которые и составляют основу экспозиции музея-усадьбы в Новоспасском. Кстати, сам господский дом был восстановлен практически в первозданном виде – по архивным материалам, воспоминаниям Людмилы Шестаковой, а также по рисункам и планам, составленным племянником композитора Александром Измайловым.

И сегодня усадьба М.И. Глинки – это живописный уголок вдали от шумных магистралей. Парк, пруды, дом, два флигеля, здание пекарни и другие хозяйственные постройки. Место, где приятно бывать в любое время года. Неспешно бродить по парку, вдохновляясь энергетикой творчества, которой здесь пропитано всё. И, зайдя в дом, видеть из окон практически тот же пейзаж, которым любовался когда-то и сам композитор…

Фото: Елена БЕЛЫХ

Ольга Суркова

Из приднепровской стороны, деревенской старины…
В День России в Смоленске открыли памятник Михаилу Кутузову