Культура

Притяжение упоительной обыденности

29 июня 2019 года в 14:26

В Художественной галерее выставлены натюрморты Ольги Малютиной из фондов Смоленского музея-заповедника. Экспозиция стала настоящим открытием для большинства зрителей. Открытием имени замечательного художника, долгое время остававшегося в тени знаменитого отца…

Праздник цвета

Выставка натюрмортов Ольги Малютиной называется «Упоительная обыденность». Очень точно подмечено. В её работах – обычные предметы: хлеб, овощи, огурцы в банках, цветы, посуда… Но выполнены они с такой любовью и любованием, что каждый представляется изысканным произведением искусства.

– Натюрморты Ольги Малютиной говорят сами за себя, – заметила на открытии выставки заместитель директора Смоленского музея-заповедника Тамара ОРЛОВА. – Это такой праздник – праздник цвета. И такой отсыл к мировому художественному наследию. Сразу же вспоминаются фламандские натюрморты, роскошные по цвету и великолепию того, что изображено на холстах. Однако, следуя традициям, Ольга Сергеевна всё-таки говорит своим языком, в чём может убедиться каждый внимательный зритель.

В фондах Смоленского музея-заповедника хранятся 94 работы Ольги Малютиной. Это было её решение. И когда в 1967 году они с супругом, художником Михаилом Оболенским, подарили государству 150 своих произведений, те по просьбе авторов были переданы в Смоленск.

С нашим городом связаны детские годы Ольги Сергеевны, которая вместе со своим отцом, знаменитым художником Сергеем Малютиным, гостила у Марии Клавдиевны Тенишевой в Талашкино. Правда, это было всего пару лет, но, по-видимому, настолько незабываемых, что, состоявшись как художник уже в Москве, местом для хранения своего творческого наследия Ольга Малютина выбрала Смоленск.

Папина дочка

В постоянной экспозиции нашей Художественной галереи есть «Портрет дочери Оли» работы Сергея Малютина. Он написан как раз в то время, когда художник с семьёй жил и работал в Смоленске, руководил талашкинскими художественными мастерскими. Ещё один портрет, уже взрослой Ольги Малютиной, кисти её супруга Михаила Оболенского представлен на выставке «Упоительная обыденность». Обаятельная девочка с большими глазами, распахнутыми навстречу удивительному миру, и очаровательная женщина, не утратившая детской восторженности в восприятии. А между этими двумя образами – большой творческий путь, результаты которого частично и показаны в экспозиции.

Первым учителем Ольги стал отец – не только крупный художник и архитектор, но и талантливый педагог, воспитавший впоследствии целую плеяду мастеров советского искусства.

– Сергей Малютин был для дочери непререкаемым авторитетом и оказал на её развитие самое благотворное влияние, – поясняет заведующая Художественной галереей Дарья ИВАНОВА. – Занятия живописью под руководством отца стали для девочки хорошей школой. Не прошло бесследно и общение с выдающимися русскими художниками, собиравшимися в московском доме Малютиных: Абрамом Архиповым, Аполлинарием Васнецовым, Николаем Касаткиным, Сергеем Волнухиным…

С 1917 года Ольга Малютина начала участвовать в проектах Товарищества передвижных художественных выставок и Мира искусств. В 20-х годах заявила о себе как о портретисте, и в этом опять заметно влияние творчества отца. Дело в том, что сам Сергей Васильевич после 1905 года оставил архитектуру и полностью отдался своей главной стихии – живописи, сосредоточившись именно на жанре портрета, в котором, по словам Василия Поленова, он поднялся на недосягаемую высоту умением схватывать не фотографическое, а живое сходство.

Энциклопедия нюансов

Натюрморт становится главным жанром в творчестве Ольги Малютиной уже в 30-х годах. Он превращается для неё в то художественное пространство, где она чувствует себя наиболее уверенно, раскованно и органично. По мнению искусствоведов, Малютину привлекают широкие возможности, которые открывает этот жанр, позволяющий выразить собственное мироощущение через близкий её пониманию и темпераменту предметный мир.

– Мы постарались отобрать для этой выставки те работы, которые показывают не только живопись самого автора, но и практически всю историю натюрморта, начиная с XVII века, – говорит Дарья Иванова. – Здесь практически все способы изображения предметов, которые на протяжении нескольких веков существования жанра дополнялись разными нюансами и акцентами, характерными для каких-то стран и школ. Такая своеобразная живописная энциклопедия.

Искушённый зритель легко найдёт в работах Ольги Малютиной ассоциации и с голландскими «завтраками» и «десертами», и со зрелищностью полотен фламандских мастеров, и с трактовкой живописцев испанского «золотого века».

– Предметная насыщенность многих композиций Ольги Сергеевны Малютиной, их декоративная зрелищность, то искреннее наслаждение, с каким она раскрывает красоту мира вещей, заставляет вспомнить о роскошных композициях фламандских мастеров, для которых характерна выливающаяся в праздник демонстрация изобилия и щедрости, – продолжает Дарья Иванова. – В то же время в спектр интереса художника иногда попадают совершенно не пафосные объекты: стеклянные банки с огурцами, медные сковородки и кастрюли, глиняные кувшины. Но она начинает разглядывать их через призму совершенно особого пиетета – так, что обычные предметы неожиданно становятся удивительно ёмкими, основательными, монументальными. Подобная трактовка немного сближает эти изображения, с одной стороны, с видением испанских мастеров «золотого века», где сдержанно суровый строй с чёткой расстановкой объектов работает на возвеличивание обыденного и прозаического, а с другой – с голландскими монохромными «завтраками», где элементы колорита, подчинённые одному господствующему тону, нацелены на вдумчивое созерцание…

Близкие в творчестве

А я, глядя на работы Ольги Малютиной, в первую очередь почему-то вспоминала не мастеров прошлых веков, а замечательного смоленского художника Веру САМАРИНУ, которая не раз признавалась в своей любви к натюрморту. И, конечно, мнение специалиста такого уровня о творчестве коллеги, близкой по восприятию мира, мне было очень интересно услышать.

– Имя Сергея Малютина у всех на слуху, – замечает Вера Евгеньевна. – А вот о дочери его как о прекрасном живописце знают немногие. Я для себя, можно сказать, открыла это имя. Имя художника, которая создавала такие великолепные натюрморты – серьёзные, музейного уровня.

– Вы тоже охотно и с удовольствием пишете натюрморты…

– Для меня натюрморт – один из любимых жанров. Хотя многие считают его чем-то несерьёзным – наверное, потому что с него начинается обучение детей рисованию и композиции. А между тем в мировом искусстве он занимает достойное место. Очень много философских натюрмортов у голландских и нидерландских живописцев. Есть натюрморты, дополняющие жанровую картину и даже помогающие раскрыть её смысл…

Я люблю работать в этом жанре – с удовольствием восхищаюсь красотой вещей, хрустом капусты, запахом цветов… Но у меня графика, а у Ольги Малютиной – живопись. Причём высокого уровня. Тем более что масляная краска даёт большие возможности в изображении оттенков цвета, и мы видим, как мастерски художник использует это в своих работах.

– Вера Евгеньевна, а как вы относитесь к тому, что у Ольги Малютиной есть работы, не только жанрово, но и тематически созвучные с вашими?

– Для меня это просто как подарок! На душе очень приятное впечатление от такого созвучия. У меня есть серия «Хлеб», у неё – «Хлебы». У меня «Урожай» с капустой, у неё «Свежие овощи», где та же капуста изображена. Это удивительно – получается, что Ольга Малютина родная мне по духу. И меня это очень тронуло. Уж не знаю, в чём причина: то ли это женское начало так проявилось, то ли жанровая особенность самого натюрморта – то, что художнику самому необходимо удивиться, изображая обычные вещи, которые нас окружают…

Искусство жизни

Само слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая натура». А вот голландцы привыкли обозначать этот жанр словосочетанием «тихая жизнь». Философски это очень разные понятия. И первое уж точно не подходит к обозначению работ Ольги Малютиной.

– В натюрмортах Ольги Малютиной всё дышит жизнью, – считает Дарья Иванова. – У неё каждый предмет живой, со своей историей и характером. И, несмотря на то что он изображён замершим, зритель воспринимает его в череде событий. Как и положено в «тихой жизни». Вообще, предметный мир – неотъемлемая часть человеческого бытия. Самые разные вещи окружают нас повсюду. Но мало кто обращает внимание на их удивительную эстетику. Наверное, это особый дар – видеть в обыденности такую необыкновенную красоту, что всё изображённое художником становится высоким искусством…

Фото: Елена БЕЛЫХ

Ольга Суркова

Смолян приглашают на XXVII Всероссийский фестиваль «Гринландия»
В Смоленске стартовал областной этап Всероссийского фестиваля «Салют Победы»