Музыка торжествующего добра
На прошедшей неделе в Смоленске состоялось сразу два больших музыкальных мероприятия, приуроченных к Пасхе: Пасхальный концерт, организованный областной филармонией и Смоленской епархией, и выступление Симфонического оркестра Мариинского театра в рамках XVIII Московского Пасхального фестиваля. Символично, что оба они оказались календарно близки к празднику Великой Победы, поскольку и в том, и в другом случае речь идёт о торжестве добра над злом, света над мраком, жизни над смертью…
Радость жить
Нынешний Пасхальный концерт уже второй. В этом году он прошёл в областной филармонии, где зрителям была представлена музыкально-литературная композиция «Радость жить».
В основу литературной части проекта лёг одноимённый рассказ И. Островного, исполненный мастером художественного слова Викторией Кузьменковой.
– Это рассказ о любви и доброте, – пояснил приглашённый дирижёр Артём БЕЛОВ. – Главная героиня не может ходить, росла в неблагополучной семье, без мамы. Но, несмотря на все лишения, она настолько открыта душой и сердцем, что, увидев однажды на улице брошенного мальчишку, сжалилась над ним и, по большому счёту, дала возможность выстроить жизнь и стать человеком. И мне хотелось бы, чтоб этот человеческий посыл оставался в каждом из нас. Чтобы мы несли в мир радость жить и делились ею с нашими коллегами, друзьями и родственниками.
Музыкальными иллюстрациями повествования стали произведения Сергея Рахманинова, Валерия Гаврилина, Георгия Шендерёва, Рейнгольда Глиэра, Александра Гречанинова, Артёма Белова и смолянки Татьяны Симоновой. Все – в исполнении Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского. В вокальных партиях звучал голос солистки филармонии Людмилы Каминской.
– Большинство романсов, подобранных для этой программы, написаны для голоса и фортепиано и с народным оркестром никогда не исполнялись, – продолжил Артём Белов. – Материал пришлось перекладывать и адаптировать. Так что можно сказать, что процентов восемьдесят музыки звучало на нашем концерте впервые.
И руководство филармонии, и представители епархии уверены, что проведение Пасхальных концертов в Смоленске уже стало доброй традицией, которая, безусловно, будет продолжаться и в дальнейшем.
– Культура не может быть церковной или нецерковной, – уверен протоиерей Валерий РЯБОКОНЬ. – Потому что наша общая задача – сохранение той координаты ценностей, которая необходима для личности, для развития как отдельного человека, так и всего нашего общества. И очень важно, чтобы Пасхальный концерт не воспринимался публикой как некий церковный заказ. Ведь и рождественская, и пасхальная тематика есть в произведениях многих наших композиторов. Христианство вообще было в основе развития искусства во многих направлениях. И мы должны позаботиться о том, чтобы это был не просто какой-то концерт, посвящённый определённому празднику, но обязательно что-то эксклюзивное и необычное. Чтобы смоляне, слыша о Пасхальном концерте, предвкушали нечто особенное, интересное и гениальное. Это наше музыкальное приношение, возможность и таким образом выразить нашу радость и благодарность богу за Светлое Воскресение – победу добра над злом, над грехом, над смертью…
С остановкой в Смоленске
Кстати, те же мотивы победы жизни над смертью звучат и в опере Рихарда Вагнера «Тангейзер», второй акт которой был выбран маэстро Валерием Гергиевым для программы концерта в Смоленске. Концерта, который уже в шестой раз проходит у нас в рамках ежегодного Московского Пасхального фестиваля.
– Мы благодарны оркестру Мариинского театра и лично маэстро Валерию Абисаловичу Гергиеву за то, что в напряжённейшем графике пасхальных гастролей Смоленск теперь ежегодно является одной из точек этого тура, – заявил губернатор Алексей ОСТРОВСКИЙ во время беседы с журналистами. – Безусловно, это большая радость для смолян. Тем более что администрация области находит возможность распространить часть билетов бесплатно для наиболее нуждающихся категорий населения.
– Мы рады тому, что в этом коротком фестивальном маршруте всё-таки нашли возможность выступить в Смоленске, – признался маэстро Валерий ГЕРГИЕВ. – Потому что задача оказалась довольно сложной: за две недели посетить 21 город.
Нынешний Пасхальный фестиваль в отличие от прошлогоднего действительно не бьёт рекорды по продолжительности – пятнадцать дней, с 28 апреля по 12 мая. Его открытие традиционно состоялось в Москве в Светлое воскресенье. А дальше – гастрольный тур по российским регионам на восток и обратно.
– Мы выступили в Кемерове, Томске и Новосибирске, – продолжил Валерий Абисалович. – Нынче это были самые дальние города, если отсчитывать от Москвы. Конечно, в иные годы мы доходили и до Красноярска и Иркутска, но для этого необходимы хотя бы три недели дистанции. А у нас было всего две, и мы отработали их по максимуму.
Воронеж, Рязань, Екатеринбург, Пермь, Казань, Омск, Тюмень… В Смоленск оркестр приехал из Тулы, а выступив у нас, отправился в Москву, где в тот же вечер в концертном зале «Зарядье» состоялось торжественное закрытие фестиваля.
– Меня часто спрашивают, почему вы так напряжённо работаете, не слишком ли это тяжело для музыкантов, – поделился Валерий Гергиев с журналистами. – Но для нас это не только тяжёлый труд, но и огромная радость общения с публикой в регионах. Для нас такие выступления являются едва ли не самыми главными. И мне кажется, они нужны не только нам, но и публике. Не зря же залы во время наших выступлений, как правило, переполнены.
По традиции каждый из Пасхальных фестивалей посвящён юбилеям композиторов. В связи с чем нынешний сезон прошёл под знаком 175-летия Николая Андреевича Римского-Корсакова и 180-летия Модеста Петровича Мусоргского. Что, впрочем, не помешало маэстро Гергиеву вставлять в программу концертов произведения и других композиторов. Как, например, в Смоленске, где помимо уже упомянутого второго акта «Тангейзера» прозвучала и увертюра к опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки.
– Программа иногда зависит от того, чем в эти пять-шесть недель занимается Мариинский театр в принципе, – пояснил Валерий Гергиев. – Потому что даже при наших колоссальных творческих ресурсах обрушить на коллектив задачу «а давайте-ка выучим что-нибудь новенькое и исполним завтра в Смоленске» – это уже будет перебором. Мы сейчас занимаемся подготовкой нескольких оперных постановок. И одна из них – опера Вагнера «Тангейзер». Сегодня перед смолянами выступили и оркестр, и хор, и много певцов из Мариинского театра. Так что получился не только симфонический концерт, но и немножко театральное зрелище.
Под брендом Мариинки
Впрочем, вполне возможно, что в будущем в рамках Пасхальных фестивалей на сцене Смоленского драматического развернутся и полноценные оперные представления, а сам театр станет филиалом Мариинки. По крайней мере, подобные планы есть и у руководства региона, и у маэстро Гергиева.
– Сегодня впервые увидел это величественное здание с фасада, – признался Валерий Абисалович. – Раньше я обычно подъезжал с артистами к служебному входу и оттуда же уезжал. А сегодня зашёл с центрального и был впечатлён. На мой взгляд, здесь есть всё, чтобы этот театр стал таким очагом культуры, который щедро может дарить сотням тысяч людей высокое искусство. Если это будет наш общий проект, то, думаю, и мы, и смоляне от этого только выиграем.
– Мы очень благодарны маэстро за то, что он сразу поддержал инициативу администрации региона по возможному созданию филиала Мариинского театра на базе Смоленского драматического театра и уже порекомендовал определённые шаги, которые необходимо предпринять для того, чтобы данная инициатива стала реальной и была воплощена в жизнь, – прокомментировал Алексей Островский. – Это очень большой путь, очень сложная и долгая работа. И дискуссию по этому поводу мы продолжим в ближайшее время в рамках Петербургского международного экономического форума.
Результатом разговора, по словам Валерия Гергиева, должно стать появление к осени некой более-менее ясной дорожной карты, куда войдут уже конкретные шаги на пути превращения Смоленского драматического в филиал знаменитого питерского театра. Пока же к нам должен приехать главный инженер Мариинки, чтобы оценить технические возможности здания театра.
– Я думаю, мы найдём возможность сначала сделать что-то не слишком громоздкое, а потом будем наращивать скорость, – предположил Валерий Абисалович. – И, возможно, в рамках следующего Пасхального фестиваля мы сможем показать в Смоленске уже что-то театральное. Замечу, что люблю наш оркестр вне зависимости от того, играет ли он на сцене или под ней, аккомпанируя балету или оперным певцам, – и то, и другое музыканты Мариинки делают очень хорошо. В любом случае, я считаю, что мы просто морально обязаны сделать здесь, на родине Михаила Ивановича Глинки, что-то хорошее. Это отец русской музыкальной традиции. Да, у нас пели в храмах и пятьсот, и тысячу лет назад, но пришёл смолянин Глинка и сумел на невероятно высоком уровне обобщить российский и европейский опыт. Сначала «Жизнь за царя», потом «Руслан и Людмила» – и русская оперная традиция стала уже не младенцем, а богатырём. А потом было уже вопросом времени, когда придут новые российские композиторы и наше оперное искусство станет одним из самых сильных в истории человечества. Вот что сделал ваш земляк Михаил Иванович Глинка…
Фото: Григорий КАЛАЧЬЯН и Яна МАРКЕВИЧ
Ольга Суркова