В Смоленске открылась выставка Вячеслава и Веры Самариных
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка смоленских художников Вячеслава и Веры Самариных. В экспозиции, занимающей весь второй этаж центра, представлены работы, написанные за десятилетия творчества. И здесь, как в хорошей картинной галерее, внимательный зритель может найти всё: повод для улыбки и грусти, возможность удивиться и задуматься, открыв для себя новые нюансы в восприятии каких-то явлений и событий…
Бесконечность познания
Выставка «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» приурочена к 80-летию народного художника России Вячеслава Самарина. Однако стало уже традиционным, что автор свои юбилейные экспозиции дополняет работами собственной супруги – заслуженного художника России Веры Самариной. Так что выставка получается семейной, и в этом её особая прелесть.
– Уверен, что эта выставка с поэтическим названием принесёт много радости смоленским зрителям, – предположил в видеообращении, прозвучавшем на вернисаже, учитель и друг семьи Самариных народный художник СССР Борис НЕМЕНСКИЙ. – Что мудрое проникновение в жизнь, которое есть в произведениях этих мастеров, обязательно тронет души посетителей. Оно неоднозначно – в нём много значений, как и положено в настоящих традициях русской культуры. Я очень надеюсь, что смоляне обратят внимание на эту выставку и моим друзьям удастся серьёзно поговорить со зрителями.
В экспозиции работы обоих авторов представлены вместе, и это тоже замечательный ход, так как произведения, дополняя и оттеняя друг друга, дают зрителям возможность, переключаясь, находить больше интересных деталей и ракурсов в творчестве каждого.
– Я недавно где-то вычитала, что пожилой человек – это тот, который пожил на свете, – замечает Вера САМАРИНА. – Наверное, мы с Самариным относимся к категории таких людей: пожили, и вот выставка, которой мы отчитываемся за прожитые годы. Здесь представлены работы, которые вы уже могли видеть раньше. Но мы ведь слушаем Глинку бесконечно, читаем стихи любимых поэтов и в любых картинных галереях постоянно возвращаемся к произведениям, что нас трогают. Потому что искусство притягивает, а картина требует долгого рассмотрения…
Рассматривать эту экспозицию можно бесконечно. Более того – она, как хорошая музыка, остаётся звучать в тебе и после того, как затих последний аккорд…
Художник-композитор
– Эпиграфом к этой выставке я взял строчку из Есенина, – говорит Вячеслав САМАРИН. – Это поэт, чьи стихи были воздухом, которым я дышал всю жизнь. Он – душа русского народа, и мне кажется, что у нас его до сих пор недооценивают. Я привык возвращаться к его стихам вновь и вновь. И каждый раз они звучат по-новому. Это такая загадка. Так же и с хорошими картинами. Наверное, это как радиация – человек столько всего туда набивает, что она потом ещё долгое время отдаёт, заражая своей энергетикой зрителей.
В этом смысле работы самого Вячеслава Фёдоровича действительно радиоактивны. Потому что, едва попадая в поле зрения, притягивают к себе надолго, заставляя пристально вглядываться с разных точек и ракурсов и вдруг застывать, натолкнувшись на целый источник мыслей и чувств.
Вера Евгеньевна сравнивает картины супруга с симфониями – сложными полифоническими произведениями из нескольких частей, где каждая нота, каждый аккорд держат слушателя в напряжении, вызывая целую гамму эмоций. Сам Вячеслав Фёдорович считает, что его произведения больше похожи на книги. Первый взгляд, общее впечатление – это обложка, за которой много всяких глав и различных ходов. И историй, которые для каждого читающего (в данном случае зрителя) свои.
– А ещё эти картины – часть моей биографии, – признаётся художник. – Я себя от них не отделяю. Как бы я мог писать тайгу, если сам там не замерзал? И как можно достоверно изобразить шкуру не убитого мной медведя? Чтобы картина получилась правдивой, я должен был через всё это пройти…
Его работы правдивы до каждого штриха. И какие бы эмоции ни читались в глазах его героев: боль, тоска, грусть, радость, усталость, – всё это пережито самим автором, а потому передано с особой достоверностью.
– Фундамент каждой выставки Самарина – это его работы, которые хранятся и экспонируются в нашем музее, – считает заместитель директора Смоленского музея-заповедника Тамара ОРЛОВА. – И я хочу сказать, что мы имеем дело с очень хорошим художником. Время показало, что он был на правильном пути – ведь, сколько бы его ни ругали, он шёл своей дорогой. И это всегда была такая внутренняя свобода! Я смотрю на его работы и наслаждаюсь. Конечно, Самарин заслуживает того, чтобы о нём говорили, чтобы его картины остались в истории. И это большая удача, что основные его работы – в нашем музее.
Кстати, у посетителей этой выставки есть уникальная возможность увидеть ещё не оконченную картину «Автопортрет с Есениным», а может быть, даже и застать художника за работой над ней…
Об удивительном – с удовольствием
– Самарины вдохновляют свои творчеством, – говорит художник Мария ПОТАПОВА. – Вячеслав Фёдорович – своей основательностью и вдумчивостью, фундаментальной картинной живописью. Вера Евгеньевна – удивительной техникой графики. Её манера письма для меня образцово-показательна: всё так эмоционально, ярко, оптимистично…
Сама Вера Самарина всегда подчёркивает, что она прежде всего жена, а потом художник. Собственно, потому и выбрала графику, что ею можно заниматься буквально на коленках в перерывах между уборкой и приготовлением обеда. Однако достаточно даже беглого взгляда на её работы, чтобы понять: в них есть какая-то особая магия, отличающая творца от ремесленника.
– Я очень люблю графику, – признаётся Вера Евгеньевна. – Она удивительна и очень разнообразна. Тем более сейчас, когда появилось море материалов, позволяющих работать в разных техниках, – меня это вдохновляет. Я с удовольствием делаю натюрморты, которые бесконечно люблю и каждой вещью в них восхищаюсь. Мне кажется, в них много загадочного: это и отношение к жизни, и любование предметом, и даже философия…
На мой взгляд, ключевая для творчества Веры Самариной фраза: «делаю с удовольствием». Любой штришок в её работах – это удовольствие жить и видеть прекрасное в обыденном, удивляться и удивлять. Её работы невероятно легки и воздушны по первым впечатлениям и в то же время многоплановы и неоднозначны, когда начинаешь их детально рассматривать.
– Все идеи – это метафизика, – считает сын Самариных Дмитрий. – Художник каким-то особым чутьём эту метафизику считывает и воплощает в своих произведениях. А зритель, чтобы всё понять, должен напрячься, потрудиться душевно – лёгкого восприятия в настоящем искусстве не бывает…
В общем, настройтесь на встречу с прекрасным. И готовьтесь смотреть не только глазами, но и душой, поскольку «самого главного глазами не увидишь – зорко одно лишь сердце». Ну и ловите момент, пока всё богатство и разнообразие творчества Вячеслава и Веры Самариных доступно для просмотра…
Для справки
Вячеслав Самарин – народный художник России. За выдающийся вклад в изобразительное искусство России награждён медалями имени Василия Сурикова и Александра Иванова и премией ЦФО за 2009 год.
Родился в 1938 году в Москве. Окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института. В 1962 году приехал по распределению в Смоленск. Четыре года преподавал на худграфе Смоленского пединститута, потом полностью посвятил себя творчеству.
Работы художника хранятся в Смоленском музее-заповеднике, в Министерстве культуры России, музеях Тамбова, Армавира, Норильска, Рославля, Гагарина. Некоторые картины находятся в частных коллекциях в России, США, Польше, Швейцарии, Италии.
Вера Самарина – заслуженный художник России. Награждена Золотым нагрудным знаком Союза художников России, медалью Ю.А Гагарина от Ассоциации музеев космонавтики России.
Родилась в 1940 году в Москве. Окончила художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института. В Смоленск приехала по распределению. И с тех пор – более полувека – преподаёт в одном вузе, который сейчас называется СмолГУ.
Работы Веры Самариной хранятся в Смоленском музее-заповеднике, дирекции выставок Союза художников России, Художественном фонде и Министерстве культуры России, музеях Рославля и Гагарина, а также в частных коллекциях в России, США, Германии и Монголии.
Фото: КВЦ имени Тенишевых
Ольга Суркова