Культура

Музыка избравшего путь красоты

13 апреля 2019 года в 08:33

«Путь красоты Алексея Станчинского» – музыкальный праздник с таким названием прошёл в Новоспасском. Примечательно, что на мероприятии, приуроченном к 131-й годовщине со дня рождения композитора, говорили не только о прошлом, но и о будущем. Здесь состоялась презентация двух новых проектов, связанных с музыкальным наследием А.В. Станчинского…

Дом под радугой

Станчинские жили всего в паре вёрст от Новоспасского – в усадьбе Логачёво. И, между прочим, в этом году исполняется ровно 120 лет, как отец композитора приобрёл это имение, некогда принадлежавшее Л.И. Шестаковой – сестре М.И. Глинки.

«Когда мы подъезжали к Логачёво, на небе раскинулась радуга, и мы как будто въехали в эту радугу», – написал Владимир Николаевич Станчинский после своей первой поездки сюда. А его дочь Лидия, старшая сестра Алексея, вспоминала о переезде семьи так: «Мы с волнением въехали в обширный двор, в глубине которого стоял серый деревянный дом. Мы побежали осматривать. Старинный дом с двумя рядами колонн перед узким балконом, выходящим в сад. Кругом большие кусты роз и жасмина, кусты сирени, яблоневый сад по склону к ручью, заросшему ветвистыми ракитами. Прямо от балкона – тропинка к старой бане, стоящей на берегу заросшего прудочка. По обеим сторонам тропинки – старые высокие тополя. Справа от бани – беседка из липок. Огибая баню, тропинка спускается к колодцу-кринице с ключевой водой на берегу Десны, которая здесь под прямым углом течёт из Новоспасского».

К сожалению, сейчас всё это великолепие осталось лишь в воспоминаниях. Никаких построек в Логачёво не сохранилось. Как, собственно, и самого Логачёво. Однако скоро на месте усадьбы Станчинских будет установлен памятный камень с соответствующей надписью. По крайней мере, конкретное место уже выбрано, и процесс перешёл в этап необходимых согласований и подготовки технической документации.

– В 2019 году будет несколько юбилейных дат, которые прослеживаются в биографии Алексея Станчинского, – замечает руководитель Музея-усадьбы М.И. Глинки в Новоспасском Татьяна ЧИБИСОВА. – 120 лет назад, в 1899 году, семья Станчинских переезжает в Логачёво. В этом же году 11-летний Алексей поступил в Смоленскую гимназию, а через пять лет уже сыграл первый концерт из собственных произведений. Солидная музыкальная программа прозвучала тогда в его исполнении: несколько пьес для фортепиано, три песни без слов и романс «Мне снилось вечернее небо». А 105 лет назад в Московской консерватории состоялся концерт пяти молодых композиторов, из которых критики особенно отмечали Алексея Станчинского. Но, к сожалению, 23 сентября того же, 1914 года Алексея Владимировича не стало…

Впрочем, стоит вспомнить и ещё об одной круглой дате – уже романтической. 110 лет назад, в 1909 году, Алексей Станчинский познакомился с Еленой Бай – будущей матерью его единственного сына…

Полное собрание

В день памяти Алексея Станчинского в Новоспасском традиционно звучит его музыка. В этом году гости праздника стали первыми слушателями записей ранних произведений композитора в исполнении московской пианистки Ольги Соловьёвой.

Идея издания всей фортепианной музыки Алексея Станчинского на компакт-дисках принадлежит самой Ольге, которая работала над этим проектом в течение нескольких лет. Выход первого диска, куда вошли ранние произведения, написанные до 1911 года, планируется ближе к декабрю. Однако записи для него уже готовы.

– Живое исполнение, конечно, имеет особую прелесть, – говорит Игорь ПРОХОРОВ, руководитель Общества имени Бориса Чайковского, под эгидой которого звукозаписи и были сделаны. – Оно позволяет музыканту видеть, для кого он играет, а слушателям – ловить сиюминутные эмоции. Для студийной работы – задача другая, и, может быть, даже более сложная: необходимо совместить свои мысли и чувства с максимально близким к идеалу техническим исполнением.

Ольга записывала несколько вариантов каждого произведения и потом сама выбирала из них лучший. В итоге получилась программа длительностью чуть больше 70 минут. Это и есть первый том сочинений – всё, что Алексей Станчинский написал до своей болезни.

Запись проходила в студии телеканала «Культура» в Москве – знаменитой Первой студии Дома звукозаписи на Малой Никитской, известной ещё с довоенных времён. По словам Игоря Прохорова, «это совершенно потрясающее по своим акустическим возможностям помещение, где записывались все наши известные музыканты и даже камерные оркестры».

Песни без слов

Интересно, что знакомство Ольги Соловьёвой с музыкой Алексея Станчинского произошло почти случайно: директор фестиваля в Германии попросил её исполнить одну из сонат композитора.

– Имя это я, конечно, уже слышала, а вот музыку не представляла, – призналась Ольга в разговоре со мной. – Помню, ещё подумала тогда: такая большая соната – столько нового, неизвестного учить. Но когда открыла ноты и стала играть первую тему, сразу же прониклась – такая красота необыкновенная. И ещё меня поразило, почему об этой музыке ничего не говорят, практически никто о ней даже не знает.

Через несколько лет Ольга вернулась к этой теме, которая к тому моменту уже оформилась в конкретную идею: записать всю фортепианную музыку Алексея Станчинского. А чуть позже, буквально пару лет назад, она впервые побывала в Новоспасском, играла его сочинения в стенах Музея-усадьбы Михаила Глинки. Наверное, волшебство атмосферы этого места добавило свои нюансы и в то исполнение, которое теперь запечатлено в студийной записи.

Вообще, надо сказать, что Ольга Соловьёва играет музыку Станчинского с какой-то особой искренностью. И дело здесь не только в исполнительском мастерстве пианистки, но и в глубинном понятии и принятии этих произведений, звучащих, по её собственным словам, «как оголённый нерв, на пределе чувств – как будто человек рассказывает о самом сокровенном».

Признаюсь, впервые музыка в записи произвела на меня такое сильное впечатление. И, что уж было совсем волшебно, даже снежинки за окном кружились в такт мелодий песен без слов, то экспрессивно вихрясь, а то плавно падая и практически исчезая под замирание последних звуков…

Вместе с гостями слушала записи и сама исполнительница. Слушала внимательно, мысленно проигрывая каждую ноту. И, конечно, волнуясь.

– Трудно абстрагироваться, когда ты сам это исполнял, – замечает Ольга Соловьёва. – И, наверное, я скорее слушала себя как педагог, пытаясь проанализировать, насколько всё правильно звучит и доходит ли смысл задуманного мной до слушателей. Это было интересно и очень волнительно. И мне понравилось…

Сейчас Ольга приступила к работе над вторым томом проекта, куда войдут сочинения, написанные Алексеем Станчинским после 1911 года…

Ноты для начинающих

Второй творческий проект, представленный во время праздника «Путь красоты Алексея Станчинского», – издание сборника произведений композитора, куда вошли избранные сочинения для фортепиано, а также две пьесы для скрипки и фортепиано. По словам руководителя Смоленского отделения Союза композиторов России Николая Писаренко, деньги на реализацию проекта будут выделены из субсидий областной администрации.

– Сборник небольшой по объёму, – поясняет правнук Алексея Станчинского, художественный руководитель детского оркестрового объединения Дворца творчества детей и молодёжи в Смоленске Александр ЗУЙ. – Это объясняется тем, что музыка Станчинского технически достаточно сложная. А мы хотим, чтобы и начинающие исполнители могли узнать это имя и ввести какие-то произведения в свой репертуар.

К сожалению, пока печатные издания произведений Алексей Станчинского – большая библиографическая редкость. При жизни автора был напечатан всего один опус. В конце 20-х годов вышли ноты под редакцией Николая Жиляева, но тираж этих изданий был очень маленьким – 300 экземпляров. К тому же сам Жиляев в 1937 году был арестован и расстрелян по делу маршала Тухачевского, в связи с чем и эти ноты были изъяты из обращения.

Какие-то пьесы Станчинского были напечатаны только в 60-х годах и позже. Так что новый сборник, который готовят к изданию в Смоленске, будет для юных исполнителей очень кстати. Тем более что в него вошло и несколько сочинений, которые ранее не публиковались вообще.

В заключение праздника гостям рассказали о малоизвестных фактах, связанных с жизнью и творчеством Алексея Станчинского. Советник-эксперт областного департамента по культуре Надежда Деверилина назвала своё выступление «Долг чести Владимира Николаевича Станчинского. Новые материалы об отце композитора». А Игорь Прохоров построил свой доклад на переписке Алексея Станчинского с Сергеем Танеевым, где обсуждались не только творческие, но и житейские, и даже философские моменты.

Кстати, по словам Игоря Прохорова, словосочетание «путь красоты» в названии праздника в Новоспасском появилось не случайно. Это цитата из довольно большой дневниковой записи, где Алексей Станчинский рассуждает о своём предназначении и путях, которые проходит душа.

– Композитор пишет, что есть путь страдания. И путь красоты. Причём последняя фраза так и стоит отдельным предложением. И мы назвали праздник «Путь красоты Алексея Станчинского», потому что красота – это обязательная составляющая любой хорошей музыки…

Фото: Смоленский музей-заповедник

Ольга Суркова

Искусство гармоничного развития
Алексей Островский потребовал уделить особое внимание сохранению Гнездовского археологического комплекса