Рыбий жир ленинградских речных фонарей
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Коллекция перемен». В экспозиции представлены работы художников ленинградской школы живописи. И поскольку период, когда создавались эти работы, ограничен второй половиной прошлого века – временем самых больших надежд и разочарований жителей страны, которой больше нет, – то у некоторых посетителей они, безусловно, вызовут чувство ностальгии…
Рождённая в юбилей
Работы для этой экспозиции предоставлены музейно-выставочным центром «Петербургский художник». Он был открыт в 2005 году, и сегодня в его фондах находятся произведения более сорока художников, которые работали в Ленинграде во второй половине XX века.
– Наш музей существует уже 14 лет, и за это время в нём прошло более сорока персональных выставок, – отметила координатор выставочных проектов центра «Петербургский художник» Инна ВАУЛИНА. – Мы выбрали достаточно узкое направление – ленинградские художники второй половины XX века, благодаря чему нам удалось более детально исследовать само явление ленинградской школы живописи и найти среди работ настоящие шедевры.
Передвижная выставка «Коллекция перемен» родилась в 2015 году, когда «Петербургский художник» отмечал свой десятилетний юбилей. В неё вошли наиболее показательные работы из фондов музея, способные продемонстрировать зрителю особенности ленинградской реалистической школы живописи. С тех пор экспозиция не прекращает своего триумфального шествия по стране: за два года она посетила более двадцати городов России, в том числе Москву, Тверь, Владимир, Великий Новгород.
– Нам хочется, чтобы как можно больше людей могли познакомиться с этим явлением в отечественном искусстве, – продолжает Инна Ваулина. – Здесь представлены работы разных авторов, выполненные в различных жанрах: пейзажи, портреты, натюрморты, этюды и эскизы к картинам. Тематика произведений тоже весьма разнообразна. Но главное – благодаря этим работам перед зрителем возникает собирательный образ, раскрывающий характер целой эпохи…
Машина времени
Итак, что же это за явление такое – ленинградская школа живописи? В чём его характерные особенности и неповторимый стиль? Разбираемся вместе с Инной Ваулиной.
– Все авторы представленных на выставке работ объединены прежде всего общей академической школой. Я имею в виду Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, который окончил практически каждый из них. И главное отличие художников ленинградской школы – в их следовании академической традиции реалистической живописи. Мироощущение и поэтика русского искусства здесь обретают естественную, простую человеческую интонацию, искренность чувств и умение выразить их с достоинством и в высшей степени профессионально.
Ещё одна отличительная особенность ленинградских живописцев – работа с цветом. Он так же неярок и скромен, как сама северная природа. И в то же время богат множеством тонких оттенков, с которыми умело экспериментируют мастера. Кроме того, в большинстве произведений, безусловно, прослеживается влияние французского импрессионизма, поскольку тенденция к изучению живописной манеры европейских художников определилась ещё в начале XX века – в самый момент зарождения того явления, которое позже оформится в ленинградскую школу живописи.
– Можно сказать, что это явление сформировалось под влиянием двух основных факторов: места и времени. При этом и место, и время здесь имеют более сложную семантику, чем простое определение города и лет.
Время в искусстве вообще отражается по-своему. И ценность реалистического направления ещё и в том, что созданные произведения остаются как бы свидетелями уходящих лет, людей и событий, которые становятся историей. Тем более когда речь идёт об истории Ленинграда – города, которого уже нет…
– Ленинградская школа реалистической живописи – это эмоциональная сдержанность и глубина чувств, созерцательность и ясность выражения мысли. Принципиально жизнеутверждающий подход к отражению окружающего мира, почти документальная достоверность образов вместе с их символической интерпретацией дают эффект вневременного и всепространственного путешествия в поисках гармонии и утверждения её.
Личный вклад
В «Коллекцию перемен» вошли работы Александра Романычева, Василия Борисенкова, Михаила Ткачёва, Эдварда Выржиковского, Энгельса Козлова, Виктора Коровина и других ярких представителей ленинградской школы. К сожалению, нет возможности рассказать здесь о каждом из них, но на паре персоналий всё же остановимся.
Прежде всего, смоленским любителям живописи будет, безусловно, интересен Эдвард Выржиковский. На выставке представлен его натюрморт «Запах весны». Но дело в том, что ещё одна работа этого автора находится в постоянной экспозиции Художественной галереи Смоленского музея-заповедника, так что у внимательного зрителя есть возможность сравнить.
– Конечно, почерк Эдварда Выржиковского узнаваем, – считает Инна Ваулина. – Узнаваема манера письма, колорит. Это был автор, обладавший особой цельностью образного видения мира. Реалистическая традиция дополнялась у него интонацией доверительного отношения к изображаемому.
Начало творческого пути Эдварда Выржиковского во многом типично для его коллег-сверстников. В возрасте двух лет мальчик с родителями переезжает из Иркутска в Ленинград. Рано обнаружившиеся художественные способности, желание стать живописцем, затем война, блокада. Позже – постепенное возвращение к мирной жизни, учёба в художественной школе, в институте имени М.Е. Репина.
По мнению искусствоведов, Выржиковский был чуток и к гармонии ландшафта, и к красоте предметов. Для его натюрмортов особенно характерны открытые, звучные цветовые акценты. Заметен и интерес художника к импрессионистической свободе письма, что проявляется в артистизме мазка, обозначающего форму цветка…
Ещё один яркий представитель ленинградской школы – Виктор Коровин, чья знаменитая фамилия привлекает многих посетителей выставки. Его работы – это как раз иллюстрация сильного воздействия гения места. Легендарный город на Неве с его историей, архитектурой и особенным светом стал источником постоянного творческого вдохновения для художника.
– Коровин любил писать с натуры, неизменно находя в городской и природной среде нечто особенное и волнующее, что он умел передавать с тонким чувством деликатного колориста, – говорит искусствовед Анастасия ГАФАРОВА. – Ценность его небольших по размеру, но ёмких произведений – в мастерстве, с которым Виктор Коровин умел создать нечто более глубокое и цельное, чем просто пейзаж…
Впрочем, остальные авторы работ из «Коллекции перемен» тоже достойны того, чтобы смоляне лично познакомились с их произведениями, приняв для иммунитета «рыбий жир ленинградских речных фонарей». Выставка будет работать до 28 апреля.
Фото: Дмитрий Прудников
Ольга Суркова