Культура

Лариса Бурханшина: нащупать очертания…

2 февраля 2019 года в 21:05

В Доме художника в Смоленске открылась персональная выставка живописца Ларисы Бурханшиной «Очертания предметов и явлений», посвящённая юбилею автора. В экспозиции представлены работы разных жанров: портреты, натюрморты, пейзажи, тематические картины. Как отметили коллеги художника, пришедшие её поздравить, «всё очень прочувствовано, от души». Поэтому зритель видит не просто лица, цветы или сельские просторы, изображённые на холсте, – это прежде всего внутренний диалог автора со своей натурой…

Свой взгляд

– Лариса, у вас есть прекрасная возможность представить свою выставку нашим читателям…

– Выставка называется «Очертания предметов и явлений». Это не просто красивая фраза – в ней мой взгляд на собственное творчество. Я не считаю, что достигла настолько высокого уровня, когда кисти подвластна суть вещей и явлений. Нет, пока это только очертания, которые я нащупываю. Прикосновение к теме – явлению или событию, о котором хочу рассказать.

Чаще всего это личность – это меня сейчас особенно привлекает. И мне хочется показать не только внешний облик человека, но и рассказать о его внутреннем мире, характере, мыслях – выразить какие-то тонкие вещи, которые мне самой удалось понять.

Сейчас – это только очертания. Что будет впереди – посмотрим…

– У вас здесь разножанровые работы…

– Можно сказать, что эта экспозиция подводит итоги некоего начального периода моей творческой биографии. Потому что я начала выставляться поздно – впервые только в сорок лет. Так что вы видите этап моего становления. То, что меня интересовало на этом этапе – жизнь в её различных проявлениях: цветах, плодах…

Теперь остановилась на человеке как сложном явлении – внутреннем и социальном. Это очень интересно. И это то, чем я хочу заниматься сейчас.

– То есть цветы – это уже пройденный этап? Или непроходящий?

– Цветы – это чудо. Поэтому время от времени я обращаюсь к этому мотиву. И останавливаться пока не хочу. Природа настолько щедра и прекрасна, что художнику нельзя пройти мимо, не восхитившись.

Я рассматриваю цветок как тайну. Божественную тайну, принесённую на землю для того, чтобы человек любовался и постигал гармонию, воплощённую в нём. И запах, и листья, и лепестки – это просто чудо. И художник может только мечтать приблизиться к божественному замыслу и пытаться создать версию своего восприятия.

– И это всё цветы, которые вы сами вырастили на своём участке?

– В основном, да. Даже цветущие веточки персиков с моих деревьев, которые я подстригала весной и поставила в вазу. Это из моей жизни в Самарканде, где у меня был садик. В Смоленске у меня тоже есть садик, но уже без персиков.

Лицом к лицу

– Лариса, обычно на выставках выделяется одна работа, которую автор делает заглавной…

– Если речь идёт только об одной работе, то я бы выделила портрет искусствоведа Владимира Михайловича Аникеева. Мы с ним познакомились на реставрации иконостаса в Успенском соборе. Узнала его ближе, и меня просто потрясла глубина его мыслей и человеческих качеств. Я долго вынашивала этот замысел, и вот, наконец, представила работу на суд зрителей.

– На выставке представлена живопись. И только одна работа графическая: портрет вашего мужа Шамиля…

– Этот угольный портрет я делала с внутренним чувством к человеку, с которым бог свёл меня в этой жизни. Я старалась создать именно тот образ, который есть у меня внутри…

– Супруг помогает вам в творчестве?

– Мы с ним оба творческие люди. Но там другая позиция – техническая. Он очень изобретателен и ежедневно воплощает какие-то свои проекты. А у меня как у художника несколько другие аспекты.

С одной стороны, в этом есть трудность, а с другой – мы, видимо, обогащаем друг друга. Находим возможность не разорвать эту связь за годы нашей совместной жизни, а это уже больше 35 лет. Я назову это непростым союзом, потому что не всегда нам бывает легко. Иногда что-то приходится делать и вопреки ситуации. Но порой меня это даже подстёгивает – не даёт возможность спустить рукава и распустить нюни. Вообще творчество выводит меня из любых сложных ситуаций.

– Сын не пошёл по вашим стопам?

– Нет, Серафим филолог. Но он хорошо чувствует живописные материи. С ним всегда можно поговорить и посоветоваться, чему я очень рада.

Зуд творчества

– Лариса, а что в вашем творчестве является побудительным мотивом, заставляющим вас ежедневно брать в руки кисти?

– Слова мало могут обозначить, как определяется эта внутренняя потребность. Она, видимо, сформирована не просто в жизни – человек приходит сюда уже с чем-то. И сколько себя помню: маленькой девочкой, потом подростком – я всегда ходила с альбомчиками и все свои впечатления обязательно зарисовывала. Альбомчиков было много, они копились… Но так я почувствовала внутреннюю потребность оформлять всё в какой-то образ.

А дальше была учёба, шлифовка каких-то профессиональных навыков… Не устаю повторять, что я выходец из нашего худграфа. И люди, которые делились со мной своим творческим опытом, очень большую роль сыграли в моей судьбе. И первой была Лилия Фёдоровна Свобода – мой дипломный руководитель. Я человек застенчиво-скромный и всегда стеснялась быть напористой – она меня ободрила…

– Юбилей – хороший повод не только подвести итоги, но и заглянуть в будущее…

– Каждый день происходит какое-то развитие. Мы движемся, если внутри есть потребность идти к совершенству. И эта потребность постоянно не даёт тебе покоя. А с годами это становится всё ощутимее: бытовые вещи уходят на второй план, и ты больше думаешь о работе. Причём чем дальше, тем больше – какие-то замыслы и размышления возникают постоянно.

И люди. Меня привлекают люди и их внутренний мир. Это целый космос, и надо найти средства, чтобы отразить его в своих работах. Путь долгий, и он меня очень привлекает…

Для справки

Лариса Бурханшина – живописец, член Союза художников России.

В 1982 году окончила с отличием художественно-графический факультет Смоленского государственного педагогического института, защитив дипломную работу по живописи.

Сразу по окончанию учёбы создала детскую изостудию на базе ДК Авиационного завода.

В 1983-92 годы жила в Узбекистане. Работала в Самаркандском институте археологии Академии наук Узбекской ССР.

– Прикосновение к загадочному миру Востока, сближение с его философией, культурой и мировоззрением, знакомство с величественными памятниками архитектуры, с людьми, хранящими веками незыблемые традиции, оставили неизгладимый след в душе художника и оказали сильное влияние на её первые творческие работы, – считают коллеги Ларисы Бурханшиной.

В 1991 году принимала участие в росписи храма Покрова Божьей Матери в Самарканде.

С 1992 года живёт и работает в Смоленске. Плодотворно занимается живописью, активно участвует в международных областных и региональных художественных выставках…

Говорят коллеги

Константин Куликов:

– Мне как скульптору приятно видеть, что Лариса не боится работать над портретами своих героев и представлять их зрителям. У нас на областных выставках портрет – явление редкое, а здесь этот жанр представлен широко…

Владимир Лавренов:

– Мне нравятся работы Ларисы тем, что они композиционно выдержаны, гармонично построены, колоритны. В них нет ничего лишнего. В портретах виден характер героя. А ведь это, пожалуй, самое главное – поймать внутреннее состояние человека…

Владимир Петров:

– Я увидел довольно интересную выставку. По-женски своеобразную, с интересной вязью и живописной структурой. И всё очень прочувствовано…

Вера Самарина:

– Рекомендацию Ларисе в Союз художников давал Вячеслав Самарин, а он очень избирателен. И у него есть такая фраза, что хороший художник может сделать плохую работу, а плохой хорошую – никогда. У Ларисы есть интересные работы, значит она хороший художник…

Фото: Виктор ПОЯРКОВ

Ольга Суркова

В Смоленске открылась выставка, посвященная блокадному Ленинграду
Владимир Грамматиков: кто придумал Зелибобу