Культура

Владислав Косарев: «Поклонники мне не нужны…»

15 августа 2018 года в 18:01

Несколько вопросов любимому артисту смоленской публики.

Владислав Косарев давно живёт в Москве, но связи с родным Смоленском не теряет до сих пор. И публика наша всегда рада встрече с любимым артистом, который традиционно дарит ей новую программу в первый весенний праздник – 8 Марта. Правда, у меня лично в этом году не получилось встретиться с Владиславом на его концерте, поэтому (спасибо новым технологиям!) мы смогли пообщаться только спустя несколько месяцев по скайпу…

О любви и верности

– Владислав, в прошлый раз мы беседовали с вами два года назад. Понятно, что за это время в вашей творческой жизни много событий произошло. Но, может быть, вы вспомните какие-то особенно яркие?

– Ярких тоже было много. Одно из них – в прошлом году мне присвоили звание заслуженного артиста Карелии. Так получилось, что, живя в Москве и достаточно много гастролируя, я за последние шесть лет дал в этой республике больше двадцати концертов. Какие-то из них были благотворительными. И далеко не все проходили в Петрозаводске – могу назвать ещё минимум семь городков и посёлков, где принимали нас с оркестром народных инструментов Петрозаводской филармонии.

Вообще, мой гастрольный график за эти пару лет очень расширился. Мне сейчас проще назвать города, где я ещё не был, нежели перечислять те, где я уже выступал. Каждый сезон – это две, а то и четыре новые программы для разного зрителя.

Естественно, уже стало доброй традицией, что каждый год в июле я попадаю в Муром на концерт, посвящённый Дню семьи, любви и верности. Попадаю только потому, что предлагаю оргкомитету песню, которая соответствует духу праздника.

- Насколько я знаю, в этом году в Муроме была премьера песни, музыку которой написали вы…

– Да. И мне очень радостно, что нам с автором слов Екатериной Ладгарой удалось написать такую песню, которая очень точно попала в саму идею праздника. Потому что спеть просто о любви для этого мероприятия недостаточно – нужны особые слова, где сочетались бы все три понятия: семья, любовь и верность.

А в прошлом году на этом же концерте я исполнял песню «Распустились ромашки в России», тоже на стихи Екатерины. Музыку написал Виталий Кись, который очень хорошо известен смолянам как прекрасный гитарист. Так вот он ещё и талантливый композитор, работающий в разных жанрах.

Это просто замечательно, что в наше время есть люди, которые пишут интересные, глубокие и яркие песни и в какой-то степени продолжают лучшие традиции советской эстрады.

Классика жанра

– Как вы находите эти песни?

– Огромное количество материала приходит мне на почту. Я всё просматриваю, прослушиваю. Тут ведь ещё очень важно, чтобы песня была не просто хорошей, а вызывала отклик в тебе самом, в твоём сердце... Это как в жизни: есть много хороших людей, но не все они становятся твоими друзьями. А бывает, что я нахожу хорошие стихи у того же Рубцова или даже Есенина (не всё ещё положено на музыку) и прошу друзей-композиторов сочинить мелодию…

– И всё-таки основную часть вашего репертуара по-прежнему составляют популярные песни советской эстрады…

– Не только популярные, но и незаслуженно забытые. Возвращаясь к тому же концерту в Муроме – несколько лет назад я исполнил там песню «Бескорыстная душа», написанную Александрой Пахмутовой и Марком Лисянским. Публике она была абсолютно неизвестна, а сейчас вернулась на эстраду: её поют дети, она звучит на конкурсах.

Я очень рад, что мне удаётся возвращать такие незаслуженно забытые песни советской эпохи. Для многих зрителей большинство из них является настоящим открытием.

К сожалению, сегодня нас окружает огромное количество каких-то одноразовых произведений, слепленных буквально на коленках. И это ненормально. Одноразовым может быть предмет гигиены, а не песня или фильм, если они сделаны с душой и талантом настоящим творцом. Не может песня существовать, как это часто сейчас происходит, два-три месяца максимум, дальше уступая чему-то такому же недолговечному, но хорошо упакованному, что бухает с проезжающего автомобиля. И с каждым годом тексты становятся всё тупее, примитивнее и пошлее – просто катастрофа!

Я часто говорю на своих сольных концертах: попробуйте какую-нибудь современную песню спеть за столом на семейном торжестве. Да просто не сможете! Разве что за редким исключением, которое лишь подтверждает общее правило. Если русские и советские песни XX века без труда находили путь к человеческому сердцу, то к какому органу чувств обращается большинство современных поэтов и композиторов, я не совсем понимаю. Поэтому в моём репертуаре так много песен, которые прошли проверку временем и стали настоящей классикой. И хочу добавить, что на каждом концерте мы обязательно исполняем вместе с залом хотя бы одну песню.

Романтика романса

- Владислав, особая часть вашей жизни – съёмки в передаче «Романтика романса»…

– Да, это так.

– Хотелось бы узнать ваше отношение к романсу как к жанру…

– Во-первых, я его обожаю – иначе никогда бы этим не занимался…

– А чем конкретно он вас так привлекает?

– Трудно объяснить. Это как в любви – любишь, и всё. А если начинаешь докапываться почему – получается какая-то ерунда. Но я всё-таки попытаюсь ответить на вопрос.

На мой взгляд, романс – это такой уникальный жанр, когда у исполнителя есть возможность в течение нескольких минут прожить целую историю любви – очень личную, глубокую, трепетную. Прожить вместе со слушателем. Эта любовь возвышает человека, даёт возможность исполнителю и публике дотянуться до той душевной высоты, которая и вдохновила создателей произведения. Речь идёт о любви как высшем проявлении человека, его способности на жертву и самоотречение.

В большинстве современных песен ничего подобного нет и близко. Там за любовь выдаётся пошлость, разврат и какая-то откровенная мерзость…

– Но, может быть, и сами исполнители не хотят вкладываться душевно. Ведь куда проще покривляться на сцене и спеть такую песенку ни о чём – тем более что всегда есть кому слушать…

– Да, это шоу-бизнес. А сделать бизнес на животном начале в человеке – очень легко и прибыльно.

Я всегда считал, что эстраде необходима цензура. Общество без неё просто гниёт. И отдельные музыкальные проекты, которые периодически у нас появляются, должны быть не просто закрыты – ликвидированы…

Но вернёмся к романсам. Три-четыре минуты – и такая гамма чувств и событий происходит и в песне, и в твоей душе! Конечно, это совершенно удивительный жанр.

– Сегодня очень многие исполнители обращаются к романсу. А как вы между собой общаетесь – как коллеги, друзья или конкуренты?

– Вот чего между нами нет абсолютно, так это конкурентной борьбы. Когда человек талантлив, ему бессмысленно заниматься такой ерундой, как интриговать и подсиживать. А в «Романтике романса» собираются люди самодостаточные и творчески реализованные. Это скорее добрая встреча старых друзей. И мы успеваем за редкие минуты в перерывах между съёмками пошутить, посмеяться и даже придумать совместные проекты. Так что атмосфера там всегда очень творческая и доброжелательная.

И потом, сцена и съёмка – это такая своеобразная лупа. И не может человек с чёрным нутром искренне светиться от счастья и петь о любви и нежности. Гений и злодейство действительно несовместимы.

Я обожаю эту передачу, в которой принимаю участие уже лет семь, если не больше. Её уникальность в том, что это концерт-съёмка. То есть всё пишется вживую от начала до конца. Второй дубль даётся крайне редко и, как правило, по техническим причинам: лампа перегорела или какие-то проблемы со звуком. А так ты взял в руки микрофон, вышел на сцену – и вся страна увидела, чего ты стоишь. Это очень честная передача.

Без поклонников

– Владислав, насколько для вас сцена – это мистическое, сакральное место?

– Оно и сакральное, и мистическое, и мучительное, и желанное… Я могу об этом очень долго рассказывать, потому что каждый раз, выходя на сцену, я испытываю даже не волнение, а какой-то необъяснимый трепет.

Казалось бы, огромный опыт – я ведь с шести лет выступаю. И разные ситуации были – как говорится, битый. Но всё равно выхожу на сцену и понимаю, что каждый раз происходит какое-то чудо… Это действительно та самая великая сила искусства!

Для меня концерт – это увлекательное путешествие в разные песни, разные истории. Оно никогда не бывает идеальным, но всегда очень живо, интересно и увлекательно. Я люблю наблюдать за людьми после второго отделения и бисов – когда включается свет и публика начинает расходиться. Если я вижу в зале счастливые и радостные лица – для меня это высшая награда.

По большому счёту, мы все ради этого на сцену и выходим. Чтобы после того, как закончится это странное и увлекательное действо, уйти абсолютно другими людьми. Людьми, которые стали чуточку лучше, добрее, светлее. Искусство ведь и необходимо нам, чтобы помочь взрастить в себе это самое высокое человеческое начало.

И я рад, что мои зрители разделяют мои убеждения. Рад, что у меня нет каких-то безумных поклонниц, которые ездят за артистом из города в город и подстерегают в подъезде. Люди, которые приходят на мои концерты, – это прежде всего друзья. Они любят ту же музыку, что и я. И я готов вместе с ними быть поклонником настоящего искусства. А лично мне поклонники не нужны – надеюсь, что у меня их нет и не будет…

Фото: из личного архива Владислава Косарева

Ольга Суркова

Организаторы фестиваля «Красная гвоздика» почтили память героев Смоленска
В Смоленске услышат «Доброе лето»

Другие новости по теме