Культура

Великое – в малом

30 сентября 2016 года в 12:05
Секреты мастеров «золотого века» голландской живописи

В КВЦ имени Тенишевых открыта выставка «Малые голландцы. Голландская живопись XVII–XVIII веков», на которой представлены картины из частной коллекции Василия Горященко. Организаторы считают эту экспозицию самым ярким культурным событием осени. У посетителей есть прекрасная возможность составить собственное мнение.

Василий Горященко уже известен смолянам по прошлогодней выставке «Старые мастера Нидерландов. Антверпенские живописцы XVI–XVII веков». Тогда картины из его коллекции, среди которых полотна Питера Рубенса, Гиллиса Мостарта, Яна Брейгеля и Питера Брейгеля, в течение нескольких месяцев демонстрировались в КВЦ. Выставка имела большой успех. Теперь новая встреча – уже с другими мастерами.

Немного истории


Термин «малые голландцы» получил распространение во французской литературе. В эстетике XVII–XVIII веков он подразумевал интерес художников к «малым» (или низким) темам из повседневной жизни (в противоположность искусству «большого» стиля на высокие исторические и библейские сюжеты), а также небольшой, «кабинетный» формат картин.

Исторически поводом для расцвета такой живописи послужил мятеж нескольких протестантских регионов Нидерландов, которые в конце XVI века создали так называемую Республику Семи Объединённых Провинций, которые позже и стали называться Голландией.

Именно в XVII веке произошёл решительный разрыв голландского искусства с искусством предыдущей эпохи. В протестантской стране значительно сократились заказы на религиозную живопись, что в свою очередь вызвало просто взрывное распространение светских по тематике жанров.

Значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сцены, которые выполнялись в стиле художественного реализма. Причём мода на эти работы приобрела просто невиданный размах практически среди всех слоёв общества. Спрос на картины был невероятным. И именно XVII век стал «золотым» для голландского искусства.

Удивительное рядом


В экспозиции представлено около 30 работ. Так что можно сказать, что выставка камерная. Но это нисколько не умаляет её ценности. Ведь авторы большинства полотен – представители «золотого века» голландской живописи, основоположники и признанные мастера жанров реалистического пейзажа и натюрморта.

– Для живописи «малых голландцев» характерна выразительность небольших деталей, красота световых и колористических нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей в пейзажной или интерьерной среде, – считают искусствоведы. – Их дар видеть красоту и поэзию в обыденном, умение в изображении незатейливой бытовой сценки, набора предметов или уголка природы показать величие бытия до сих пор восхищают зрителей.

Все работы, вошедшие в экспозицию выставки «Малые голландцы. Голландская живопись XVII–XVIII веков», подлинные, что подтверждено множеством экспертных заключений. Так что это не просто уникальный шанс увидеть картины из частной коллекции, но и прекрасная возможность познакомиться с работами разных жанров и школ, объединённых тщательным, почти миниатюрным письмом и обилием точно разработанных деталей. Выставка будет работать до 4 декабря.

Великое – в малом

Вслед за Петром Великим


(несколько вопросов коллекционеру)

– Василий Григорьевич, почему вы решили показать смолянам именно «малых голландцев»?

– «Малыми голландцами» в России увлекались всегда. Моду на них ввёл ещё Пётр Первый, прорубив окно в Европу и посетив Амстердам, где он плотничал и учился строить корабли. Он тогда в павильоны Монплезир и Эрмитаж в Петергофе привёз 130 картин. И все – «малые голландцы».

– А чем лично вам нравится эта часть вашей коллекции?

– Что-то нравится, а что-то уже не очень. Знаете, самой любимой обычно бывает та картина, которую ты ещё не изучил. Потом интерес переключается на следующую.

Не могу сказать, что «малые голландцы» составляют ядро моей коллекции. Я всё-таки больше специализируюсь на фламандских художниках. Голландцы очень разнообразны. И если замахнуться на полноценную коллекцию, то это будет как минимум полотен 300–400. У них ведь всё очень классифицировано. Если пейзаж, то он может быть панорамный, лесной, анималистический… Если натюрморт, то завтрак, охотничий, философский… В общем, представляете, сколько разных жанров и их основоположников и последователей. Такого количества картин, входящих в одну коллекцию, нет даже в республиканских музеях. Довольно много «малых голландцев» в Эрмитаже, но и там нельзя говорить о цельности собрания.

При подборе картин в свою коллекцию я руководствовался именно разнообразием жанров. Поэтому они широко представлены и на этой выставке: различные пейзажи, в числе которых и итальянский, завтраки, «суета сует», охотничий натюрморт, бытовые сценки…

Вообще, «золотой век» голландской живописи – это довольно мало по времени: с 40-х по 80-е годы XVII века. Позже голландцы стали тяготеть к академической манере – итальянской, французской – и тем самым потеряли свою индивидуальность. И перестали быть интересными мне.

– Что бы вы могли назвать «изюминкой» этой экспозиции?

– Наверное, это прежде всего Рулант Саверей и его племянник Хондекутер – дед знаменитого Мельхиора Хондекутера, так называемого «птичьего Рафаэля». Это величайшие художники, практически основоположники протестантской живописи. Хотя дед не так широко известен, как его внук. Эти две картины – во многих монографиях, и любой музей их с удовольствием бы приобрёл.

Тот же Рулант Саверей работал придворным художником у императора Рудольфа Второго. А в 1970 году выяснили, что часть бесценных рисунков Брейгеля Старшего на самом деле выполнены Савереем. Это был настоящий фурор! И я очень рад, что в моей коллекции есть такое имя.
Или Ян Пейнас – учитель Рембрандта. Очень интересный художник. Хотя и не сравнится со своим учеником.

Вообще, вы можете себе представить, что вся Голландия после отделения от Нидерландов – это примерно пять миллионов человек. А за сорок лет их «золотого века» написано больше двух миллионов картин. Так что там было множество работ величайших художников в любых жанрах. И большинство из них – основоположники.

Например, в этой экспозиции есть полотна Яна ван Гойена и Соломона Рейсдала. Это мировые имена гениальных художников, одних из основоположников реалистического пейзажа.

Так что я очень рад, что у смолян есть возможность увидеть замечательные работы «малых голландцев». И чем больше людей прикоснуться к прекрасному, тем лучше. От этого и картины живут.

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ

Борис Токарев... Упрямый, как Саня Григорьев
На железнодорожном вокзале Смоленска будет звучать классическая музыка

Другие новости по теме


Новости партнеров