Борис Токарев... Упрямый, как Саня Григорьев
Актёр, сыгравший в «Двух капитанах», – о ролях на экране и в жизниЧетырёхсерийный фильм «Два капитана» был снят ровно сорок лет назад – в 1976 году. Роль Сани Григорьева в нём сыграл двадцатидевятилетний Борис Токарев. Попадание в образ было настолько точным, что роль эту до сих пор многие считают визитной карточкой актёра. Даже несмотря на то что и до, и после он сыграл в кино немало ярких ролей.
«Бороться и искать…»
– Борис Васильевич, а для вас что значит роль Сани Григорьева в «Двух капитанах»?
– Знаете, всегда очень непросто играть роль, которую до тебя уже сыграл другой артист и ты сам в детстве смотрел эту экранизацию раз двадцать. Смотрел, даже подумать не смея, что когда-нибудь у главного героя любимого фильма будет твоё лицо… Вообще, играть в картине по произведению, которое очень любят, невероятно сложно. Ведь у каждого – свой образ того же Сани Григорьева. И, наверное, нужно проявить максимум изобретательности для того, чтобы созданный тобой герой стал приемлем для всех. Как ни странно, но мне в «Двух капитанах» это удалось. Уже столько лет прошло, не одно поколение на этом фильме выросло, но моего Саню до сих пор принимают и воспринимают совершенно одинаково. И это хорошо. Можно сказать, что в определённой степени это такое точное попадание в вечность.
– Вы чем-то похожи на того Саню?
– Мне очень трудно судить об этом. Я не знаю.
– Ну, может, какие-то общие черты характера, взгляды на жизнь?
– Единственное, о чём могу сказать с уверенностью, – это упрямство. Если я какую-то цель ставлю себе, я обязательно её добиваюсь.
Случайный выбор
– Вы впервые снялись в кино в 12 лет. А через год дебютировали на театральной сцене…
– Да. Причём всё вышло совершенно случайно. Раньше ведь не было никаких актёрских агентств и дрессированных детей, которых учат общаться с режиссёрами. Тогда ассистенты просто ходили по школам и выбирали чисто по внешним данным, по типажу. А потом уже сам режиссёр разбирался, кто ему больше подойдёт – по степени открытости, обаянию. Так что в этом смысле моё появление на киностудии имени Горького – фортуна, случай. Хотя школа, в которой я учился, – 124-я, была знаменита у киношников хотя бы тем, что её оканчивала Татьяна Самойлова.
А второй момент очень важный – то, что у нас первым классным руководителем и учителем русского языка и литературы была очень любимая всеми нами Ольга Александровна Ланская. Именно она привила нам любовь к театру, мы делали какие-то школьные постановки. Это уже позже я пошёл в кружок художественного слова и стал декламировать, участвовать во всяких конкурсах и олимпиадах чтецких, получать грамоты. А потом учился в студии при театре Станиславского, где преподавали многие известные актёры, в том числе и Евгений Урбанский.
Но параллельно с этим я, как только начал сниматься, сразу стал сниматься подряд. То есть кинематограф сам выбрал меня очень быстро.
– И всё-таки после ВГИКа вы пришли в театр…
– Я там в армии служил по приглашению главного режиссёра Андрея Алексеевича Попова. Мы с ним были очень хорошо знакомы, потому что в фильме «Палата» я играл его сына. И он как раз набирал команду актёров-военнослужащих из тех, кого хотел бы потом оставить в театре. Но театральная история у меня совсем не сложилась. Меня очень быстро опять утвердили на роль в кино. Я снимался в военной картине «Морской характер» в Севастополе и параллельно был приписан к части моряков-десантников. И потом, когда я уже вернулся в театр, я опять там не задержался, и меня отправили дослуживать свой срок уже в нормальную воинскую часть в Тамбов. И там я был гранатомётчиком. Но мне это было нетрудно, поскольку к тому времени я снялся в нескольких военных картинах и навык обращаться с оружием, от пистолета до танка, у меня был.
Сам себе режиссёр
– Вы актёр, режиссёр, сценарист…
– Нет, только не сценарист. Сценарии я не умею писать…
– А как же «Площадь Восстания»?
– Ну, это была вынужденная мера – то, что мне пришлось переписывать сценарий. Так что это не считается. Мне терпения не хватает писать.
– Хорошо, вы актёр, режиссёр, продюсер. А вам самому что ближе?
– Знаете, я человек очень увлекающийся и в новую профессию бросаюсь с головой. Последние 20 лет руковожу студией «Дебют» вместе с Людой Гладунко, моей женой. Она художественный руководитель, сценарист, режиссёр, и в этом смысле мы очень много чего делаем вместе. То есть ещё совсем недавно профессия продюсера для меня была новой. Но сейчас, когда уже спродюсировал довольно много проектов, я чувствую себя уверенно. Практический опыт и работа с людьми меня многому научили. Я понимаю механизм продюсирования. Притом владение этой профессией совершенно не мешает мне заниматься режиссурой и сниматься в кино.
– То, что вы с супругой работаете так тесно, помогает или мешает?
– Это очень помогает. Потому что мы с Людой – люди разные. И мы как-то уравновешиваем друг друга. Мы очень часто спорим. Особенно в подготовительный период. Когда новый проект только готовится, у нас с ней чаще всего бывают просто диаметрально противоположные точки зрения. Причём мы выясняем отношения очень эмоционально – как в итальянском кино. И люди, которые раньше с нами не работали, в ужасе затихают и думают, что вот-вот наш конфликт перерастёт в какой-то смертельный бой и проект просто остановится. Но обсуждение заканчивается, мы спокойно собираемся, вместе уходим, и у нас всё хорошо.
– А каково это – сниматься у жены-режиссёра?
– Я снимался только в нашем совместном с Людой проекте «Моя Пречистенка». Это был огромный сериал, 28 серий – история всего XX века. Можно сказать, что это наша любимая картина, потому что туда вложено столько души и сил.
И мне как актёру с Людой работалось очень легко. Потому что она вообще очень хорошо чувствует людей. У неё, с моей точки зрения, просто абсолютный дар выбора актёров. Она ни разу не ошиблась – это просто удивительно! Ведь в «Пречистенке» только ролей было порядка 150. Я уж не говорю про эпизоды.
У нас в этой картине ещё студентами снимались Аня Козючиц, Лёша Макаров, Катя Климова. Причём играли роли от 18 до 60 лет – проживали огромную жизнь. И с актёрской точки зрения это тоже была трансформация и невероятный опыт. Поэтому они все сейчас стали звёздами. Но умение работать с начинающими, открывать звёзд – это дар. Это невероятно трудно, но у Люды это получается.
Со мной, кстати, на этих съёмках тоже чудо произошло благодаря ей. Люда настоятельно требовала, чтобы я сыграл старого князя Репнина. Я активно отказывался: какой из меня князь?! Но она очень мудро, по-женски, сначала попросила меня подыграть молодому актёру: «Посиди спиной – побросай текст». Потом предложила для убедительности подобрать мне грим. И так постепенно втягивала меня, что в конце концов я сам не заметил, как сдался, и получил огромное удовольствие от этой роли. И сегодня я считаю, что это одна из моих лучших ролей в кино.
Личное дело
– Вы познакомились с Людмилой на съёмках ещё подростками…
– Да. И я сразу в неё влюбился.
– А можете рассказать всю историю – мне кажется, это очень интересно…
– Да ничего особенно интересного там не было. И, честно скажу, я не очень люблю об этом рассказывать. Я вообще противник того, чтобы свою личную жизнь делать достоянием зрителей. Это большое заблуждение, когда кто-то думает, что своими связями, скандалами, разводами может добиться популярности. На деле, кроме достаточно примитивного интереса у определённой части публики, ни к чему другому такое поведение не приводит. Поэтому я считаю, что за актёром вне сцены или экрана должна стоять тайна.
Я с большой симпатией и уважением отношусь ко многим нашим коллегам, которые вообще никак не выставляют напоказ свою личную жизнь. И это, между прочим, в определённой степени помогает сохранять отношения – они не разрушаются.
Что же касается нас с Людой, то я считаю, что такая наша длинная совместная жизнь – во многом её заслуга. Всё-таки в отношениях очень многое зависит прежде всего от женщины.
– Тем более когда мужа после выхода «Двух капитанов» атакуют неадекватные поклонницы…
– О да! И около дома встречали, и на лестнице в подъезде лежали… Но, знаете, я всегда достаточно иронично относился к такой популярности. Меня это не очень-то затрагивало. Честно скажу: я никогда не хотел добиваться известности любой ценой.
Более того, наш педагог, у которого мы с Людой вместе учились во ВГИКе, Борис Владимирович Бибиков говорил так: «Ребятки, вы должны быть яркими на экране и на сцене, а в жизни вас никто не должен ни видеть, ни слышать – вам надо стать абсолютно серыми и нейтральными. Именно это позволяет насыщать актёрский багаж – вы будете впитывать из окружающего. А если начнёте буйствовать и привлекать к себе внимание, то только растратите всю энергию и внутри ничего не останется».
Поэтому я очень спокойно отношусь ко всей этой шумихе. И когда я вижу, как сегодня многие… Не хочется называть их «звёздами» – они сами так себя называют… Так вот, когда я вижу, как они стараются использовать любой момент своей личной, а не творческой жизни, чтобы в очередной раз сделать себе пиар, у меня это кроме улыбки ничего не вызывает. Просто у них такой образ жизни…
Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ