«Да» и «нет» не говорить!
Мы беседуем с художественным руководителем театральной школы заслуженной артисткой России Людмилой Лисюковой.- Людмила Степановна, в чём главный смысл занятий театральным искусством в детском возрасте?
- В процессе учебно-тренировочных занятий в детском театре у ребёнка активизируется мыслительный, эмоциональный, социально-психологический настрой. Ведь не так просто выполнить упражнение на такие важные элементы актёрской техники, как, например, внимание. Все должны работать одновременно, приспосабливаясь друг к другу. Допущена ошибка – и всё сначала, до тех пор, пока упражнение не будет выполнено на «отлично».
- Есть какие-то особые театральные игры на тренировку внимания, памяти…
- У детей хорошо развито воображение, что и используется для отработки в процессе игры различных движений. Стулья, на которых дети сидят, посредством воображения превращаются в лодку, пол становится лужей, катком, раскалённой крышей. Попробуй переплыви, пройди, проберись!
Очень нравится ребятам старинная русская игра про барыню, которой прислали «тувалет», а в «тувалете» сто рублей. Условие: «да» и «нет» не говорить, чёрное и белое не носить. Оказывается, не так просто отказаться от привычных «да» и «нет». Некоторые надолго задумываются, какими же словами их можно заменить. А ещё дети рисуют голос. Например, голос Золушки или Карабаса-Барабаса. Нет, разумеется, не красками, а словами. В процессе игры дети обращают внимание на то, что одно и то же слово можно произнести с разной интонацией: если слово звучит в комедии – это одно, в трагедии – другое. И вообще начинают задумываться, какая сила таится в слове.
- Наверняка после выпуска актёрского курса в институте искусств и совмест¬ной работы с народными артистами СССР Людмилой Касаткиной и Сергеем Колосовым вы включили, образно говоря, в актив и их методику. Нет?
- Работа с Людмилой Ивановной и Сергеем Николаевичем - очень ценный для меня опыт. Их программа включает не только упражнения на основные элементы актёрской техники или техники сценической речи, но и беседы об этике, о системе Станиславского, русской театральной школе переживания, профессии актёра, работе над собой, стремлении к достоверности и правде на сцене.
- Знаю, что вы используете в работе со студентами авторскую программу «Опора голоса» заслуженного деятеля искусств РФ, режиссёра Ники Косенковой. С детьми тоже?
- С Никой Косенковой, которая возглавляет международную творческую лабораторию «Арт-Метаморфоз», мы сотрудничаем уже много лет. Кроме «Опоры голоса», она является автором уникальных методик: «Артикуляция тела, архаические голосовые формы (гласные и согласные)», «Речевой такт как ритм дыхания» и другие.
Во время творческой лаборатории «Метаморфозы-XXI век», которая проходила в конце 90-х годов, я познакомилась с французскими актрисами Валией Шене и Эрикой Стирнеманн. Меня заинтересовала их методика работы с детьми над словом. Одно их упражнение мы включили в нашу программу. Играют все вместе, усевшись в круг: и взрослые, и дети. Нужно повторить каждому звук автомобиля, например, или шум ветра, крик при виде мыши, головную боль. В этой игре дети учатся быть самими собой, ведь от них требуется напряжение всех чувств, мышц, воображения, эмоциональной памяти. Прибавьте к этому общение друг с другом, умение радоваться успеху товарища, желание помочь тому, кто в затруднении. Во время подобных игр дети учатся смотреть друг другу в глаза, видеть в них радость или грусть, вслушиваться в каждое произнесённое слово, звук. Я бы добавила, что это учит и любви к ближнему.
За четыре года детский профессиональный театр педагогического колледжа показал несколько учебных спектаклей: «Пещное действо», «Про умные пирожки и учёные башмаки», «Рукодельница и ленивица», «Мухоморчик», «Чиполлино». Театр является постоянным участником концертных выступлений в городе, Смоленском драматическом театре им. А.С. Грибоедова.
К 115-летию со дня рождения И.С. Соколова-Микитова была инсценирована его сказка «Про Полкана». Премьера состоялась на большом литературном празднике в филармонии.
К 500-летию рода Достоевских и 185-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского детский театр Смоленского педколледжа принял участие в V чтениях «Достоев¬ский и дети» в Смоленске, а также в IX всероссийских чтениях в Доме писателя в Старой Руссе.
«Пещное действо» Симеона Полоцкого (XVII век), «Достоевский и дети», а также сказка «Мухоморчик» были также включены в программу праздничных меро¬приятий, посвящённых Дням славянской письменности и культуры в подмосковной Коломне. А в прошлом году юные актёры принимали участие в презентации Тенишевского театра во Флёнове.
С творчеством ребят знакомы многие школы Смоленска, детский дом «Гнёздышко», областная детская библиотека им. И.С. Соколова-Микитова.
Представлял детский театр также на сцене Дома актёра, на малой сцене театра драмы, в музее «В мире сказки», сотрудничество с которым началось ещё с декабря 2007 года, в дни, когда музей отмечал свой 15-летний юбилей.
В мае 2008 года сектор музейной педагогики готовил общегородское мероприятие «День детства-2008». Как рассказывает заведующая отделом «В мире сказки» областного музея-заповедника Н.А. Прудникова, при подготовке одной из площадок решено было обратиться за помощью к Л.С. Лисюковой. В то время детский театр педколледжа готовил спектакль «Ромео и Джульетта» по пьесе Урбана «Все мыши любят сыр». Премьера этого спектакля состоялась в конце декабря также в музее «В мире сказки». На неё были приглашены ребята из реабилитационных центров «Вишенки» и «Феникс». Так началась дружба музея и театра.
Поэтому и выпускной экзамен дет¬ского театра состоялся в музее. Дипломными спектаклями стали «Мухоморчик», «Сказка о мёртвой царевне», «Ромео и Джульетта» («Все мыши любят сыр»), а также программа по сценической речи и сценическому движению. Выпускники показали упражнения на основные элементы актёрской техники, речевой тренинг.
Светлана РОМАНЕНКО