Кинофестиваль: блажь или праздник человечности?
«Кинотеатр», «кинофестиваль» – в этих словах чувствуется вкус праздника, зрелищности, особого действа. Новые впечатления, эмоции, которые тут же передаются залу, – всё это создает некую общность, сопричастность происходящему на экране. Потому-то, как правило, в кино поодиночке не ходят: если идут, то парой или уж целой компанией, тем более на такое событие, как фестиваль.В 2004 году в Смоленске состоялся Первый международный кинофестиваль стран СНГ и Балтии «Новое кино. XXI век». Тогда на широком экране было представлено кино некоммерческое, сделанное не по голливудским стандартам. «Новое кино» вызвало неподдельный зрительский интерес: многим хотелось узнать, что снимают в бывших республиках и на каком уровне.
Соседи не подвели: картины вышли смелые, яркие, самобытные, а у смоленского зрителя расширилось представление о современном киноязыке. Администрацией города неоднократно высказывалось намерение сделать фестиваль традиционным. Однако, просуществовав три года, кинофорум по неясным для зрителей причинам закрылся, видимо, организаторы так и не сумели договориться о его продолжении.
На смену ему в 2008 году пришёл всероссийский кинофестиваль актёров-режиссёров «Золотой Феникс». На сей раз киносмотр побил все рекорды популярности: зрители толпами шли на современные российские картины и громкие имена режиссёров. К такому «приливу любви» оргкомитет фестиваля оказался не готов: половине зрителей не нашлось места в залах. О том, чтобы увеличить число площадок для кинопоказов, речь зашла лишь во время подведения итогов. По данным официального сайта фестиваля «Золотой Феникс», уже принято решение о проведении в Смоленске и области второго кинофестиваля с 19 по 25 сентября 2009 года. Придут ли зрители на него с той же охотой, и будет ли им что смотреть – узнаем совсем скоро.
О том, что кино несёт в себе воспитательную функцию, как-то уже не принято говорить. Оценка кинофильма проводится по совсем другим критериям – его кассовым сборам и степени разрекламированности. Между тем каждый фильм наполнен своим подтекстом и преподносит вполне определённые модели поведения. Тема жестокости и насилия в кино обсуждается уже давно. Но по-прежнему редкий фильм можно посмотреть с детьми или всей семьёй.
О традициях семейного кино смоляне вспомнили в мае 2007-го, на фестивале в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». И вновь – человечные фильмы, гости и живое общение со зрителями. Фестиваль свалился как снег на голову, информации о нём было явно недостаточно, о чём писала «Смоленская газета» (номер от 25 мая 2007 года). Альтруисты-организаторы привезли в Смоленск замечательные фильмы, но поведение юных зрителей оставляло желать лучшего. Неудивительно, что продолжения не последовало.
К сожалению, «человеколюбивые» кинопроекты в Смоленске становятся уделом группы энтузиастов, как в случае с клубом «Кинотерапия», и не находят ни спонсорской поддержки, ни широких откликов у населения. Правда, энтузиасты ещё не перевелись. Уже есть попытка организации новых киносеансов в клубе «Орфей», с показом работ начинающих смоленских авторов. Основная проблема по-прежнему заключается в том, чтобы правильно прорекламировать акцию и собрать адекватную аудиторию.
В частности, с ней столкнулся недавний фестиваль «Детский Киномай», проводимый ГУП «Московское кино» при поддержке Благотворительного фонда АФК «Система». Одна из задач прошедшей киноакции – содействие в распространении современных методов просвещения и помощь в организации досуга несовершеннолетних.
Кинонеделя была заявлена как благотворительная, ориентированная на детей из многодетных, патронатных семей. Пригласительные на показы распространялись в образовательных и социальных учреждениях. Фильмы для детей и мастер-классы шли в Смоленске сразу на нескольких площадках.
При всех благих намерениях организацию кинофестиваля нельзя назвать безупречной. Мы уже писали 22 мая о провале в «Октябре» встречи со зрителями, посвящённой юбилею режиссёра Ильи Фрэза. Привлечь внимание смолян к стоящему событию оказалось не по силам организаторам кинонедели. Возможно, причина кроется в недостаточной разъяснительной работе со школами. Дети восприняли происходящее как очередное «обязательное мероприятие», весь смысл акции прошёл мимо них.
Получается, что фильмы уже не столько интересны публике своим содержанием, сколько обилием спецэффектов или скандалом вокруг премьеры. Кино всё чаще становится примитивным зрелищем, развлечением наподобие компьютерной «игрушки».
Настораживает, что буквально на ура прошла встреча юных зрителей с резидентом «Камеди Клаб» Александром Реввой. Человек он, безусловно, талантливый, и дети не могут этого не чувствовать, но ведь увидеть его по телевизору можно только в «недетское» время, и шутит скандальная передача, как правило, на темы гомосексуализма и наркомании. Кого-то волнует вопрос, что и когда смотрят наши дети? И во что они будут играть, глядючи «Камеди Клаб»?
Суть фестиваля как раз заключается в том, чтобы привить вкус к хорошему кино. Ведь если есть замечательные кинокартины с богатым «терапевтическим» потенциалом, остаётся только суметь правильно донести их до зрителя.
БЛИЦ-ОПРОС: Как вы относитесь к кинофестивалям?
Александр, менеджер бара:
- Кинофестивали в Смоленске не посещаю, как-то не доводилось побывать ни на одном из них. Наверное, не встречал адекватной рекламы, чтобы захотелось сходить и просветиться. В кинотеатры вообще не хожу – в одном у меня не помещаются ноги: кресла стоят слишком близко, в другом идут сплошь блокбастеры, которые меня в принципе не интересуют. Мне нравится другое кино – более авторское, более человечное. Фильмы смотрю дома: в Интернете и на дисках. Нисколько не горюю по этому поводу!
Вероника, второкурсница:
- Нет, ни на одном фестивале я пока так и не побывала, хотя собиралась. Помешала учёба – просто не нашлось свободного времени. В прошлом году, знаю, проходил «Золотой Феникс», какие были фестивали до него, честно говоря, не помню. В кино хожу часто, с удовольствием смотрю новинки в «Современнике» и «России-премьер», в «Октябре» бываю реже – ради тех фильмов, которые не всегда могу посмотреть на «большом экране». Любимый жанр в кино назвать не могу – их много. Любимый актёр? Вин Дизель.
Валентин, сотрудник музея, аспирант:
- По возможности обязательно хожу на все кинофестивали, которые проходят в нашем городе. Кинофестиваль для меня – всегда событие. Другое дело, что интересует далеко не всё. Есть фильмы заведомо коммерческие или такие, что я уже видел, например «Пушкин. Последняя дуэль». Конечно, мне запомнился фестиваль «Новое кино. XXI век» – там было много неординарных фильмов. Некоторые впечатления живы до сих пор! Не всегда удаётся попасть на фестивальные просмотры. Часто я ходил на дневные показы один, потому что подруга была занята на работе. А в прошлом году на «Золотой Феникс» стояли огромные очереди: ради пригласительных надо было становиться в них рано утром…
Сергей Новиков, директор Смоленского Дома молодёжи:
- Стараюсь посещать все проходящие в нашем городе кинофестивали, посмотреть хотя бы один фильм. Что памятно? На днях мы празднуем день рождения Александра Сергеевича – в памяти у меня отложилось, с каким удовольствием я посмотрел фильм Натальи Бондарчук, посвящённый Пушкину. Впервые увидел его именно на фестивале. До него на меня очень большое впечатление произвёл документальный фильм, посвящённый подводной лодке «Курск».
При организации фестиваля нужно больше времени и места отводить обсуждению фильмов, потому что есть уникальная возможность встретиться с авторами. Вряд ли стоит ограничиваться их предпоказным монологом. У нас в городе есть институт искусств, музучилище, гуманитарный университет, госуниверситет – в каждом из них множество студентов, и я бы посоветовал организаторам проводить больше творческих встреч со студентами. Это люди, которые в силу кругозора и выбранной профессии должны интересоваться искусством. Пустых залов на показах быть, конечно, не должно. Организаторам фестивалей необходимо поддерживать связь с ректоратами вузов. Посещение студентами творческих и гуманитарных факультетов специализированных просмотров должно входить в учебную программу!
Меня удивило стремление организаторов «Феникса» сделать сеансы бесплатными. Отрицательно отношусь к тому, чтобы значительные бюджетные средства тратились на фестивали. Искусство в большой степени должно поддерживаться спонсорами и заинтересованными организациями. Бесплатность приводит к понижению планки публики и качества мероприятия. Считаю совершенно нормальным, если билет будет стоить 30-50 рублей: просмотры должны быть доступными, но не бесплатными. Если в бюджете есть лишние деньги, нужно потратить их на поддержку здравоохранения или образования.
Надежда БАГАРА