За год до юбилея
Подводим итоги 59-го фестиваля имени Глинки.Ежегодный музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки – всегда событие. Причём событие с одной стороны ожидаемое, а с другой – всегда таящее в себе некие сюрпризы и открытия. Прежде всего для публики.
В этом смысле предъюбилейный 59-ый не был исключением. Начиная с феерического открытия, где смоленского зрителя ждала первая встреча с симфоническим оркестром «Русская филармония» и неподражаемым Фабио Мастранджело. И заканчивая ярким финальным аккордом – выступлением легендарного хореографического ансамбля «Берёзка».
В рамках фестиваля было много интересного: и новые имена, ставшие теми самыми открытиями для смоленской публики, и долгожданные встречи с уже полюбившимися зрителю артистами, и традиционные мероприятия в Новоспасском и у памятника М.И. Глинки, и дебютные программы, посвящённые юбилеям нынешнего года…
Впрочем, как и в любом крупном мероприятии, здесь тоже есть, над чем ещё можно работать. Тем более что следующий фестиваль юбилейный, а значит должен стать чем-то особенным. По крайней мере, публика ждёт именно этого. Да и организаторы, прекрасно понимая важность задачи, приступили к её решению уже давно. Поэтому наш разговор с художественным руководителем Смоленской областной филармонии Анатолием Сидяченко – это не только подведение итогов фестиваля нынешнего, но и информация к размышлению при подготовке к следующему.
Звуки музыки
- Анатолий Борисович, вам самому, как зрителю, фестиваль понравился?
- Если честно, я зритель предвзятый. Даже если удаётся отключиться от того, что сам являюсь одним из организаторов фестиваля, концерты всё равно смотрю критично. И в первую очередь по отношению к себе и филармонии. Тем более, что я предварительно отсматриваю все программы и часто вмешиваюсь в предлагаемый репертуар. Например, с тем же оркестром «Русская филармония», выступавшим на открытии, у нас были не то что разногласия, но творческие споры.
- Догадываюсь, что речь шла о музыке Глинки?
- Да. Потому что по отзывам на предыдущих фестивалях я уже знал, что хотел бы услышать наш зритель. Но здесь мы всё-таки решили пойти по демократичному пути. И главная цель была следующая – приобщить к фестивалю новых слушателей. Тех, для кого классическая музыка в её традиционной интерпретации пока сложна и не совсем понятна. Поэтому на открытии и звучали произведения, популярные у неподготовленного зрителя.
И у публики это выступление вызвало восторг. Который я как зритель полностью разделяю. На мой взгляд, просто феерический дебют на смоленской сцене и дирижёра Фабио Мастранджело, и оркестра «Русская филармония». Кстати, музыкантов наша публика тоже покорила. Так что, забегая вперёд, могу сказать, что мы с ними встретимся ещё не раз. В том числе, возможно, и на 60-м фестивале.
- Да, Фабио в разговоре с журналистами тоже очень уверенно рассуждал на тему юбилейного фестиваля…
- Вообще удивительной энергетики человек, с которым очень приятно и работать и общаться. И я рад, что благодаря нашей настойчивости и счастливому стечению обстоятельств он всё-таки попал в Смоленск и наш зритель смог с ним познакомиться.
А Глинка где?
- …Но возвращаясь к музыке Глинки. Часть публики всё-таки осталась недовольна тем, что она не прозвучала на открытии. По крайней мере, звонки и письма на эту тему в нашу редакцию поступали.
- Да, мы обсуждали это с дирижёром. И даже когда речь зашла о произведении на бис, я сказал, что много лет подряд коллективы играют именно увертюру к опере «Руслан и Людмила». Но здесь сыграла роль принципиальность Фабио Мастранджело, который не хотел быть как все. Поэтому прозвучало «Либертанго» Астора Пьяццоллы, которое зал воспринял на ура.
И на мой взгляд, свести фестиваль Глинки к тому, чтобы на каждом концерте звучала музыка его имени – это тупиковая ситуация. Она не приведёт к дополнительному интересу публики.
- Здесь я согласна с вами, Анатолий Борисович. Тем более, что в рамках фестиваля его музыка всё-таки звучала…
- Конечно. И мы дань традиции мы отдали сполна. Был концерт и на родине Михаила Ивановича в Новоспасском. Хотя для филармонии это существенные затраты, но мы пошли на них. Было возложение цветов и концерт у памятника Глинке в Смоленске…
Общая тема
- … Но мне, например, не хватило не музыки Глинки, а то, что на фестивале его имя звучало только в названии. Получается, что выступления в рамках фестивальной программы отличаются от обычных концертов в сезоне только тем, что на сцене висит портрет Михаила Ивановича. Понятно, что любой проект должен развиваться. И замечательно, что на фестивале звучит хорошая музыка многих жанров и направлений. Но почему нельзя все эти концерты объединить какой-то общей канвой, которая могла бы звучать в подводках к выступлениям? И уж в них, мне кажется, с Глинкой можно увязать всё что угодно. То, как это прекрасно делала Жанна Дозорцева, которая в своё время вела все программы в рамках фестиваля, а не только открытие.
- Согласен. И Жанна Дозорцева много лет была лицом фестиваля, публика её очень хорошо принимала. Поэтому найти замену ей оказалось очень сложно – я бы даже сказал, практически невозможно.
Мы видели её преемником Святослава Бэлзу, однако здоровье, к сожалению, не позволило ему выступить в этой роли. Приглашали Владислава Флярковского с телеканала «Культура», но его дебют получился не совсем удачным. Кстати, Владимира Молчанова, который уже второй год ведёт открытие, рекомендовал именно Бэлза, и мне очень ценно его мнение.
- Но опять же это только открытие. И если уж приглашённые ведущие не могут посвятить фестивалю больше одного дня, может имеет смысл поискать среди смолян?
- Мы рассматривали и эти варианты. Но вопрос на самом деле не так однозначен. Дело в том, что приглашённый ведущий-журналист – это ещё и возможность заявить о фестивале на федеральном уровне. Например, тот же Молчанов во время открытия вышел в прямой эфир радио «Орфей» и рассказал о нём на всю страну. И нам такая пропаганда фестиваля просто необходима.
60 лет – это очень большой срок для любого проекта. А уж для проекта такого уровня тем более. Очень многие артисты, которые приезжают к нам, искренне удивляются не только тому, что фестиваль так долго живёт, но и тому, что нам удаётся поддерживать его достойный уровень.
Честно признаюсь, мне не раз приходилось слышать и такое мнение: а зачем вообще приглашать каких-то исполнителей-звёзд, тем более зарубежных, если можно обойтись своими силами – у нас и свои коллективы прекрасные…
- Но это же сразу низведёт фестиваль до уровня областного! Мне кажется, это уж точно путь в никуда.
- Согласен. И тем не менее, такое мнение есть. Я его не разделяю – более того делаю и буду делать всё возможное, чтобы смоленский зритель имел возможность слушать звёзд мирового уровня. Потому что понимаю, что не у всех есть возможность съездить на концерт в ту же Москву, я уж не говорю о Вене, Милане, Париже и других мировых столицах классической музыки…
До встречи
- Анатолий Борисович, согласитесь: выступление звёзд мирового уровня полезно и для местных коллективов – это прекрасная возможность для их развития роста…
- Соглашусь. Тем более, что наши два оркестра – симфонический и народный – уже традиционно выступают с приглашёнными звёздами и делают это прекрасно. И я очень хочу, чтобы наши солисты тоже спели с каким-то из коллективов мирового уровня – они этого достойны. По крайней мере, я к этому приложу все усилия.
Вообще, хочу отметить, что на этом фестивале наши коллективы и солисты показали себя с наилучшей стороны. Было две замечательных премьерных программы, посвящённых Валентине Толкуновой и Уильяму Шекспиру.
Кроме того, фестиваль – это не только выступления признанных звёзд. На мой взгляд, очень важно, чтобы смоляне открывали для себя и новые имена. В этот раз таким прекрасным открытием стал Андрей Коробейников, который нашей публике был не очень известен. Но теперь его высочайшее исполнительское мастерство оценено смолянами по достоинству, и они будут ждать новых встреч с этим виртуозным пианистом.
Когда-то таким же открытием стала итальянская пианистка Ванесса Бенелли. И могу открыть небольшой секрет: сейчас мы активно ведём переговоры, так что в следующем году она выступит в Смоленске – правда, пока не скажу, будет ли это в рамках фестиваля.
А возвращаясь к тому, с чего мы начали, хочу сказать, что 59-й фестиваль прошёл достойно. И его основная цель – показать музыку разных жанров и стилей в исполнении мастеров высочайшего уровня – была достигнута. Но 60-й фестиваль, конечно, должен стать ещё более грандиозным событием. И по составу участников, и по организации и проведению концертов. Мы уже работаем в этом направлении, и переговоры ведутся. Но давайте разговор на эту тему отложим на осень, когда откроется сезон и многое станет более-менее точно известно…