Культура

Мгновения, пойманные в скульптуры

25 мая 2016 года в 11:03
В КВЦ имени Тенишевых открыта выставка работ Альберта Сергеева.

Имя и работы Альберта Сергеева хорошо знакомы не только смолянам, но и людям, живущим далеко за пределами нашего региона. Хотя всё своё творчество скульптор, народный художник России посвящал родной Смоленщине. Это и большая портретная галерея земляков, среди которых образы зодчего Фёдора Коня, меценатки Марии Тенишевой, космонавта Юрия Гагарина, композитора Михаила Глинки, поэтов Николая Рыленкова, Александра Твардовского и Михаила Исаковского. Это и лирические композиции, посвящённые людям труда. Это и монументы «Скорбящей матери» в Реадовке и «Советской гвардии, рождённой в боях под Ельней»…

Без пафоса


Его скульптуры очень точно вписываются в архитектуру города, не нарушая общей гармонии, а наоборот – придавая ландшафту законченность и даже уникальность, которая всегда сопутствует появлению настоящих произведений искусства. Сейчас, например, уже трудно представить Смоленск без памятника Александру Твардовскому и Василию Тёркину, установленному в год пятидесятилетия Победы рядом с теперь уже одноимённой площадью. Это место давно стало визитной карточкой города, где любят фотографироваться туристы и встречаться смоляне.

Впрочем, выставка «Мгновения, мгновения, мгновения…» - это как раз попытка показать другого Сергеева. Не всем известного монументалиста, а прежде всего творца, умевшего даже о высоком и героическом говорить просто, без излишнего пафоса. Говорить языком образов, застывших в набросках и готовых работах.

- Название выставки не случайно, - призналась дочь Альберта Георгиевича Ольга Барановская. – Дело в том, что каждое мгновение в жизни художника имеет ценность. Потому что все заложенные в нём мысли, впечатления, воспоминания находят отражение в творчестве. И в работах отца каждое такое мгновение остановлено.

До кровавых мозолей


Все скульптуры Альберта Сергеева – это мгновения именно его жизни. Жизни, в которой всего хватало: и счастья, и страданий. Наверное, в том числе и поэтому все портреты, созданные им, это не просто застывшие изваяния, а живые люди, эмоции и чувства которых поражают не меньше, чем сходство с оригиналом.

Альберт Сергеев родился 30 апреля 1926 года в деревне Левинки Тёмкинского района. В 1933 году семья переехала в Вязьму. Именно здесь мальчик начал заниматься в художественной студии у Сергея Журавлёва, который первым заметил у ребёнка не только большой интерес, но и способности к лепке. А потом – война, которую ефрейтор-артразведчик 764-го армейского истребительно-противотанкового полка 51-ой армии Прибалтийского фронта Альберт Сергеев закончил с медалями и орденом Отечественной войны второй степени.

В 1950 году, демобилизовавшись из армии, Альберт Георгиевич поступает в Ленинградское художественное училище имени В.А. Серова, а по его окончании – в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР.

- Те годы, которые мы провели в Ленинграде, я часто болела, и отцу приходилось везде брать меня с собой и в училище и в академии, - вспоминает старшая дочь скульптора Элеонора Сергеева. – Я видела, как он работал. В одном из интервью отец как-то сказал: «Я ставил цель и сметал всё на своём пути для её достижения». И это действительно было так. Здесь на выставке есть его курсовая работа за 1959 год. Он работал над ней до кровавых мозолей. Мне было страшно, потому что с такими руками, я думала, просто невозможно жить – не то, что ещё делать что-то. А он каждое утро вставал и снова возвращался к этой деревянной скульптуре, доводя её до совершенства. И таких моментов было много. Я помню, как он радовался, когда его студенческую работу «Юный будёновец» взяли на выставку «Советская Россия», куда не все маститые художники допускались. Это было такое счастье – я видела, хотя в полной мере осознать смогла, наверное, лишь позже.

Портреты с характером


На открытии выставки о Альберте Сергееве было сказано много тёплых слов. Говорили представители власти, коллеги и ученики. Отмечали не только его несомненный талант, но и, что более ценно, человеческие качества и черты характера, позволившие этому таланту раскрыться. Так было сказано о редком даре Альберта Георгиевича - умении создавать друзей. Друзей, многие из которых как раз и пришли на открытие выставки, чтобы вспомнить Мастера добрым словом.

- Мы очень рады, что столько людей приняло участие в открытии экспозиции, - заметила Элеонора Альбертовна. – И очень хочется, чтобы как можно больше смолян посетили выставку и в дальнейшем. Чтобы люди, увидев его работы, может быть, открыли бы для себя нового Сергеева. Например, фронтовика, который сам прошёл войну и потому смог сделать потрясающий портрет Михаила Егорова – молодого человека с глазами старика, видевшего смерть. И у него ведь каждая работа такая – помогающая за образом увидеть суть человека. Почему у Барклая де Толли в его парадном портрете голова немного наклонена, а у Багратиона, как у орла, чуть-чуть приподнята? А это характер. Почему у Твардовского шинель так накинута и воротник поднят? А потому что он не был принят официальными властями и этим воротником он отгородился от них, общаясь со своим народом в образе Тёркина. И так можно о каждой работе что-то вспомнить. А ещё отец говорил, что у каждого человека есть свой материал. Для нас с мамой он выбрал белый мрамор. Для сестры в детстве мрамор, а позже бронзу. То есть он нас чувствовал через материал.

Рука мастера


Большая часть работ, представленных в экспозиции, хранится в музее-заповеднике. Но много и таких, что взяты из мастерской скульптора, ставшей теперь мемориальной.

Люди, близко знавшие Альберта Георгиевича, признавались, что наблюдая за ним во время работы, получали просто эстетическое удовольствие. Красив был сам процесс - отточенные движения рук, создающих произведения искусства. Теперь же мы можем видеть только результат этой работы. Работы, остановившей мгновения, дав им возможность вновь и вновь повторяться в эмоциях зрителей.

- Отец был очень предан семье, но ещё больше – своему творчеству, - уверена Ольга Альбертовна. – Если внимательно присмотреться к его рукам на кадрах хроники, то можно увидеть, что, даже разговаривая, он продолжает лепить. И есть одна работа, последняя, - портрет Микеланджело. Я бы назвала её «Реквием». Может, создавая её, он предчувствовал что-то, но там рука мастера – это его рука, Альберта Сергеева. И мне хочется добавить только одно: смотрите внимательно, и вы почувствуете его душу в каждой работе. Своими скульптурами он разговаривает с нами…

Выставка будет работать до 5 июня.

Больше фото здесь

Фото: Юлия ШОРОХОВА.
Праздник музыки по-смоленски
В смоленском музее расскажут историю «возвращения» произведений искусства

Другие новости по теме