Культура

Сергей Тюмин. Мастер сцены

13 октября 2015 года в 11:04
16 октября в Смоленском драматическом театре имени А.С. Грибоедова будут чествовать заслуженного артиста России Сергея Тюмина

В этом году прекрасный актёр отметил свой юбилей. В его послужном списке всего один театр – наш, драматический, имени Грибоедова. Выпускник ВГИКа, он отдал смоленской сцене уже 38 лет. Театралы знают: Тюмин не перестаёт удивлять. Его присутствие на сцене – это всегда нерв, вызов, событие. Помимо замечательных актёрских работ Сергей Борисович радует зрителей и как режиссёр. В афише театра сейчас две его постановки – «Мелкий случай из личной жизни» по Михаилу Зощенко и «Мать-земля моя родная…» по мотивам «Василия Тёркина». Тюмин восстановил спектакль «Завтра была война» по повести Бориса Васильева. И нельзя не напомнить о том, что заслуженный артист России преподаёт в Смоленском государственном институте искусств.

– Уважаемый Сергей Борисович, вы работаете в Смоленском драматическом театре с 1977 года. Подсчитывали, хотя бы примерно, сколько ролей у вас было за это время?
– Порядка двухсот.

– Какие из них – самые любимые?
– У меня их достаточно много. Из последних – де Гиш в спектакле «Сирано де Бержерак» режиссёра Романа Родницкого, сразу несколько ролей в спектакле «Декамерон» (режиссёр Валентин Варецкий). Знаете, выход на сцену – это всегда стресс, но когда мы играли «Декамерон», для меня это были просто невыносимые дни. Потому что меня с утра трясло, и как бы я ни отвлекался, с этим ничего нельзя было поделать. И эта тряска заканчивалась только с первым шагом на сцену.

– С чем связано такое волнение?
– Думаю, с качеством материала. Несколько ролей – даже технически это очень сложно, потому что надо было быстро переодеваться и практически моментально входить в другую роль. Я очень трепетно относился к этому спектаклю.

Сергей Тюмин. Мастер сцены

– Насколько часто вас узнают на улицах?
– Хватает. Часто здороваются незнакомые мне люди. Но чтобы меня узнавал каждый второй – такого нет. Возможно, это из-за того, что мои сценические образы далеки от того, каким я являюсь в обычной жизни. Я – достаточно серый, такой же, как все (улыбается).

– Помогает ли ваша известность в учреждениях – в ЖЭКе, в поликлинике, на почте?
– Там-то меня не узнают (смеётся)! Вероятно, этот контингент не посещает театр.

– Как вы попали в телевизионную передачу «Ревизорро»?
– Случайно. Оказался в нужное время в нужном месте. Я сидел в кабинете заведующей труппой, и ей как раз позвонили с телевидения, из Москвы, – им был нужен человек. Она сказала: «Возле меня сейчас находятся два актёра». Они, видимо, отсматривали фотографии труппы на сайте и выбрали меня. Я их предупредил: может возникнуть такой момент, что меня узнают. Они сказали: «Ну и ладно». Их это не смутило. Но меня в гостинице явно не узнавали.

– У вас колоссальный актёрский опыт. Что даёт актёрство человеку как личности?
– Художник, с моей точки зрения, отличается от людей обыкновенных тем, что у него очень мощный ассоциативный ряд. И мы со студентами обсуждаем, из чего он состоит: из человеческого опыта, знаний, воспитания и так далее. В силу того что мне приходится играть разные персонажи, я пытаюсь понять психофизику этих людей и как бы войти в неё. В результате психофизика другого человека становится моим достоянием, становится частью моей психофизики. Происходит расширение психофизического диапазона человека.

– Как вы работаете над ролью?
– По-разному. Мой способ – я карабкаюсь к роли, подхожу к ней снизу. Вот мы говорили о де Гише. Как его сыграть? Я ходил, думал, размышлял, что это за человек. Для меня большая загадка была в том, что, с одной стороны, он антипод Сирано, но при всём при том он во втором действии остаётся на самом тяжёлом участке фронта. Он – явно не трус. Краски, от которых мы шли: брезгливый, аристократичный. Так у меня в руках появился надушенный платок. «Вы говорите, и от каждого из вас пахнет», – и я закрываюсь платком. Режиссёр Родницкий сказал мне про моего персонажа: «Он – рафинированный и… голубой». Я искал краски, и мне на ум пришёл телеведущий Виталий Вульф. Я позаимствовал у него картавость. Так что я картавил как Вульф.

– Как вы создали Червоного в «Нас поцелует рассвет»? Это очень сильный спектакль и очень страшный персонаж…
– Я хотел сыграть, грубо говоря, дьявола, некое инфернальное зло. При всём при том это достаточно образованный человек, который разочаровался в мире и в людях. Ему никого не жалко: «Вы – слабые и ничтожные. Я наказываю вас своим злом, потому что вы не можете противопоставить мне себя».

– Где вы черпаете силы для работы на сцене?
– Не знаю. Они мне даны природой. У меня большая актёрская выносливость (смеётся).

Сергей Тюмин. Мастер сцены

Сергей Тюмин и Екатерина Шаова в спектакле «Мелкий случай из личной жизни». Фото Алексея Курцева


– Я в восторге от «Мелкого случая из личной жизни». Почему вы выбрали Зощенко?
– Поступило предложение от дирекции. Я взялся за эту работу скорее из азарта. С творчеством Зощенко я был знаком мало, стал читать, раскручивать, и в какой-то момент у меня стало всё складываться. Разумеется, Зощенко – это не Чехов, но я для себя нашёл перекличку с «Дамой с собачкой». Я постарался подтянуть материал к Чехову. Читая Зощенко, я понимал, что это – сатира, а я хотел перевести её в плоскость комедии, юмора. Потому что сатира – она сиюминутна, а комедия, юмор – непреходящи. Изначально я сказал актёрам: «Давайте играть, как это делают дети в песочнице. Трудиться, честно отрабатывать свои роли – не нужно! Получайте радость от игры, и тогда ваша детскость передастся зрителям. Если вы будете «работать» – ничего не передастся».

– Жанр определён как спектакль-импровизация. А сколько там импровизации?
– Мы не импровизируем на сцене, слово «импровизация» относится к результату, проявляется в подходе к материалу. Ведь у Зощенко в книге написано чуть по-другому.


16 октября в Смоленском драматическом театре имени А.С. Грибоедова будет дан бенефис в честь заслуженного артиста Российской Федерации Сергея Тюмина. Зрители увидят комедию «Папа в паутине» знаменитого драматурга Рэя Куни (другое название спектакля – «Слишком женатый таксист – 2»), режиссёр – заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Чепелев.

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
Смоленскую область запечатлели на своих картинах глухие художники из четырёх стран
В Смоленске побывала культурный посол Нью-Йорка Майя Асусена

Другие новости по теме