Культура

Не только в Букингемском дворце…

18 января 2010 года в 14:22
Смоленск. В зале областной филармонии в рамках музыкального фестиваля "Рождественские встречи" программу Jazz model classic представил джазовый пианист Сеня Сон. Специальный гость программы - солист Флорентийской оперы имени Дж. Верди Антонио Мануш (Италия).

Собравшиеся в зале имени М.И. Глинки слушатели, а среди них были как любители джаза, так и поклонники классической музыки, буквально с первых нот почувствовали ошеломляющее своеобразие творческой манеры Сени Сона. Прозвучавшие произведения Бетховена, Чайковского, Дебюсси, Скрябина, Рахманинова перемежались интерлюдиями - импровизациями на темы джазовой и эстрадной музыки.
Выдающемуся пианисту Оскару Питерсону посвящалось исполнение сонат Л. Бетховена - "Лёгкой", "Патетической" и сонаты №16. Перед тем как джазовую оправу обрели четыре жемчужины
П.И. Чайковского – "Январь", "Апрель", "Май", "Июнь", Сеня Сон напомнил, что фортепианный цикл "Времена года" был создан в 1876 году по заказу музыкального журнала "Нувеллист".
Смолян поразили свобода и новизна трактовки музыкантом образного мира сюиты из произведений Дебюсси. Нежные звуковые пейзажи в пьесах "Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют", "Лунный свет", "Колокольный звон сквозь листву", стилизация старинного танца сарабанды в "Памяти Рамо", певучесть лирического портрета "Девушки с волосами цвета льна", казалось, приблизились к слушателю во времени и пространстве.
Смело прозвучали "Баллада" А. Скрябина и "Второй концерт для фортепиано с оркестром" С. Рахманинова, как остроумно добавил Сон: "Концерт, но без оркестра".
Завершили программу популярные классические и эстрадные композиции на итальянском и английском языках в исполнении солиста Флорентийской оперы имени Дж. Верди Антонио Мануша. Более всего он удивил публику, когда стал петь фальцетом, легко извлекая звуки особенно высокого регистра мужского голоса, а затем переходил в свой обычный вокальный диапазон. Публика была в восторге!
Семён Сон (сценическое имя Сеня Сон), по словам режиссёра Никиты Михалкова, "создал неподражаемый образец непроизвольной грации, изящной и одновременно беспечной элегантности. Он не просто виртуозный исполнитель и музыкант, он - художник". Свою редкую (транскрибированную с итальянского языка) фамилию он унаследовал от дедушки-итальянца. Сон закончил Симферопольское музыкальное училище, Музыкально-педагогический институт (ныне РАМ) им. Гнесиных по классу фортепиано. В студенческие годы увлекался как классической, так и джазовой музыкой, очень повлиявшей на его фортепианные интерпретации. В 1987 году Сон создал рок-группу "Джокер" и записал на фирме "Мелодия" альбом под названием "Дама пик". В 90-е годы Сеня Сон освоил новейшие направления компьютерной и электронной музыки, организовал собственную студию-лабораторию по записи музыки. Создал интересные джазовые интерпретации для оркестра О. Лундстрема. Профессор Барселонской академии музыки имени Пабло Казальса Сеня Сон в нашей стране не так известен, как в музыкальных кругах Европы и Америки. Приятно, что на малой родине М.И. Глинки музыканту был оказан не менее тёплый приём, чем в Букингемском дворце в Лондоне.
После концерта Сеня Сон любезно согласился ответить на вопросы "СГ".
- Семён Авангардович, смоляне назвали вас человеком, открывающим новые музыкальные горизонты, не согласитесь ли вы прокомментировать свою программу нашим читателям?
- Скажу честно, я мало давал интервью, так как придерживаюсь того же мнения, которое когда-то высказал Святослав Рихтер: "Самое лучшее интервью - моя игра". Говорить можно всё, что угодно. Сейчас порой из посредственных музыкантов при помощи модных пиар-кампаний делают псевдогениев. А настоящая музыка, как росток, пробивается. Сегодня я рад тому, что смог представить слушателям достаточно серьёзную программу, смелую и ни разу не звучавшую. Спасибо дирекции филармонии за приглашение выступить в Смоленске, а слушателям - за тёплый приём. Конечно, для шумного успеха всегда нужно играть хиты. Я же решил взять произведения тех композиторов, которые оставили глубочайший след в истории музыкального искусства: Бетховена, Чайковского, Дебюсси, Скрябина, Рахманинова – и попробовал преподнести их по-своему.
В искусстве лучшие традиции, которые были заложены великими мастерами, нужно оставлять, но привносить что-то новое, не копируя их в точности. Согласитесь, что в XXI веке мы ведь уже не ездим в каретах. Технологии идут вперед.
- Вы хотите сказать, что взяли на себя смелость, образно говоря, стереть пыль с классиков?
- Нет, у меня и в мыслях не было стирать пыль с классиков, сделав лёгкую обработку их произведений. Этим сейчас многие занимаются. Мне хотелось подойти к этому глубже и серьёзнее: представить себе, как бы они писали свою музыку, живи они в наше время и владея всеми современными средствами композиционного выражения. С появлением джаза новый гармонический и ритмический язык принёс иной уровень свободы и раскрепощения музыканта. Почему бы не использовать всё это творчески в классике? Другое дело – насколько бережно и деликатно это сделать по отношению к авторам музыки.
\"Не бывает пророк без чести…\"
Михаил Исаковский. Автобиографические страницы

Другие новости по теме