Культура

"Не бывает пророк без чести…"

15 января 2010 года в 13:14
У картин народного художника России Вячеслава Самарина трудная судьба. И во многом потому, что партийная номенклатура, чиновники от культуры и даже некоторые коллеги-художники никак не могли постигнуть особенности образного мышления художника.

Слишком уж обыденными и даже приземлёнными казались герои его картин. То это рыбак-помор, сидящий спиной к зрителю, выставив наружу под лавкой свои голые пролетарские пятки, то пожилая крестьянка, смиренно сидящая на лавке в своей сиротски опустевшей избе, и уж совсем quot;из ряда вонquot; мёртвый солдат, представленный живым, с устремлённым в вечность взглядом голубых глаз. Его quot;Рядового Мухинаquot; успевали вынести из зала за несколько часов до открытия выставки. Члены столичных выставкомов, маститые художники, только вздыхали: quot;Покажешь как-нибудь в другой разquot;. А сколько было откровенного недоброжелательства по поводу постоянных изменений в его картине quot;Крестный ходquot; (впоследствии она получила название quot;Страна берёзового ситцаquot;).
Вот и нынче на предложение выдвинуть произведение искусства на соискание премии Центрального федерального округа Российской Федерации (это своеобразная Государственная премия Центральной России) в номинации quot;Живопись и скульптураquot; поддержали далеко не все. А инициативу по выдвижению на соискание премии триптиха народного художника России В.Ф. Самарина quot;Эхоquot; взяла на себя региональная общественная организация quot;Ассоциация содействия культуреquot; (президент Ж.Г. Кузьмина). Триптих этот состоит из картин quot;Рядовой Мухин с войны не вернулсяquot; и quot;Васильевнаquot;, а также центральной части – картины quot;Страна берёзового ситцаquot;. Работал над ним художник с 1982 по 2008 год, целых двадцать шесть лет!
За это время выросло целое поколение, которое зачастую знает о великой трагедии народа лишь по акции с георгиевской ленточкой, развевающейся на антеннах машин.
Мало кому из молодых придёт сейчас в голову, что рядовой Мухин, стоящий с простреленной грудью в крестьянском доме, где мирно посапывает в колыбельке младенец, – это один из тысяч и тысяч деревенских парней, многие из которых полегли в первом же бою. Что он один из тех русских солдат, кто, выпрямившись, как на картине, во весь рост, заслонил собой страну, беспомощных женщин, стариков и детей, кто усеял своими костями поля, леса и болота не только родной Смоленской земли, но и половины Европы.
Сейчас уже немногие могут сообразить, что Васильевна, сидящая в одиночестве у печки в своей избе, – это одна из тысяч и тысяч солдатских вдов, составивших большую часть женского населения разоренной войной Смоленщины. Что за её кажущейся безропотной покорностью судьбе кроется великое терпение - та неведомая врагу сила характера, которая помогла русским женщинам вынести неимоверные тяготы войны. В то время, когда художник работал над картиной, подобную quot;Васильевнуquot; можно было увидеть едва ли не в каждой второй крестьянской избе. Да, пройдёт еще совсем немного времени, и останется на Смоленщине только одна quot;Васильевнаquot;. Та, которая на картине Вячеслава Самарина.
Поначалу картины quot;Рядовой Мухин с войны не вернулсяquot; и quot;Васильевнаquot; составляли диптих. Но вскоре художник стал работать над картиной с изображением поклонного православного креста, в верхнее перекрестье которого он поместил парчовый, украшенный жемчугом, старинный женский головной убор, привезённый им с русского Севера.
Новая картина, получившая название quot;Страна берёзового ситцаquot;, вобрала в себя жизненные наблюдения художника и его натурные зарисовки, начиная ещё со студенческих времен. Она полна ассоциаций. Здесь и стая лебедей, как символ нравственной чистоты народа, и дивный храм Покрова на Нерли, как указание на покровительство Богоматери русской земле, и фрагменты репродукций с васнецовской quot;Алёнушкиquot; и нестеровского quot;Димитрия царевича убиенногоquot;, как свидетельство преемственности в русском искусстве. На поклонном кресте, под quot;золотой коронойquot; головного убора Самарин поместил фотографию своей матушки - Елены Дмитриевны Самариной, памяти которой он посвятил картину. На другом кресте - портрет С.А. Есенина, которого художник боготворит и часто читает его стихи наизусть. Всё вместе – это образ нашей Родины, её векового крестного пути.
Произведения 283 номинантов экспонировались в Москве в залах Российской академии художеств. Картинам художника из Смоленска предоставили целую стену. Триптих quot;Эхоquot; показали в выпуске новостей телеканала quot;Культураquot;, долго держали крупным планом quot;Васильевнуquot;. Восторженно отозвался о самаринском триптихе народный артист СССР Василий Семёнович Лановой (см. фото внизу), высоко оценил работу художника президент Российской академии художеств Зураб Церетели.
Совместным решением полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко и Экспертного творческого совета, возглавляемого Н.С. Михалковым, смоленскому художнику Вячеславу Фёдоровичу Самарину была присуждена третья премия.
Говорят, что нет пророка в своём отечестве или, если точно следовать Евангелию: quot;Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своёмquot; (Мф. 13, 53-58). Можно ли говорить, что Самарин остался quot;без чести в доме своёмquot;, ведь в конце концов все его полотна оказались в музее, но то, что он их выстрадал (над каждой из своих картин он работал не меньше пяти лет) – это точно. Картины художника, как правило, не столько возвращают нас в прошлое, сколько взывают к памяти. Достичь этого можно только через образ – глубокий, проникновенный. Неумолимое время всё больше и больше отдаляет нас от трагических событий в истории страны. То, что для самого художника и его сверстников с послевоенным детством звучит как quot;Эхоquot;, для нынешнего поколения представляется его далёкими отголосками. однако картины Самарина непостижимым образом останавливают и завораживают людей независимо от их возраста, заставляют вглядеться, погрузиться в раздумье. Потому что они не только о прошлом, но и о настоящем и будущем, и держать их в заточении в музейных фондах – кощунство. В картинах Самарина живёт та правда, без которой великая нация существовать не может, она просто распадётся и исчезнет. Подчас горькая и тяжёлая, но великая правда эта существовать будет вечно. Вместе с ней будут вечно жить картины художника.
Михаил Исаковский: Путь длиной в 110 лет
Не только в Букингемском дворце…

Другие новости по теме