Драмтеатр представил «Электру»
Смоленский академический драматический театр им. А.С. Грибоедова продолжает восхищать и удивлять. На Большой сцене прошла очередная громкая премьера сезона – спектакль «Электра».
Для постановки древнегреческий трагедии Еврипида в Смоленск пригласили греческого режиссёра, и с этого момента до самой премьеры артисты и цеха смоленской драмы погрузились в работу: от репетиции к репетиции, от костюма к костюму, от одного элемента декорации к другому. Нужно было сначала самим прочувствовать историю, вжиться в образы, оформить сценическое пространство, чтобы затем на сцене передать смысл и накал далекого прошлого, режиссёрский замысел, пробудить эмоции, воображение и получить отклик зрителей.
С момента появления афиши и первых сообщений о работе над спектаклем, зародилась предчувствие, что драматический театр готовится выдать что-то новое, интригующее, дерзкое и будоражащее.
По словам художественного руководителя театра Михаила Бехтерева, как только режиссёр Василиос Самуркас взялся за дело, потерялось ощущение времени:
«Это был очень тяжёлый выпуск, и для артистов и для цехов. Я не припомню времени, чтобы они не работали. Я приходил в девять утра – все работают, репетируют, уходил поздно вечером – все работают и репетируют».
Постановка спектакля стала весьма энергозатратным испытанием для всех, кто над ней работал, и одним из самых, вслед за музыкальной историей «Остров сокровищ», волнительных приключений в новейшей истории смоленского театра. По сути, смолянам и гостям города подарили мировую премьеру трагедии Еврипида в переводе Владислава Некляева.
Первые зрители уже восторженно оценили премьеру, отмечая её целостность, артистизм, строгость и динамичность, образность и музыкальность. «Шикарный, смотрится на одном дыхании, восхитительная греческая музыка», – отмечено в одном из комментарием. В другом автор признаётся, что изменил отношение к театру, как к чему то неинтересному, полюбив театральное искусство.
Многие зрители ощутили современное звучание текста и актуальность отдельных фраз, поэтичность постановки, получили удовольствие от сценографии с заглавной буквы, эффектных световых решений, мелодичности действия.
Подобных признаний о спектакле уже множество: «атмосферный, потрясающий, удивляет нестандартными решениями, как будто в Греции оказались, как в лучших театрах столицы…», – признаются смоляне и благодарят талантливого режиссёра, который также был автором инсценировки и музыкального оформления, смоленского художника-постановщика заслуженного художника России Светлану Архипову, и актёров за их проникновенную игру – «их молчание, пластику, мимику».
Такие отзывы, говорят только об одном. «Электру» обязательно нужно посмотреть, почувствовать её трагизм, откликнуться на обращения к залу, оценить глубокий текст, задуматься о том, может ли человек быть хозяином своей судьбы. На этот спектакль можно пойти подготовленным, освежив в памяти сюжет древнегреческой трагедии, или доверится внутреннему порыву, лишь вскользь узнав содержание из листочков либретто, которые, спасибо организаторам, можно взять в гардеробе и зрительном зале перед началом спектакля.
Так думают и считают зрители, а о том, как шла работа над «Электрой», о своих впечатлениях и надеждах нашим читателям рассказали создатели и исполнители спектакля.

Безумно интересно работать
«Самая физически тяжёлая из всех моих ролей, очень энергозатратный спектакль», – поделилась Анастасия Татаринова, исполнившая главную женскую роль. По её словам, было «сложно, но безумно интересно работать с поэтическим текстом, подружиться с ним».
«На первых этапах мы пытались разобрать, кто кому кто (прим. о персонажах), читать так, чтобы просто зрителю было понятно. Потом пошла более глубокая работа с текстом, образами и действиями, за которой последовало вплетение в спектакль, – рассказала актриса. – Мне кажется, это вообще про всех про нас, потому что иногда нами овладевают настолько сильные чувства, нам кажется, мы не можем поступить никак иначе, чем так, как мы захотели сию минуту, и потом наступает очень горькое раскаяние. Мне кажется, все мы знакомы в большей или меньшей степени с подобными переживаниями, поэтому, конечно, я ей (Электре) сопереживаю. Конечно, у неё есть раскаяние в конце, но совершенно ничего нельзя сделать с охватившей сумасшедшей стихией, с велением богов, которым нельзя противостоять».
Тут всем повелевают боги
«Очень тяжёлый спектакль, но что не сделаешь ради искусства. Хотелось бы, чтобы зритель получил именно те впечатления, чтоб они поняли как это вообще – трагедия, Еврипид, Греция, поэтому ради этого стоило терпеть, – признаётся актриса Ольга Федорова, сыгравшая роль Клитемнестры – матери Электры. – Тут всем повелевают боги. Это несколько другая драматургия, для русского артиста была, конечно, сложность – принцип построения и работа над ролью были несколько другими. Никаких слез, режиссёр запретил: не страдать, просто нести свою правду в зал, потому что в этом спектакле партнёром был именно наш зритель. Вы были нашими партнёрами, и мы вас брали в эту ситуацию и для вас рассказывали эту историю. Классно, что именно Василиос делает эти спектакли, потому что он грек, и пусть он несёт именно эту культуру, с которой вообще началась вся драматургия мира, в массы. Это замечательно».
Новый этап для театра
«Режиссёр никогда не должен быть довольным, но я радуюсь, я очень радуюсь, что смоленский зритель принимает спектакль, зритель счастлив, артисты счастливы. В Смоленском драматическом театре начинается новая жизнь. Я считаю, что первая древнегреческая трагедия – это новый этап для вашего театра, и я этим горжусь, – рассказал режиссёр постановщик Василиос Самуркас. – Суть трагедии в том, что у каждого своя правда, каждый защищает свою правду. Тут мы не можем решать, кто прав, кто виноват, но самое главное задать вопрос и понять правду каждого персонажа. Потом зритель сам решает кто прав, а кто не прав».
По словам режиссёра, на смоленской сцене удалось решить все сложные технические вопросы, найти нужный реквизит, а главное собрать талантливую команду помощников и единомышленников: «Цеха гениальные, очень хорошо работают, и поэтому все подготовлено, как должно быть».
Чем дальше – тем интереснее!
«Эта работа может нравиться, может не нравиться, но она должны быть в этом театре, и тот уровень, который сейчас Василиос сделал – это уровень ведущих театров двух столиц, – считает художественный руководитель Смоленского академического театра Михаил Валерьевич Бехтерев. – Я этому очень рад, и мы будем двигаться дальше. Репертуар должен быть разнообразный. Талантливые люди, режиссёры, художники, которые к нам приезжают, они должны задавать какой-то темп жизни. Для меня важно и, я считаю, что идти к мечте надо максимально насколько возможно, прилагая усилия и двигаясь в этом направлении».
Находясь между Москвой и Минском, Смоленск может быть центром притяжения гостей, убеждён Михаил Валерьевич. Уже сейчас на смоленские спектакли приезжают столичные зрители, блогеры и критики: «У нас одна цель – это передовой и очень хороший театр, к которому мы стремимся. Это задача максимум. Я надеюсь, мы её достигнем. Все-таки руководство области работает над всеми сферами поднятия престижа Смоленской области, города Смоленска и не должны мы жить хуже, чем в наших столицах, не должны во всех сферах: и в сферах дорог, и образования, и культуры, и моя задача заниматься театром».
Флагманский мюзикл «Остров сокровищ», новая древнегреческая трагедия, дальше – больше, обещают в театре.
«Спектакль для всей семьи, трагедия, сейчас чудесная выйдет новогодняя сказка в постановке заслуженного артиста России Игоря Голубева, и обязательно нам нужно восполнить, заполнить репертуар, и в плане комедийном, и в плане спектаклей массовых. То есть, театр должен быть для того, чтобы наши зрители могли сходить и на это, и на это и на это, – поделился Михаил Бехтерев. – У нас государственный театр, и мы работаем над тем, чтобы в целом повышать культурный уровень, чтобы как говорил великий русский артист Щепкин – «театр был вторым институтом».
Алексей Курцев