Памяти Анатолия Папанова

Фото: © Татьяна Самусёва

Культура

Памяти Анатолия Папанова

23 ноября 2025 года в 12:03

Творческое наследие А.Д. Папанова огромно: 48 спектаклей, около сотни фильмов и телеспектаклей, озвучка персонажей 96 мультфильмов, участие в радиоспектаклях. Ему были подвластны любые жанры, любые роли – он был одинаково хорош в серьёзнейшем военном фильме и в комедии. Его особенный голос, ювелирные интонации узнавались сразу, и узнавание это было притягательно-любовное – услышал заветные звуки и сразу весь обратился во внимание.

Фото: © Татьяна Самусёва

Жизнь в творчестве

Анатолий Дмитриевич родился в Вязьме 31 октября 1922 года. Его отец Дмитрий Филиппович был военным, служил в охране железнодорожного узла. Хорошие актёрские данные и любовь к театру привели его в труппу, организатором которой был Николай Плотников, а руководителем – бывшая актриса Императорских театров Евгения Лучезарская (жена командира вяземского гарнизона). Отец нередко вводил в спектакли на детские роли сына Толю и дочь Нину.

В 1930 году семья переехала в Москву. Учёба совсем не интересовала Анатолия – он был холоден к наукам, но уже в 14–16 лет хотел быть только актёром. В школе он посещал драмкружок, потом, работая в ремонтных мастерских 2-го Московского подшипникового завода, занимался в театральной студии при клубе завода «Каучук». Руководил студией вахтанговец Василий Куза, которого Папанов считал своим первым наставником. Находясь в кругу студийцев, Папанов понял, что в школьные годы много упустил, мало читая, – и он начал читать, читать много, осмысленно. Его любимым драматургом стал Чехов, он обожал Пушкина.

В кино Папанов впервые снялся в 1937 году – это была эпизодическая роль в картине «Ленин в Октябре». В 1939 году он в качестве статиста участвовал в съёмках фильмов «Суворов», «Минин и Пожарский», «Степан Разин», «Ленин в 1918 году», «Подкидыш», «Ревизор» (его фамилия тогда не указывалась в титрах).

В 1940 году Анатолия Папанова призвали в армию, в 1941-м началась Великая Отечественная война. В 1942 году старший сержант Папанов командовал взводом зенитной артиллерии. 22 марта 1942 года при взрыве вражеского снаряда погибли все, кто находился рядом с ним, он получил контузию и серьёзное ранение правой ноги. Он полгода лежал в госпитале, поначалу вообще не мог ходить. В 19 лет Анатолий Папанов стал инвалидом – с трудом ходил, опираясь на палку. Бездействовать он не мог, а театр по-прежнему его манил. Он создал труппу, и они стали с успехом выступать на заводах и на фронте. Папанов решил поступать в театральный вуз, но молодого человека с хромотой не хотели принимать. И тогда он усилием воли преодолел этот свой «недостаток». Он ходил в ортопедической обуви, зато на актёрский факультет ГИТИСа он был зачислен сразу на второй курс.

По окончании вуза его пригласили в два театра – любимый МХАТ и в Малый. Но Анатолий Папанов вместе со своим курсом отправился создавать новый театр в Клайпеде. Летом 1948-го молодой актёр перебрался в Москву. Неожиданная встреча с режиссёром Андреем Гончаровым круто изменила его судьбу – Папанов на всю оставшуюся жизнь стал актёром Московского театра сатиры. Но ролей ему долго не давали, потом долго держали только на выходах и в эпизодах. Помог случай: заболел актёр, и Папанова попросили заменить его в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Теперь от роли к роли Папанов становился всё интереснее, неожиданнее. «Лишь бы не вылететь из обоймы. Уж больно поздно я в неё попал…» – сказал однажды Анатолий Дмитриевич.

Актёр участвовал во многих спектаклях, но рамки Театра сатиры стесняли его талант драматического актёра, который проявился в полной мере в кино. Всенародное признание пришло к актёру после роли генерала Серпилина в кинокартине «Живые и мёртвые». Интересно, что в 1956 году Анатолий Дмитриевич пробовался на роль директора Дворца культуры Огурцова в «Карнавальной ночи», но он тогда показался слишком «театральным» и не прошёл пробы. Зато на роль генерала Серпилина в «Живых и мёртвых» его взяли практически без проб, а рекомендовал актёра сам писатель К.М. Симонов. За эту роль А.Д. Папанов был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Актёр хорошо знал, что такое война, – потому так же проникновенно сыграл в фильме «Белорусский вокзал».

Своеобразный рекорд установил однажды Папанов, когда прошёл пробы сразу в восемь картин на «Ленфильме», но, чтобы никого не обижать, отказал всем.

А волк из мультфильма «Ну, погоди!»? Его просто невозможно воспринимать без голоса Папанова. Поначалу планировался одночастевой фильм, но его популярность призвала к созданию целого сериала из шестнадцати частей.

Попробовал себя Анатолий Дмитриевич и в роли режиссёра: поставил спектакль по пьесе М. Горького «Последние» (1987 год). Папанов хорошо пел, проникновенно читал стихи (коронный номер – строки Ф.И. Тютчева), был мастером репризы. Его пригласили на преподавательскую работу в ГИТИС – и с этой задачей он прекрасно справлялся, относился к своим подопечным с огромным чувством такта и заботой.

В 1987 году он снялся в фильме А.А. Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего...». Это была последняя его картина, он даже не успел её озвучить. За исполнение роли Копалыча был удостоен Государственной премии СССР (посмертно).

При всей своей «нестандартности» он оставался обычным человеком. Любил спорт – ходил на лыжах, бегал на коньках, плавал, занимался боксом, «болел» по телевизору. «Человек это был безупречный: добрый, отзывчивый на добро, боль, радость, шалость, интеллигентный в самом чистом смысле этого понятия. Славный это был человек, славный…» – так отзывался о Папанове режиссёр Э.А. Рязанов.

Большие нагрузки, военная молодость давали о себе знать. Папанов перенёс инфаркт, и не без осложнений, но никогда никому не жаловался. Съёмки, спектакли, постановки и ответственность за своих студентов. Не отдохнув после съёмок в Риге, он отправился в Москву, принял с дороги холодный душ – сердце не выдержало. А.Д. Папанов умер 5 августа 1987 года.

Фото: © Татьяна Самусёва

Единственный в стране

31 октября 2012 года к 90-летию А.Д. Папанова на его родине, в Вязьме, был установлен единственный в стране (и, конечно, в мире) памятник актёру. Его автор – скульптор Игорь Чумаков. Памятник расположен в самом центре города. Папанов изображён сидящим на скамье, спинка которой сделана в виде киноплёнки. Древнегреческие маски трагедии и комедии говорят о разноплановом творческом богатстве актёра – эту мысль подтверждает и надпись на памятнике: «Великий актёр Анатолий Папанов». Ежегодно в день рождения Анатолия Дмитриевича у памятника собираются почитатели его таланта.

День 31 октября 2025 года выдался дождливым, но это не помешало почтить память великого Папанова и провести торжественный митинг с возложением цветов. К многочисленным собравшимся обратился председатель Вяземского окружного Совета депутатов В.М. Никулин. «Творчество Папанова вписано золотыми буквами в историю нашей великой страны», – сказал он. На митинге присутствовала дочь актёра Елена Анатольевна – актриса театра и кино, член Союза театральных деятелей РФ, член Союза кинематографистов РФ, которая посещает Вязьму ежегодно. Она поблагодарила за память об отце и поведала, что любовь к актёрской профессии проснулась у её отца именно в Вязьме, где в народном театре играл её дед. Елена Анатольевна привела пример: когда необходимо было озвучить спектакль, её дедушка втайне от жены принёс в театр железное корыто, а его сын и дочь стучали по нему, создавая необходимый антураж.

Анатолий Дмитриевич в своё время оставил наставление дочери-актрисе: «Не рвись в облака, стой покрепче на земле, и она одарит тебя». Елена Анатольевна чтит наказ отца.

Фото: © Татьяна Самусёва

Фестиваль имени Папанова

В этот же день в Вязьме завершил свою работу XII театральный фестиваль имени А.Д. Папанова. В нём традиционно участвуют самодеятельные театральные коллективы Смоленщины, других регионов страны и Республики Беларусь.

В 2025 году творческое соревнование состоялось 29–30 октября. Два дня своё творчество представляли влюблённые в театр люди, у которых актёрская профессия не является основной. В фестивале приняли участие школьный театр «Маска» из Гагарина, коллектив народного театра «Лица» из Рославля, народный театр Руднянского ГДК, Вяземский народный театр Дворца культуры «Центральный», молодёжный экспериментальный театр «Этюд» из Сафонова, народный городской любительский театр Оршанского районного центра культуры «Победа», народный театральный коллектив «СМОЛТ» (Сморгонь Гродненской области), народный самодеятельный коллектив театра «Первый класС» рославльского культурного центра развития и творчества «Юбилейный». Всего было показано девять спектаклей.

Судило конкурс компетентное жюри, в составе которого были Е.А. Папанова (председатель), С.А. Левандовский – актёр Тамбовского драматического театра, Е.Е. Подгузова – кандидат педагогических наук, доцент СГИИ, Т.В. Баржеева – старший преподаватель СГИИ.

Итоги подвели 31 октября в Вяземском культурно-выставочном центре. Награждение проходило по разным номинациям, в том числе были отмечены лучшие женские и мужские роли. Много призов уехало в Беларусь. Гран-при конкурса завоевал народный самодеятельный коллектив театра «Первый класС» за спектакль «Неугомонная бабуля». Лучшим из лучших Елена Анатольевна лично от себя вручала книги, открытки и значки с изображением А.Д. Папанова.

От администрации Вязьмы председателю жюри был вручён букет и памятный подарок. В ответном слове Елена Анатольевна поздравила отличившихся, а также всех присутствующих с успешным окончанием фестиваля и зачитала любимое стихотворение своего отца «Быть знаменитым некрасиво…» Б.Л. Пастернака. Дело в том, что Анатолий Дмитриевич был очень скромным человеком. Например, когда ему подарили машину «Волгу», он оставлял автомобиль за несколько кварталов от театра, чтобы не вызывать у коллег лишних чувств.

Елена Анатольевна так же скромна, проста, доступна – она с удовольствием общалась со всеми, с готовностью фотографировалась.

Фото: © Татьяна Самусёва

Уголок Папанова в музее

Ко дню рождения знаменитого земляка подготовился и местный историко-краеведческий музей – там оформили большую экспозицию в честь А.Д. Папанова. В ней – личные вещи (велосипед, письменный стол, коньки, клюшка, очки, кепка, телефон, кружка, джинсовый костюм, в котором актёр снят на последнем в жизни фото, и прочее), письма, фотографии, открытки, книги, реклама спектаклей. Многие предметы подарила лично Е.А. Папанова. В своё время посещали Вязьму и актёры Театра сатиры – след об их пребывании просматривается в экспозиции. В этом году музей получил подарок от смоленской художницы Е.А. Фильченковой – портрет А.Д. Папанова (актёр изображён в роли Копалыча).

Вязьмичи достойно встретили день рождения земляка. Народным театрам можно начинать готовиться к следующему фестивалю.

Фото: © Татьяна Самусёва

Татьяна Самусёва

Пётр Орлов: Режиссёрская фантазия подзаряжается благодаря артистам
В три часа будет спектакль!