В Вязьме открылась уникальная выставка русской эмали «Отражение»
17 мая в Вязьме открылась уникальная и неповторимая выставка горячей станковой эмали. Член союза художников России Людмила Анненкова переработала древнерусскую традицию эмали, осмыслив её в больших формах. Созданные ею монументальные многофигурные эмалевые композиции «1812 год», «Декабристы», украшающие метро «Отрадное» в Москве и ежедневно радуют своим великолепием взгляды тысяч людей.Следует подчеркнуть, что техника горячей станковой эмали относится к элитарным и дорогостоящим видам искусства и поэтому осваивают её немногие художники-эмальеры, ведущие из которых пользуются мировой славой.
Немного истории
Древнейшие искусство художественного эмалирования имеет более чем трехтысячелетнюю историю, первые из известных предметов с наплавлением стекла на металл в художественных целях найдены в Микенах и на о. Кипр (15-14 в. до н. э.). Не смотря на это настоящие произведения искусства, выполненные в технике эмали, известны в Египте и Византии, во времена раннего средневековья. В России известность появление изделий с декоративным эмалевым оформлением приходится на ХХ-ХIII в. В Древней Руси художественную эмаль называли финифтью (от греческого «фингитис» - светлый, блестящий камень). Большинство исследователей считают, что технику перегородчатой и выемчатой эмали русские мастера переняли у византийцев. В результате монгольского нашествия в 1237 году прекращают существование многие эмальерные центры, традиция передачи знаний прерывается. Многие мастера угнаны в Золотую Орду.
Нарушены культурные связи с Византией и Западной Европой. С середины 13-го до середины 15-го века наблюдается общий упадок русской эмали. Утрачены рецепты многих цветов, забыта перегородчатая эмаль. Огромный вклад в возрождение и развитие русской эмали внесла Мария Клавдиевна Тенишева. М. К. Тенишева обладала великолепным художественным вкусом, чувствовала и любила искусство. Именно благодаря трудам Тенишевой было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Интересно, также, что именно Тенишева является основным вдохновителем и путеводной звездой Анненковой, поэтому сразу после открытия персональной выставки, она отправилась в Смоленск по местам Марии Клавдиевны.
Теперь об авторе
Персональные выставки станковых композиций Л. Анненковой проходили в разных странах мира – Италии, Австрии, Германии, Нидерландах, Японии, Испании, Чехии. И везде - признание русской эмали. Важно отметить, что выставка проходит исключительно в культурно-просветительских целях. Идея проведения уникальной в своём роде, элитарной и дорогостоящей выставки именно в Вязьме возникла благодаря просветительской идее краеведа Натальи Гурской, которую поддержали работники Вяземского краеведческого музея. «Вот ты «болтаешься» по разным странам и городам» - сказала в дружеской беседе Наталья Гурская Людмиле Анненковой, а у нас в Вязьме есть человек, который занимается с детьми изготовлением художественных изделий из эмали. (Этот человек, Михаил Попов, который занимается уникальным древнейшим искусством уже более 15 лет, и все эти годы мечтал о том, чтобы в Вязьме когда-нибудь свершилось чудо, и открылась настоящая выставка редчайшего сегодня в России искусства художественной эмали). «Когда я приехала в Вязьму и увидела из окна машины этого человека, я сразу поняла, что это – Он» - рассказывает художница. К своему приезду в Вязьму Людмила Анненкова готовилась с любовью, они вместе со своими учениками изготовили из эмали герб Вязьмы и даже образ Иулиании Вяземской.
Выставка художницы состоит из трёх частей: в первой представлена истории её семьи, во второй творческие работы её учеников, ну а третья часть произведения искусства самой художницы. Людмила Анненкова бережно и ответственно относится к своим работам. Однажды во время очередной выставки в Казани к ней подошёл представитель Лувра и попросил продать несколько работ для своего музея. Но Людмила Юрьевна деликатно отказалась. Нужно сказать, что француз из Луврадолго не понимал в чём дело, приглашал нескольких переводчиков для беседы с русской художницей. «Они не понимают, что такое коллекция – сетует Людмила Анненкова - и что коллекционные изделия для меня бесценны, они не продаются. У них в Европе итак всего достаточно, я хочу, чтобы все мои работы остались на Родине».
Как же она всё-таки пришла к этому виду искусства?
В 1978 году закончила «Московское художественное училище памяти 1905 года», оформительское отделение. Попав на практику к Ю. Б. Кофенгаузу в московский комбинат монументального искусства, заинтересовалась эмалями. Затем закончила московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). По распределению из «Строгановки» попала на московский комбинат монументального искусства. Выбрала редкую в наши дни, хотя некогда и традиционную технику. Её творческий поиск направлен на переосмысление и обновление традиции – техника эмали, употреблявшаяся ранее для вещей малых форм, переработана и воплощена в масштабе станковых и монументальных произведений. «Когда работники краеведческого музея соглашались на проведение выставки, они даже не представляли себе какие работы по тяжести и масштабам им придётся принять – комментирует художница – но когда я уже приехала с ними в Вязьму, они поняли, что отступать поздно. Особенно было приятно, что гостеприимные вяземские художники все как один пришли на помощь, очень помогли работники музея. Было нелепо и умилительно смотреть, как худенькая женщина тащит на второй этаж монументальную работу».
А как к художнице пришла известность?
Первой крупной работой по оформлению внутреннего пространства здания стали три панно для детского сада в Челябинске «Мельница», «Часы» и «Кораблик», созданные в 1984-1985 г.г. Работа художницы произвела такое впечатление, что на неё специально приехал взглянуть знаменитый скульптор монументалист Зураб Церетели и поставил высшую оценку. В 1987 на симпозиуме монументалистов Анненкова предложила методику комплексного оформления интерьеров с использованием техники эмали. Проекту было присуждено 1-е место, а художница получила заказ на оформление вестибюля на московском заводе «Манометр».
В 1986-95 годах – большая работа по оформлению вестибюля, фойе и кафе студенческого клуба в Московском институте электронных технологий в Зеленограде. Любопытно заметить, что школа, в которой училась Людмила Юрьевна была с серьёзным физико-математическим уклоном и будущая художница, с гуманитарным складом ума, в такой обстановке, мягко говоря, терялась. «В нашем классе были такие сильные ребята-математики, что я даже списать у них не могла, потому что не понимала что списываю». Большинство из этих ребят поступили в указанный выше институт, кто бы мог подумать, что спустя несколько лет они будут любоваться работами своей нематематической одноклассницы?
Если художница занимается изготовлением работ такого масштаба, как она может устраивать персональные выставки?
Кроме монументальных работ Людмила Анненкова много внимания уделяет станковой эмали. Художница тяготеет к многочастным композициям. Бывает и так, что самостоятельная композиция со временем становится парной, а затем частью цикла или серии, которые развиваются до тех пор, пока не замкнётся круг избранной темы. На выставке представлены композиции «Театр», «Синяя птица», «Декабристы» и др. (Так вот почему она не захотела продавать свои работы французу из Лувра, попробовал бы он в течение нескольких лет поработать над любимой коллекцией, а потом взять и расстаться с ней за бренные деньги. Хотя, для европейцев это естественный процесс. «Ох уж эта загадочная русская Душа»- наверное подумал он).
Персональные выставки Л.Анненковой состоялись в нашей стране и за рубежом, в том числе в Германии (1993), Нидерландах (1999), Австрии и Японии (2001), Италии и Испании (2002), Чехии и др. «Ух, наконец-то мы на Смоленщине и можем поехать по местам Марии Клавдиевны Тенишевой» - радостно сказала она, заканчивая подготовку к выставке и умилённо улыбнулась.
Фото: автора