Культура

Александра Маринина может написать роман о Смоленске

24 мая 2013 года в 16:41
Автор, подаривший нам честного сыщика Анастасию Каменскую, известная писательница Александра Маринина побывала в Смоленске в рамках фестиваля «Читающая Смоленщина».

23 мая Марина Анатольевна Алексеева (именно так на самом деле зовут королеву русского детектива) провела две встречи с читателями – в областной библиотеке им. Твардовского и магазине «Кругозор». Желающих пообщаться с писательницей нашлось немало, несмотря на дождливую погоду и не самое удобное время – разгар рабочего дня. В общей сложности около трёх часов Марина Анатольевна отвечала на вопросы поклонников, которых интересовало буквально всё: от музыкальных предпочтений до возраста любимой собаки. Словом, разговор получился обстоятельный и интересный. Публикуем лишь некоторые выдержки из этой беседы.

О городе

– В Смоленске я впервые. Город у вас чудесный. Очень красивый. И самое главное – с богатейшей историей. Нам со спутниками удалось урвать у жизни полтора часа на экскурсию. Побывали в вашем замечательном соборе. Очень впечатлила история со взрывом собора, тем более нет точного ответа на вопрос о том, как всё было на самом деле (речь идёт об известной легенде времён польского нашествия. Согласно ей, когда поляки ворвались на соборный холм, защитники города взорвали погреба с порохом в основании храма. – Прим. авт.). Когда бываю в новом месте, я обязательно изыскиваю возможность внести те или иные обстоятельства, людей или знания в новую книгу. А загадка, связанная с собором, позволит сконструировать персонажа – историка или археолога, который изучает этот вопрос. И уже вокруг него развернуть детективный сюжет. Это замечательный материал. Думаю, книга будет.

«Каменская – женщина молодая. Пусть живёт»

– Не уверена, что буду снова писать о Каменской. На прошлой неделе я закончила новую книгу. Это детектив без Каменской, но с теми же героями, что были в предыдущих романах. Я уже начала собирать материал для нового детектива и тоже не планирую писать в нём о Насте. К слову, это будет книга про фигурное катание. И вот тут, чувствую, меня ждут большие проблемы (смеётся). Взаимоотношения в этой среде очень сложные, об этом говорят сами спортсмены. В одной книге прочитала: «Фигурное катание – это большой гадюшник». Так что придётся потрудиться, чтобы найти хорошего консультанта в этом вопросе. Что ж, будем решать проблему.

Вообще же, я не строю далеко идущих планов. Каждый раз прислушиваюсь к себе и думаю: в том настроении, в котором я сейчас нахожусь, уместна Каменская или нет? Одно могу сказать точно: путешествовать или писать книги моя героиня точно не будет. И убивать её я тоже не собираюсь, конечно. Она женщина молодая – всего на три года младше меня. Жизнь только начинается, так что пусть живёт.

Тонкости работы

– Самое трудное в моей работе – контролировать уже написанное и не повторяться при использовании характеров, сюжетных ходов и описаний. Когда пишешь первые десять книг, всё идёт легко и просто. Другое дело, когда за спиной сорок книг. Бывает, выписываешь персонажа и так удачно подбираешь характер, который позволит ему совершить те или иные поступки по сюжету… И вдруг останавливаешься и понимаешь: это уже было. Значит, всё с начала. Я тщательно контролирую такие вещи.

Мои книги совершенно не автобиографичны. Я пишу не для того, чтобы рассказывать о себе. Хотя если какое-то событие из реальной жизни кажется мне подходящим, я могу вставить его в повествование. К примеру, один из героев романа «Фантом памяти» вспоминает, что неуверенность в себе у него возникла после того, как отец в детстве довёл его до бассейна и сказал: «Дальше сам». Он пришёл к тренеру, а ему ответили: «В группе начинающих мест нет». С тех пор у него возникло твёрдое убеждение: если он за что-то берётся сам, у него точно ничего не получится. Так вот, этот случай из моей биографии. В пять лет отец довёл меня до спортивной школы и почему-то к тренеру со мной не пошёл: то ли на работу торопился, то ли решил приучать меня к самостоятельности. Тренер посмотрел, как я плаваю (плавать я умела, но не слишком уверенно) и сказал: «Передай папе, что в группе для начинающих у меня мест нет». Прошло пятьдесят лет, а я до сих пор это в себе несу.

Музыкальные предпочтения

– Вагнера не люблю. Вагнер – это агрессивность, активность, одним словом, «жизнь – борьба». Для меня жизнь не борьба. Я всё-таки женщина, а женщины, как мне кажется, не должны относиться к жизни как к борьбе. Жизнь – это обстоятельства, к которым мы должны адаптироваться, чтобы сохранить и вырастить своих детей и сберечь психику своих близких. Поэтому я люблю музыку, наполненную эмоциями, – помягче. Из классики – Верди, Бах, Шопен. У этих авторов мне нравится всё. Есть ещё много композиторов, у которых нравятся отдельные произведения. Очень люблю классику в современной обработке. Причём обработка может быть любая, мне всё интересно. Рок, панк, поп-музыка – это не моё. Просто потому, что я не знаю эту музыку. С детства я привыкла к классике, и мне её хватало. И хватает до сих пор. Но поскольку я много смотрю кино, хорошую музыку к фильмам я могу оценить.

«Только сейчас поняла: Гамлет – полное ничтожество»

– В позднем школьном возрасте и на первых курсах университета я увлекалась поэзией. Даже сама писала стихи. В те годы мне очень нравился Евтушенко – именно его настоящая, неидеологизированная лирика. К ней я до сих пор отношусь с большой нежностью, многое помню наизусть. На втором месте в то время для меня стояли Рождественский и Федерико Гарсиа Лорка.

Вознесенский для меня был слишком эстетичен, а эстетство я никогда не любила. Это совершенно не моё. Я сторонник прямоты и простоты. Кроме того, после учёбы в английской спецшколе у меня появилось стойкое отторжение всех английских классиков из курса литературы. В него входили произведения, которые школьник пятнадцати-шестнадцати лет понять не может. Почему мы в 9-м классе изучали «Гамлета»? Как мы могли в нём разобраться? При работе над книгой «Смерть как искусство» мы с подругой дважды перечитали «Гамлета», дважды посмотрели театральную постановку и тогда лишь немного разобрались в произведении. И мы поняли: Гамлет – полное ничтожество. Именно это прослеживается по всем его репликам и поступкам на протяжении книги. Но в пятнадцать лет до этого дойти невозможно.

Об экранизациях

– Первый сезон «Каменской» снимал режиссёр Юрий Мороз, и это, безусловно, был удачный выбор. Они с женой Мариной Левтовой прочли мои романы. Им книги понравились, и они действительно хотели с ними работать. Сценарий первого сезона мы с мужем прочитали и поправили там исключительно те вещи, которые касались профессиональных тонкостей – названий, формулировок и подобного. Конечно, сначала у меня были вопросы по содержанию, но Юрий Павлович объяснил: книга – это не кино. Очень многое изменили, ведь в фильме важны картинка и действие. Так что я стала относиться к этому с пониманием и без всякого трагизма. В роли Насти Каменской и я, и режиссёр видели Марину Левтову. Однако перед началом проекта Морозу выставили условие: свою жену в главной роли не снимать. Когда мы уже отчаялись найти подходящую актрису, продюсеры обратились к Елене Яковлевой. К счастью, она согласилась и стала сниматься, несмотря на занятость в театре. Спасибо режиссёру Галине Волчек, что отпустила её.

О личном

– По натуре я жуткая домоседка. Путешествовать не люблю, езжу только в командировки. Делаю я это только со словом «надо», никогда – ради удовольствия. Переезды и гостиницы – это для меня мучительно. Люблю свой дом, свой диван, свой угол, своих котов и собаку. И муж чтоб был – рядом, но через стенку (смеётся). Чтобы я могла заниматься своими делами. Самые близкие родственники – это муж и мама. У мужа есть сын от первого брака, у него уже своя семья, они живут неподалёку от нас. Моя мама до сих пор работает, она доктор наук, профессор, вплотную занимается уголовным процессом. Есть у меня единственная и лучшая подруга, она очень помогает мне и в работе, и по жизни.

СПРАВКА «СГ»

Марина Анатольевна Алексеева (она же Александра Маринина) родилась 16 июня 1957 года во Львове, до 1971 года жила в Ленинграде, с 1971 года – в Москве. В 1979-м окончила юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и получила распределение в Академию МВД СССР. Занималась изучением личности преступника с аномалиями психики, а также преступника, совершившего повторные насильственные преступления. С 1987 года занималась анализом и прогнозированием преступности. Имеет более 30 научных трудов.

В феврале 1998 года вышла в отставку в звании подполковника милиции. Александра Маринина написала около 40 книг.

Помимо прочих наград, в 2006 году отмечена премией «Писатель десятилетия». Замужем за полковником МВД Сергеем Заточным.

Фото: Юлия ШОРОХОВА
«Третий Рим» доволен Игорем Петренко
В Вязьме открылась уникальная выставка русской эмали «Отражение»

Другие новости по теме