От яйца до «Фаберже»
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка декоративно-прикладного искусства и филокартии «Пасхальная радость». В её экспозиции – сувениры, связанные с главным христианским праздником. В первую очередь – яйца. Из стекла, эмали, фарфора, хрусталя, дерева…
В продолжение
Эта выставка, организованная Смоленским краеведческим обществом, – продолжение истории, начатой в прошлом году.
– В прошлом году мы попробовали, и у нас всё получилось, – говорит председатель Смоленского краеведческого общества Демьян ИВОЧКИН. – Мы увидели, что выставка пасхальных атрибутов из коллекций смоленских краеведов интересна посетителям. И в этом году решили нашу «Пасхальную радость» повторить, дополнив экспозицию новыми экспонатами.
Основную часть экспозиции занимают сувенирные яйца, выполненные мастерами трёх веков: девятнадцатого, двадцатого и двадцать первого. Гжель, финифть, роспись по дереву и эмали, гравировка на стекле – здесь широко представлены различные виды декоративно-прикладного творчества. Сюжеты тоже самые разные: лики святых, библейские сцены, пейзажи, натюрморты, архитектурные памятники и даже портреты исторических лиц…
– Вот интересный экспонат – старообрядческое яйцо, – продолжает Демьян Ивочкин. – Оно посвящено протопопу Аввакуму, которого мы видим здесь благословляющим двуперстием. Образ самого старца – в языках пламени, поскольку Аввакум был сожжён…
Самые старые экспонаты, представленные на выставке, сделаны в XIX веке. Шкатулка в форме яйца с галантной сценой в медальоне выглядит вполне светским предметом. А вот мотивы росписи стеклянных яиц уже исключительно пасхальные: петушок, зайчик, ангелочек…
Отдельного упоминания заслуживают работы смоленского художника Татьяны Новиковой. В основе их сюжетов – исключительно местный материал: панорама города, его виды с узнаваемыми архитектурными символами. Например, триптих с изображением наших храмов двенадцатого века.
– Мы постарались показать, что пасхальное яйцо, ставшее частью великой российской культуры, может быть выполнено в различной технике, – замечает Демьян Ивочкин. – В принципе, любой человек, расписывая самое обычное деревянное яйцо, может тем самым прикоснуться к пасхальной радости. И этой радостью мы хотим поделиться с каждым посетителем выставки.
Символ Воскресения
Вообще, обычай красить весной птичьи яйца бытовал у многих народов ещё в дохристианские времена. Яйцо было символом начала, зарождения новой жизни в разных культурах. В некоторых легендах описывается, как из него возник наш мир. И известное латинское выражение ab ovo (от яйца) – отсылка к ним.
В христианстве древние традиции получили новую трактовку и иное смысловое наполнение. Речь уже шла не просто o весне и начале нового календарного цикла, а o Воскресении Христа, который, «смертию смерть поправ», дал людям надежду на духовное возрождение.
– По церковному преданию, Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию и протянула ему варёное яйцо со словами «Христoс воскрес!», – рассказывает Демьян Ивочкин. – На что император ответил: «Это невозможно! Как белое яйцо никогда не станет красным, так и мёртвый человек не сможет воскреснуть». После этих слов яйцо удивительным образом изменило цвет. И с тех пор оно – символ Воскресения.
Пасха освятила старый народный обычай красить яйца, придав ему новый смысл. В христианстве это «праздник праздников», главное событие годового круга богослужения. День, освящённый радостью, которой принято делиться с близкими. Отсюда традиция обмениваться крашеными яйцами при христосовании. Их дарят друг другу на протяжении всей Светлой недели, берут на кладбище, чтобы помянуть покойных…
Освящённые в храме пасхальные яйца часто наделяли магической силой. Считалось, что они могут спасти от пожара, принести в дом достаток и благополучие, излечить скотину и даже помочь в любви. Неудивительно, что со временем пасхальное яйцо стало частью народных промыслов, а позже и высокого ювелирного искусства.
– Всем известна ювелирная фирма «Фаберже», – говорит Демьян Ивочкин. – Благодаря ей российские сувенирные пасхальные яйца приобрели мировую славу. Многие даже привыкли думать, что именно эта фирма первой стала изготавливать в нашей стране такие сувениры. Однако задолго до них в России были популярны деревянные яйца-писанки, яйца из стекла, керамики и фарфора.
Яиц «Фаберже» в этой экспозиции нет. Хотя есть один экспонат, повторяющий идею изделий этой фирмы. Это яйцо с секретом. Оно, конечно, скромнее в отделке, без драгоценных металлов и камней, но изящное в исполнении. А если нажать сверху, открывается и становится коробочкой для хранения зубочисток.
История в открытках
В экспозиции представлены и пасхальные открытки рубежа XIX–XX веков из коллекции известного смоленского краеведа и филокартиста Игоря ТРАПЕЗНИКОВА. Их, как правило, отправляли по почте тем, с кем не могли похристосоваться лично. И тёплые слова, написанные на обороте, несли адресатам ту же радость, которой хотелось поделиться.
– Интересно, что пасхальные открытки часто создавали знаменитые художники, – поясняет Игорь Трапезников. – Например, Иван Билибин, известный своими иллюстрациями к сказкам. Одну из его работ, «Кулич-город», мы взяли на афишу, поскольку решили, что она лучше всего отражает идею выставки.
Первые российские пасхальные почтовые открытки выпустило «Общество Святой Евгении» в 1897 году. Это была серия с четырьмя весенними акварелями художника Николая Каразина. Позже оказалось, что это дело коммерчески выгодное и быстро окупаемое. К нему стали привлекать известных художников, среди которых Иван Билибин, Илья Репин, Александр Бенуа, Борис Зворыкин, Елизавета Бём, Иосиф Смукрович, Елена Лебедева-Анохина… Каждая такая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром. В чём можно убедиться на выставке «Пасхальная радость».
– Когда готовишься к выставке, обязательно открываешь для себя что-то новое, – признаётся Игорь Трапезников. – На этот раз таких открытий у меня было два. И первое – художник Алексей Иванович Транковский, который оказался уроженцем Сычёвского уезда Смоленской губернии. В экспозиции представлено несколько пасхальных открыток его авторства.
О самом Алексее Транковском, к сожалению, известно немного. Даже годы его рождения и смерти указываются лишь приблизительно: 1847-й и 1914-й. Родился он в зажиточной помещичьей семье. Скорее всего, был художником-самоучкой – по крайней мере, подтверждённых данных о получении им специального образования нет.
Кроме того, в одном из российских архивов был найден документ от 30 сентября 1882 года. Это прошение коллежского асессора Алексея Ивановича Транковского в Санкт-Петербургскую академию художеств, где он просит удостоить его звания художника за три представленные картины: «Свадьба в доме русского боярина», «Пытка за ересь и староверское перстосложение» и «Из народного быта, изображающая писание прошения в кабаке адвокатом деревни».
Также известно, что в 1914 году живописные полотна Алексея Транковского были показаны на выставке в Париже. Практически все они были тогда распроданы в частные коллекции, откуда сейчас периодически всплывают на различных аукционах.
Большинство работ, оставшихся в смоленском имении, погибло во время революции и гражданской войны. Известны лишь несколько полотен художника, хранящихся в некоторых российских музеях.
Катание с горки
– Второе моё открытие можно отнести к разряду этнографических, – продолжает Игорь Трапезников. – Я заметил, что разные художники на пасхальных открытках изображают какую-то детскую игру. Стал искать информацию, и оказалось, что речь идёт о традиции катания яиц, которая символизирует камень, скатившийся с Гроба Господня перед Воскресением Христа.
Это соревновательная игра, цель которой – получить яйца других игроков. Что является органичной частью обычаев, предполагающих переход крашеных яиц из одних рук в другие.
Правила её очень просты: катая своё яйцо с небольшой деревянной горки, надо постараться выбить расположенные на поле яйца других игроков. Выбил – забираешь себе оба. Не выбил – оставляешь своё яйцо в игре, где оно может достаться в качестве приза кому-то другому.
Главным сюрпризом открытия выставки «Пасхальная радость» стала возможность покатать яйца. Все необходимые атрибуты игры воспроизведены краеведом Вячеславом Флиманковым. Впрочем, покатать яйца можно и в любой день, пока работает выставка, вход на которую свободный…
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Ольга Суркова