Каменный цветок Владимира Ильина

Фото: © Пресс-служба КВЦ имени Тенишевых

Культура

Каменный цветок Владимира Ильина

1 мая 2024 года в 19:01

В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка флорентийской мозаики «Очей очарование». Работы на самом деле восхитительные. Их интересно рассматривать, выбирая разные ракурсы. Их можно даже потрогать, ощутив руками прохладу и гладкость камня, заменяющего художнику краски. И, удивившись богатству этой природной палитры, поразиться мастерству человека, под чьими руками рождаются такие произведения искусства. Его зовут Владимир ИЛЬИН…

Фото: © Пресс-служба КВЦ имени Тенишевых

Искусство древних

Флорентийская мозаика – техника древняя и очень интересная. В отличие от римской камень здесь используется не пиксельными кусочками, а большими пластинами, в которых важен не только оттенок, но и фактура.

Процесс очень трудоёмкий. На каждую работу уходит от недели до нескольких месяцев – в зависимости от её размера и сложности сюжета. Конечно, такое творчество не всем по зубам, потому что это и физически тяжело. Не каждый сможет целый день простоять за столом в сапогах и фартуке и мокрым с головы до ног…

А я этим занимаюсь уже сорок лет. Однажды случайно заглянул в мастерскую и так там и остался.

Действительно случайно?

Абсолютно. Я тогда занимался металлом, стеклом и деревом. Мне надо было выполнить учебную работу, и для этого требовалась подпись директора Художественного фонда. В его поисках я и заглянул тогда в мастерскую флорентийской мозаики и больше оттуда не вышел. Меня настолько поразили и работы мастеров, и сам камень, что я бросил всё и стал заниматься только этим.

А что такого притягательного в камне?

Это необычный материал, просто сказочный. В нём столько оттенков, такая разная фактура! И он настолько многогранен, что порой материалом из одного месторождения можно выразить буквально всё.

А если мы говорим о разных породах и разных месторождениях, то насыщенность цветовой палитры просто безгранична: от белого до чёрного и далее все цвета с различными нюансами оттенков. То, чего живописец добивается, смешивая разные краски, я ищу в камне.

Материал всегда приходится приобретать? Или бывают неожиданные находки?

Бывают. И на дороге, случается, нахожу, и на поле. Иногда приезжаешь на завод, и тебе просто отходы отдают, которые им девать некуда. И там тоже можно найти то, что нужно.

Здесь на выставке представлены в основном изделия из мрамора. Хотя есть и гранит, и полудрагоценные камни, но их не так много: яшма, родонит, змеевик, лазурит… Я вообще очень люблю работать с мрамором – на мой взгляд, это самый интересный материал. Он глубокий по живописи, в чём ему практически нет равных – разве что яшма.

Фото: © Пресс-служба КВЦ имени Тенишевых

Вслед за мыслью

Владимир, как обычно происходит рождение работы: вы делаете эскиз и потом подбираете материал или камень своей фактурой подсказывает какой-то сюжет?

Камень ничего не диктует. Никогда. Изначально появляется мысль. Что-то увидев, конспектируешь, делаешь беглые наброски. Потом даёшь идее отлежаться, а дальше на основе набросков рисую эскиз. И только после этого начинается работа по поиску материала, если его нет.

А если есть, отбирается палитра и начинается процесс, который технологически имеет порядка десяти циклов. У меня в мастерской стоит несколько столов, и каждый имеет своё назначение. Один наборный, второй для перекладки, третий для заливки – получается такая карусель…

Вообще, у меня мастерская очень большая – я работаю один на 130 квадратных метрах. И две трети из этой площади занимает палитра. Там у меня несколько тонн напиленных пластин. Это то, что собиралось всю мою жизнь и частично досталось от учителя – Владимира Никифоровича Яценко.

Я стараюсь по возможности не мучить камень, а дать ему возможность проявить себя на полотне. Если у него уже есть рисунок, зачем мне кроить его на кусочки. Ведь он может вот так целостно зажить в работе – я ему только помогаю.

И вы занимаетесь только станковыми произведениями?

Сейчас да. Хотя в моей жизни были и монументальные. Многие не сохранились, потому что помещения, в которых они делались, перепрофилировались и всё разрушалось.

Я участвовал и в некоторых проектах оформления станций метро, театра Райкина и Дворца молодёжи в Москве, но только в качестве исполнителя – до авторских работ я тогда ещё не дорос.

Вы сказали, что первична мысль, идея. А что стимулирует её рождение? Что вдохновляет?

Как правило, творчество великих мастеров. Или моих знакомых художников. Я часто хожу на выставки и выношу оттуда новые идеи для своих работ. Иногда такие озарения происходят при посещении каких-то стран, городов, интересных мест.

Но я никогда не копирую чужие работы. Это неинтересно и, на мой взгляд, вообще не достойно художника. Это мой Матисс, мой Дали – они совершенно другие, отличные от оригинала.

А самое главное – ни одну из этих работ невозможно повторить. Потому что каждый распил камня – уже другой рисунок, другой оттенок. Вот там работа «Белое море». Чтобы найти пластины для неё с нужными нюансами белого и серого цветов, мне пришлось перелопатить килограммов семьдесят камня.

Фото: © Пресс-служба КВЦ имени Тенишевых

Семейное фото

Наш город подарил вам какие-то идеи?

Да. Я здесь впервые, и мне было интересно всё посмотреть. С понедельника мы каждый день нарезали круги по старому городу. Были в центре, на Соборном холме. Вчера прошёл всю вашу крепостную стену.

Все шесть с половиной километров?

Да. Я ходок ещё тот, хотя последние метры давались уже с трудом.

Вообще, город мне понравился. Архитектура интересная. Музей замечательный. Художественная галерея просто невероятная. Мы оттуда вышли, я прибежал домой и быстренько сделал наброски того, что увидел. У меня уже и камень есть для этой работы.

То есть Смоленск может вдохновить художника?

Запросто. Тем более что я не просто так сюда приехал. Не только чтобы открыть выставку и показать свои работы.

Дело в том, что мои корни отсюда. У меня есть несколько старых фотографий моих прадеда и прабабушки, сделанных в ателье Гершевича в Смоленске. Они снялись там вместе с бабушкой перед войной 1914 года. К сожалению, больше никаких подробностей я не знаю, потому что бабушка всю жизнь молчала об этом, а дед зло называл прадеда «буржуем».

Я жил у них в деревне в Тульской области с самого младенчества. Хотя родился в Москве, в Кусково – от нашего дома было метров сто до графской усадьбы. Но так случилось, что с шести- или семимесячного возраста меня отдали на воспитание бабуле с дедулей, я там и пошёл.

Там река, лес. Я плавать начал с шести лет и в семь уже переплывал Оку на быстрине. У меня и разряд был по плаванию. Но мечта детства – стать лесничим. Я мог вечером собраться в лес и бродить там дотемна. Но при этом все карманы у меня были почему-то забиты камнями – гальку собирал. И бабуля, а она у меня поколдовывала, однажды сказала: «Поедешь в Москву учиться и будешь работать с камнем». Я потом эти слова вспомнил, когда впервые столкнулся с флорентийской мозаикой.

Фото: © Пресс-служба КВЦ имени Тенишевых

Мраморный цветок

А когда пришло желание стать художником?

Когда приехал в Москву, чтобы получить паспорт. Помню, шёл тогда по улице и вдруг увидел свет в подвале. Зашёл, а там мастерская, и художник спрашивает меня: «Хочешь попробовать?» И всё. Зашёл случайно и остался. В общем-то, у меня всё так в жизни и происходит – спонтанно, экспромтом.

Может быть, это провидение какое-то – иначе и не назовёшь. Я пытался детей своих приобщить, ничего не получилось. То есть по наследству это не передаётся.

Видимо, этим надо заболеть…

Точно подмечено. Именно заболеть. И вылечиться от этой болезни уже невозможно.

Мне почему-то вспомнился сказочный Данила-мастер, который всё мечтал сделать какой-то невероятной красоты каменный цветок…

А у меня есть каменный цветок. Из белого мрамора из Коелги – из одного месторождения…

И судя по тому, что я здесь увидела, этот цветок не единственный. Суть в том, что «каменный цветок» это некий символ творчества, стремления к чему-то невозможному…

Да, ты всю жизнь учишься и пытаешься доказать, что эта техника не безделица. Она очень многогранна. И это не просто ремесло.

Меня иногда называют камнерезом, но это совершенно другое. Здесь живопись, совмещённая с графикой, только вместо красок на твоей палитре – камень. И это действительно художественный вид творчества…

Выставка флорентийской мозаики Владимира Ильина «Очей очарованье» будет работать до 16 июня.

Фото: © Пресс-служба КВЦ имени Тенишевых

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU


Ольга Суркова

Театральное путешествие
Юные смоленские танцоры выступили на Детском хореографическом фестивале