Николай Коншин: счастье быть частью…
– Мне хочется, чтобы наша сегодняшняя встреча стала праздником, – заметила в самом начале мероприятия его ведущая, заслуженная артистка России Людмила ЛИСЮКОВА. – Николай Сергеевич сам был человеком-праздником. Никогда не унывал, даже если что-то не получалось. У них вся семья была такая. Он очень любил праздники. И другим людям их устраивал. Хотя в его жизни было много испытаний, невзгод. Однако он всё умел обратить в счастливые мгновения. Николай Сергеевич вообще был счастливым человеком. Часто повторял, что люди не так понимают это слово – «счастье». Потому что счастье – это быть частью чего-то или кого-то. Он сам был частью Смоленска, театра, парадов Победы и музыки, которая жила в его сердце.
Желание Людмилы Степановны поделиться «сокровенным, даже личным» определило атмосферу встречи, где звучали её воспоминания о жизни и творчестве Николая Коншина, истории о его семье и людях, встречи с которыми оставили след в его душе…
Историческая память
Николай Коншин родился 21 апреля 1954 года в удивительной семье. Его мать, урождённая Наталия Бибер, была дочерью француза-архитектора Альфреда Огюста Бибера и русской актрисы Елены Негиной. Отец – из рода российских промышленников-предпринимателей, получивших в XIX веке дворянство за свои заслуги.
Невероятна сама история знакомства родителей будущего актёра. Потому что встретились они на Колыме – в лагере, где отбывал свой срок за случайную встречу с бывшим гувернёром-англичанином пианист Сергей Коншин. И куда недавняя выпускница консерватории приехала в 1937 году, чтобы повидать мать и брата, также осуждённых по политической статье. Наталию попросили спеть на Магаданском радио, где ей аккомпанировал Коншин. И это стало началом большой любви, в результате которой появилась новая семья, а в ней – четверо детей. Самым младшим из них и был Николай Коншин.
– Когда журналисты спрашивали у Николая Сергеевича, есть ли в нём что-то «коншинское», он всегда отвечал: «Да. Творческое начало и историческая память». И добавлял: «Фабрикант, наверное, из меня не получился бы. Я не умею зарабатывать деньги, не могу рассчитать свою нищенскую актёрскую зарплату… Искренне завидую деловитости, трудолюбию, упорству, высокой духовности, нравственности моих предков. Это были глубоко верующие люди, и почитание Бога являлось источником силы российского предпринимательства. Ведь многие сделки на крупные суммы заключались без оформления каких-либо документов – достаточно было слова. Православие было основой уклада семьи, воспитания детей. Отсюда проистекают благотворительность, меценатство, пожертвования в монастыри и храмы, строительство церквей, богаделен, приютов, больниц. Вот всей этой памятью и традициями я богат».
Победить себя
Младший из четырёх детей в семье Коншиных родился уже в Северном Казахстане, в Петропавловске, куда Сергея Николаевича отправили после пятнадцати лет лагерей. Несколько лет спустя, в 1959 году, семья переехала во Владимир.
– Коншины все любили музыку. И занимались усердно – все, кроме Николая. У того очень рано проявились музыкальные способности, но сам процесс музицирования его не привлекал. И когда однажды он сломал палец, то был счастлив, поскольку это давало возможность не заниматься музыкой. А потом к Коншиным приехал друг отца композитор Дмитрий Кабалевский. И попросил маленького Колю сыграть. Тот сел за инструмент и играл. Играл темпераментно, с чувством. Тогда Дмитрий Борисович попросил его дать слово победить лень, и Коля такое слово дал…
Впрочем, музыкантом Николай Коншин не стал. Получив аттестат, он поступил в Школу-студию МХАТ в Москве, где учился актёрскому мастерству у народного артиста Павла Масальского. «Павел Владимирович говорил о том, как важно увидеть внутренним зрением то, о чём говоришь. И тогда увидят это и другие. Как важно внимание для более точного воспроизведения виденного. Играя кого-нибудь, я должен знать о нём всё: как он ест, спит, ходит, смеётся и т. д. Без этого не получится образа в полном смысле этого слова», – писал первокурсник Николай Коншин в своём творческом дневнике 14 сентября 1972 года.
А вот ещё одна запись, от 19 сентября: «Жизнь должна превратиться в стремительный, неукротимый бег. Каждый день должен давать более вчерашнего! Каждый день должен давать открытие мира, я должен забыть слова «не хочу», «не могу». У меня есть слова «надо», «могу». Мне нужно возвысить содержание внутреннее до моих духовных требований. Но я не должен забывать юмор, ибо он уличает человека в глупости. Я не должен стесняться самого себя. Я не должен давать отдых уму. Я должен победить себя самого».
Два голоса
В 1973 году Николай Коншин знакомится с Юрием Левитаном – память об этой встрече актёр бережно хранил всю жизнь. Тогда в Школе-студии МХАТ готовились к празднованию её тридцатилетия, и второкурснику Коншину поручили связаться с легендарным диктором и попросить его записать текст сводки Совинформбюро 1943 года, которой не оказалось в архиве.
– Тогда всё было достаточно просто. Николай обратился в справочную, где ему предоставили адреса и телефоны всех Левитанов, проживающих в Москве. И он стал набирать эти номера один за другим, пока не услышал тот самый знакомый каждому голос. Выслушав просьбу студента, Юрий Борисович согласился помочь и пригласил того приехать к нему на следующий день. А когда Николай был уже в гостях у Левитана, не только отдал ему запись, но и пригласил к обеду.
Об этой встрече Николай Коншин не раз вспоминал и в те годы, когда ему самому выпала честь вести парады на День Победы в Смоленске. С 1995 по 2016 год он был голосом этих мероприятий, относясь к этому как к некой миссии. За что его не раз называли «смоленским Левитаном».
– Перед каждым парадом он почти не спал. Снова и снова перечитывал фамилии, чтобы не ошибиться и правильно расставить ударения. Проверял по сто раз. А 9 Мая просыпался в четыре утра, сам гладил костюм, меня лишь просил поправить Георгиевскую ленточку, и шёл на площадь Ленина. И однажды, в 2015 году, охрана его не пропустила. Срабатывал металлоискатель. Как оказалось, звенела пуля в лёгком.
Эту пулю Николай Коншин носил у сердца с трёхлетнего возраста. Несчастный случай: соседский мальчишка взял отцовское ружьё пострелять по сараю. И пуля, пробив деревянные стены и пролетев через сад, попала в левое лёгкое маленького Коли. Врачи не рискнули делать операцию, поскольку сердце было слишком близко…
Сцена у фонтана
После окончания Школы-студии МХАТ Николай Коншин играл в Театре юного зрителя в Туле. Там они и познакомились с Людмилой Лисюковой.
– Наша первая встреча произошла в октябре 1976 года. И я увидела в его облике и чертах лица дорогого мне человека – моего отца в молодости. А сама, как он позже мне признался, напомнила ему его маму. Это было мгновение – неожиданная вспышка яркого света, оставившая след в душе. Она исчезла так же внезапно, как появилась. Но наши взгляды успели встретиться.
В 1978 году Николай Коншин и Людмила Лисюкова обвенчались. А спустя три года приехали в Смоленск. Здесь в 1984 году у супругов родился сын Николай, а недавно, уже в 2024-м, и внук – тоже Николай.
– Та жизнь, которую мы прожили вместе, была похожа на сказку. Я обожаю сказки, он тоже их любил, хотя вообще был реалистом. Но в нём это сочеталось органично. А самым главным, что меня поражало в Коншине с самого начала нашего знакомства и до конца его жизни, было отношение к дому как очагу, драгоценности. И не важно, что это было: комната в общежитии, гостиничный номер, коммуналка или отдельная квартира, – везде присутствовали тепло, уют, памятные предметы, настроение, атмосфера дома. Это шло из его семьи, в основе которой были истинная любовь и искренняя забота домочадцев друг о друге.
В Смоленском драматическом театре имени А.С. Грибоедова Николай Коншин прослужил 35 лет. Сыграл множество замечательных ролей, создал незабываемые и неповторимые образы. С его участием вышло несколько фильмов о Великой Отечественной войне на канале «Культура». Кроме этого, были ещё роли в картинах на «Мосфильме». Его голосом говорит польский режиссёр Анджей Вайда в ленте «Вайда. Краски».
– Николай Сергеевич сыграл 180 ролей. И всегда относился к искусству с почтением. Для него это было не самореализацией, что сейчас сплошь и рядом у представителей актёрской профессии, а ступенью к духовному. Потому что в противном случае, считал он, из искусства уходит душа и оно уже направлено не на созидание, а на разрушение. Разрушение души – и актёров, и зрителей. Этого Николай Коншин принять не мог. Никогда…
Последним ярким эпизодом их совместной семейной и творческой жизни Людмила Лисюкова вспоминает «сцену у фонана», которая произошла почти как в кино за пять дней до ухода Николая Коншина.
– Он обнаружил, что забыл в гримёрке после спектакля роль Короля из сказки «Золушка», на которую должен был вводиться. Мы поехали в центр вместе, Коля отправился в театр, а я – в картинную галерею. «Встретимся у фонтана», – сказал он, оглянувшись… Позже у фонтана мы оказались одновременно, спеша навстречу друг другу. «Сцена у фонтана, – заметил муж, – точнее, свидание». И мы засмеялись. Как-то так хорошо, легко. Спокойно стало от этих слов, а ещё от брызг воды и яркого, слепящего глаза солнца.
Теперь понятно, что там, у фонтана, Николай Коншин прощался с городом, частью которого он был тридцать пять лет. И город тихо отсалютовал ему бликами яркого солнца в брызгах воды…
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Ольга Суркова