Григорий Татуев: отсечь всё лишнее
В КВЦ имени Тенишевых открылась персональная выставка Григория ТАТУЕВА «Рельеф в дереве». В экспозиции представлены работы, не только позволяющие оценить высокое мастерство автора, но и побуждающие к размышлению о вечном. Каждая из них как некий эксперимент – поиск равновесия между традициями и новизной, реальным и абстрактным, физическим и духовным…
Чувство объёма
– Здесь, на выставке, я показываю несколько направлений своего творчества: декоративно-рельефные композиции, абстрактные работы, скульптура малых форм и храмовое искусство – небольшой цикл резной православной иконы.
– На мой взгляд, каждая из ваших работ – настоящее произведение искусства…
– Мне всегда хотелось поднять искусство резьбы по дереву на высокий уровень. Уйти от прикладной идеи и придать своим проектам неповторимый и в большей степени монументальный характер. Сделать тончайшую обработку живого пластичного материала – дерева.
– Григорий, откуда такая любовь к дереву?
– Я много занимался костью, камнем, живописью. Но в них я так и не нашёл ни своей техники, ни своей фактуры, ни своей философии. А с деревом всё сложилось – в моих рельефах есть то, чего не делают другие.
Иногда у меня спрашивают, в чём секрет моих работ. На мой взгляд, он прост: надо уметь хорошо рисовать и чувствовать форму, объём. На выставке есть одна незаконченная работа – предварительный рисунок к резьбе. Я включил его в экспозицию, чтобы зритель представлял, с чего всё начинается. Сначала я всё тщательно прорисовываю и только потом начинаю лепить в дереве.
– А выбор породы зависит от замысла? Или дерево само диктует, что из него получится?
– Я сейчас нахожусь уже в той стадии, когда дерево мне практически ничего не диктует. Всё зависит от конкретной идеи, и уже под неё ты ищешь фактуру и цвет.
Сейчас у меня нет трудностей с твёрдыми породами. Даже, наверное, чем твёрже, тем интереснее. Я чувствую напряжение материала, и мне это нравится. И работы из таких пород достаточно непростые по трудоёмкости и силе. Хотя на начальном этапе всегда необходимо убрать лишний объём, чтобы потом заняться пластикой и выявить основные черты какого-то рисунка.
– То есть как у Микеланджело: отсечь всё лишнее?
– Да.
Свои штрихи
– Вы сразу представляете свою работу уже готовой?
– Всегда. Потому что прежде, чем начинать, я должен чётко понимать задачу, которая передо мной стоит. И порой мне даже самому не верится, что могу это сделать. Но берусь, потому что мне это интересно. И воплощаю свою идею в конкретном материале.
Хотя работы выполняются непросто. Предварительно идёт прорисовка идеи и лепка каких-то отдельных элементов. Ведь, несмотря на традиционные приёмы резьбы по дереву, иконографические каноны, я всегда ищу свою пластическую основу, свои фактурные штрихи.
В моём случае поверхность в дереве не уничтожается, а становится пространством. Рельеф обогащается и принимает совершенно волшебный вид. И это одно из главных отличий живой ручной работы от 3Д-технологий.
– Григорий, вы член Союза дизайнеров и Творческого союза художников России. А сами вы кем себя в большей степени ощущаете, художником или дизайнером?
– Трудно сказать. Во всяком случае, любая моя работа подразумевает умение рисовать. А некоторые элементы я ещё и леплю в пластилине, если мне не понятно, как их воплотить в дереве. Особенно это касается иконографии.
– Вы иконы по всем канонам делаете?
– Прежде чем приступить к работе с иконой, я иду в храм, где причащаюсь и исповедуюсь. Потом молитва, и только после этого берусь за резец.
Это поэтапная работа. На каждую икону по полгода-год уходит. И ты не можешь делать её постоянно, изо дня в день, поскольку она требует особого настроя.
Я беру за основу канонические образы, но прорисовываю их в своём видении, используя свой рельеф и свою фактуру, своё понимание пространства иконы.
Интересно, что в процессе работы она в разное время видится по-разному. Маленький штрих – и всё меняется. Впрочем, для меня это скорее не работа – радость. Даже спасение. Источник богословских смыслов. Уяснение образа, за который я берусь, – это время, когда я собираю себя. Редкая возможность поселить в сознание покой и подумать не столько о земном, сколько о духовном…
В традициях
– Смотрю на вашу братину, и сразу возникает ассоциация с тенишевскими мастерскими…
– У меня несколько таких работ. На Фрунзе липу ураганом свалило, и я из неё три ковша сделал. Но это традиционные работы. Как и настенные тарелки. Вот на этой царь Давид, сидящий на троне и играющий на гуслях, – образ, взятый из храма Покрова-на-Нерли во Владимирской области.
Наверное, и ассоциации с тенишевскими мастерскими не случайны. Я ведь учился в Абрамцевском художественно-промышленном училище, а Абрамцево сродни Талашкину, связь легко прослеживается. Там и Врубель был, и Серов, и многие другие художники. Я сидел за столом, где Валентин Серов свою «Девочку с персиками» писал.
– Григорий, когда, на ваш взгляд, человек достигает такого уровня мастерства, что становится настоящим творцом, художником?
– Мне кажется, чтобы научиться рисовать, не надо большого таланта – достаточно освоить технику. Многие рисуют, но далеко не все могут добиться своего понимания техники, своей фактуры и философии. Это очень трудно найти, но если получилось – значит, талантлив, значит, состоялся.
Я и детям на занятиях стараюсь это донести. Хотя обучаю их прежде всего ремеслу. И осознанию того, что любая работа не делается за пару часов – иногда на неё уходят дни и даже месяцы. Но только в этом случае можно создать что-то действительно стоящее…
Выставку Григория Татуева «Рельеф в дереве» можно посетить до 21 апреля.
Личное мнение
Екатерина КОРОЛЁВА, искусствовед:
– Очень интересная выставка. Мастер невероятно талантлив. В нём есть такая глубина, такая исконная традиция и вместе с тем уже современное стремительное мышление человека двадцать первого века.
Не могу сказать, что в этих работах есть страсть. Нет, это глубина и традиция. Какая-то тишина внутри самого таланта. Он не взрывается какими-то экспериментами, а планомерно воплощает свой замысел. Мы видим, как художник мыслит, как воспринимает мир.
На мой взгляд, это очень смелый шаг – сделать резную икону. И я обратила внимание, что все образы выполнены в светлом дереве, которое уже светится. Хотя пока они ещё не намолены взглядами и чувствами зрителей. И это поразительно.
Пожалуй, эта выставка демонстрирует новое слово, новое направление, новый путь художника, взявшего за основу традиции русской культуры. Здесь есть всё: Рублёв, Малевич, хохлома… Есть природа. И всё это закручено в спираль, как ДНК. Как некий образ культуры своего времени…
Олег СИМОНЕНКОВ, председатель Смоленского отделения Союза дизайнеров России:
– Григорий Татуев выставляет свои работы не впервые, но с каждым разом они становятся всё глубже и интереснее.
Дерево – необычный материал, любовь к которому у нас на генном уровне. Хотя не каждому по силам с ним работать, поскольку требуется обладать определённым набором качеств. Быть мягким и душевным и в то же время целеустремлённым и терпеливым. У Григория всё это сошлось, поэтому и получился такой замечательный результат.
Особенно привлекают его работы на православную тему. На них интересно смотреть. И нельзя сказать, что это предмет культа, – скорее произведения искусства, которые красивы, имеют свою пластику и хорошо работают в пространстве…
Фото: Елена БЕЛЫХ и Виктор МИНЧЕНКО
Ольга Суркова