Приглашение к менуэту

Фото: © Вячеслав ФЛИМАНКОВ

Культура

Приглашение к менуэту

12 ноября 2023 года в 09:49

Финал XI краеведческого литературно-художественного конкурса «Мир смоленских усадеб» традиционно закончился балом, после которого все участники получили подарки, а победители – заслуженные награды…

Тематическое творчество

Второй год участников конкурса принимала Смоленская областная филармония. В фойе была устроена выставка работ декоративно-прикладного и художественного творчества. А на сцене концертного зала имени М.И. Глинки ребята показывали свои мини-спектакли, посвящённые народным традициям, истории дворянских усадеб и жизни знаменитых земляков.

– Я сегодня был приятно удивлён, когда рассматривал работы, выставленные в фойе, – признаётся председатель жюри конкурса, руководитель Смоленского областного краеведческого общества иеромонах Рафаил (Демьян Ивочкин). – И очень порадовался, глядя на прекрасные костюмы ребят, участвующих в театрализованных постановках. С каждым годом уровень нашего конкурса растёт – это видно по всем номинациям. Расширяется и тематика исследований. И, что важно, участники не только пользуются тем, что написано учёными и краеведами, но и сами находят что-то новое. А это значит, что наш конкурс развивается и постепенно превращается в фестиваль. И все участвующие в нём через своё творчество признаются в любви родному краю, ведь, как сказал академик Сигурд Оттович Шмидт, краеведение – это краелюбие.

Постоянно растёт и количество участников конкурса. В этом году свои работы в различных номинациях представили ребята из одиннадцати детских учреждений социального развития и десяти образовательных организаций Смоленской области. В их числе сироты, инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей и попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Номинаций в конкурсе «Мир смоленских усадеб» три: «Декоративно-прикладное и художественное творчество», «Литературное творчество» и «Театрализованные миниатюры». Победителей и призёров определяют в каждой из них. Но если в первых двух у жюри была возможность всё обсудить заранее, то в последней выставлять оценки приходилось непосредственно во время выступлений.

– Я всегда радуюсь и волнуюсь в преддверии этого конкурса, – говорит член жюри, заслуженная артистка России Людмила ЛИСЮКОВА. – Потому что каждый раз здесь происходит какое-то открытие. Я вижу, как ребёнок, выходя на сцену, каждый раз совершенствуется и растёт. Работа над словом, жестами, внутренним миром образа порой просто потрясает. Для них это определённая высота – преодолеть что-то в жизни и выйти в финал конкурса. Да мы и сами часто узнаём здесь что-то новое, ведь ребята не просто играют – они проводят и исследовательскую работу. И дают нам очень многое в плане познавания, открытия, удивления и вдохновения.

Поклоны и реверансы

После выступления на сцене все участники финала конкурса отправляются на бал в музыкальную гостиную. На этот раз ребятам пришлось разучивать менуэт, а прежде – узнать историю танца.

Фото: © Вячеслав ФЛИМАНКОВ

Им рассказали, что менуэт родом из Франции. Своё название танец получил за мелкие шажки на низких полупальцах («па меню» по-французски). А его движения были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало впечатление приглашения к танцу или прелюдии.

Однако позже, в семнадцатом и восемнадцатом веках, менуэт развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и па. Он стал исполняться несколькими парами, иногда с кокетливой сменой партнёров в модном духе «легкомысленных изменников».

В России менуэт появился в царствование Петра Великого и исполнялся на балах вплоть до тридцатых годов девятнадцатого века, пока его не сменил вальс.

– Конечно, сейчас другие ритмы: мы привыкли всё делать быстро, лететь куда-то, – замечает заведующая отделом по работе с детьми ДК «Шарм» Ольга ШЕВЦОВА. – А менуэт – степенный, в нём все движения выполняются неспешно, с достоинством. Но у ребят всё получилось. Мы начали с поклонов. А когда мальчики научились кланяться всем корпусом, а девочки делать реверансы, показали остальные движения. Мы их немного обыграли, дав каждому своё название, чтобы детям было легче запомнить. В конце мы просто называли движения, а ребята сами танцевали. В итоге получился очень красивый танец.

После бала – самое время подвести итоги конкурса, вручить подарки участникам и наградить победителей. Впрочем, как бы банально это ни звучало, проигравших в этом конкурсе и не бывает. Каждый участник увозит с собой сувениры, фотографии на память и ощущение праздника – эмоции, так необходимые, но, к сожалению, такие редкие в непростой жизни этих детей.

– Такие мероприятия очень важны, – считает заместитель директора центра «Вишенки» Зоя ЕРМАКОВА. – Это погружение в эпоху, историю родного края, изучение родовых дворянских гнёзд. Для примера – в этом году мы взяли за основу своей театрализации и декоративных работ усадьбу Шереметевых. Пятиминутная сценка и несколько поделок – это на поверхности. И целый месяц подготовки, когда ребята изучали историю поместья, архитектурные особенности его построек, изменения, которые внёс в уклад граф Шереметев… Помимо этого, мы разучиваем танцы, девочки надевают красивые наряды. Ребята учатся держать осанку, правильно говорить, вести себя в обществе… То есть в одном конкурсе очень много составляющих: здесь и патриотическое воспитание, и эстетическое, и общеобразовательное, и краеведческое. А главное – это интересно детям.

Проверено временем

Любопытно, что когда-то этот конкурс задумывался как разовое мероприятие, и никто из организаторов даже представить себе не мог, что он проживёт так долго.

– Мы тогда определялись, как популяризировать краеведение, чтобы привлечь к этой теме больше внимания, – говорит член жюри конкурса, директор издательства «Свиток» Ирина ФЛИМАНКОВА. – И предложили центру «Вишенки» провести совместное мероприятие для детей из социальных учреждений. А так как своя усадебная история есть в каждом районе, решили, что это может стать интересной темой, которая всех и объединит. Я хорошо помню тот первый конкурс, который мы провели в 2013 году на базе центра «Вишенки». Всё было довольно скромно, из героев – только Михаил Иванович Глинка. Так что о продолжении мы тогда и не задумывались. Но спустя год участники из районов стали интересоваться, а будет ли конкурс. Получилось, что само событие повело нас за собой, подсказывая дальнейший путь своего развития.

Так конкурс «Мир смоленских усадеб» стал ежегодным. За это время балы для ребят из социально-реабилитационных центров устраивались на самых разных площадках: в КВЦ имени Тенишевых, КДЦ «Губернский», областной библиотеке, здании ЗАГСа (бывшем доме Энгельгардта), филармонии и других интересных местах. Конкурс проводился даже во время пандемии – правда, уже в онлайн-режиме и без бальных танцев.

Его организаторами постоянно выступают областное краеведческое общество, министерство социального развития Смоленской области и региональное отделение Национальной родительской ассоциации. Кроме того, стоит упомянуть, что в этом году конкурс проходил в рамках проекта «Краеведческий марафон», поддержанного областной субсидией для НКО.

Ольга Суркова

В Смоленске выступит Оренбургский государственный академический русский народный хор
Алёна Дроздова: живопись в пространстве любви