Тихая жизнь мёртвой природы
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Созерцание. Натюрморт». В её экспозиции представлены работы смоленских художников, написанные в одном жанре. И зрителей приглашают не просто посмотреть на них, а окунуться в процесс созерцания. Что, возможно, позволит открыть что-то новое не только в изобразительном искусстве, но и в своём внутреннем мире…
Избирательное изображение
«Созерцание» – общее название для цикла выставок, которые будут организованы Смоленским отделением Союза художников России в КВЦ имени Тенишевых. В этом году запланированы ещё две – «Созерцание. Пейзаж» и «Созерцание. Портрет».
Вообще созерцание – категория философская. Иммануил Кант считал его предпосылкой духовно-интеллектуальной практики, а Гёте определял как «уважительное наблюдение», в процессе которого мы сначала формируем в сознании некие образы, а потом постигаем их значение.
«Созерцание. Натюрморт» – первая выставка проекта, приглашающая окунуться в хитросплетения предметного мира. В экспозиции представлены около сорока работ, каждая из которых приглашает зрителя к диалогу не только с художником, но и с самим собой.
– Наша выставка небольшая по площади, – говорит заслуженный художник России Вера САМАРИНА. – Зато по содержанию она объёмная. Много авторов, разные техники. Здесь живопись, графика, скульптура и даже эстамп. А какие названия! Вот там висит работа «Яблочный спас», что сразу вызывает у человека целый ряд ассоциаций: яблоневый сад, варенье у бабушки, солнечный августовский день. И это определённое настроение, с которым ты смотришь на изображение.
В контексте этого проекта созерцание – не прерогатива зрителя. Для художника этот процесс не менее важен. А иначе как он сможет выстроить правильную композицию, если не поймёт и не прочувствует взаимосвязь изображаемых вещей? Ведь хороший натюрморт – далеко не случайный набор предметов.
– Художнику тоже важно включаться в процесс созерцания, – продолжает Вера Евгеньевна. – С этого вообще начинается наша работа. Мы не равнодушны, когда смотрим на предмет. У нас происходит некий отбор. Собственно это и отличает фотоаппарат от художника. Тот фиксирует всё одинаково точно. А мы можем и не совсем точно, но обязательно выбирая.
Философия красоты
По определению натюрморт – жанр, в котором «изображаются предметы неодушевлённой природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию». Название ему дало французское словосочетание nature morte – «мёртвая природа». Правда, у голландцев, немцев и англичан было своё обозначение этого жанра, означающее в переводе «тихая, спокойная жизнь». С точки зрения философии, это уже совсем другой подход.
Так или иначе, предметы изображали ещё в Древнем Египте и Древней Греции. Однако тогда такие работы ещё не выделялись в отдельный жанр и не имели специального обозначения. Долгое время элементы натюрморта использовались художниками в произведениях других жанров.
В качестве самостоятельного жанра живописи натюрморт окончательно оформляется в творчестве голландских и фламандских художников XVII века.
– Для многих художников натюрморт – вспомогательное занятие, – поясняет Вера Самарина. – Пришёл ученик на урок рисования или на занятие в художественную школу, и перед ним тут же ставят кувшин, яблоко – рисуй натюрморт. И только голландцы первыми увлеклись красотой предметов, более того – увидели в этом целую философию. А вслед за ними уже и весь мир подхватил эту идею. И до сих пор натюрморт – бесконечная тема, которой мы все подпитываемся в своём творчестве.
В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился лишь в начале XVIII века. Первоначально представление о нём было связано с изображением даров земли и моря, а также мира вещей, окружающих человека. И вплоть до конца XIX века натюрморт рассматривался в качестве «низшего» жанра. Чаще всего он использовался как учебная постановка и в серьёзное творчество проникал лишь ограниченно – как живопись цветов и фруктов.
Всё изменилось в XX веке, который ознаменовался расцветом русского натюрморта, впервые ставшего равноправным с прочими жанрами. Он развивался необычайно стремительно: буквально за полтора десятка лет прошёл путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.
В тридцатые – сороковые годы это развитие приостановилось, но уже с середины пятидесятых последовал новый подъём. С того времени натюрморт твёрдо встал вровень с другими жанрами и постоянно побуждает художников к активным поискам в области цвета, формы, композиции.
Бесконечность вариантов
Выставка «Созерцание. Натюрморт» наглядно демонстрирует бесконечную вариативность результатов этих поисков.
– Натюрморт – уникальный жанр, – считает художник Лариса ШУЛИКА. – Ни одна работа здесь технически не повторяется. У каждого художника – свой почерк, свои выразительные средства, стойкая и убедительная трактовка того, во что он верит, что видит и о чём размышляет. Это очень благодатный жанр, поскольку вариантов бесконечное множество. Даже одну и ту же композицию можно рисовать по-разному. Искать внутренние взаимосвязи предметов.
Среди разнообразия живописных и графических работ, представленных в экспозиции, особо выделяются скульптурные композиции заслуженного художника России Валерия ГРАЩЕНКОВА. Собственно скульптура здесь и представлена только его работами.
– Тема натюрморта в скульптуре распространена, – говорит Валерий Степанович. – И сейчас всё стало немножко острее и живее, что только на пользу всем нам: и зрителям, и художникам. Мне очень интересно работать в этом жанре. Я не так много натюрмортов сделал в скульптуре, но мысли мои вокруг них крутятся постоянно. Я всё обдумываю, ищу интересные материалы, чтобы это было необычным. Ведь настоящее произведение искусства – это всегда нечто неповторимое, транслирующее что-то своё. Что может стать для художника очередной ступенькой в освоении мира.
Интересно, что в выставке приняли участие многие художники, привыкшие работать совсем в других жанрах. Например, Александр КОМАРОВ предпочитает писать портреты. Что не помешало ему показать зрителям два своих натюрморта.
– У каждого художника всегда найдётся в запасе натюрморт, – замечает Александр. – Это жанр, в котором в принципе работают все. И сегодняшняя экспозиция, на мой взгляд, интересна тем, что можно увидеть, как по-разному авторы относятся к выбору предметов, как помогают им оживать. В натюрморте, кстати, есть что-то общее с портретом: это отношение художника к натуре – человеку или предмету. В обоих случаях это жизнь некого сюжета в интерпретации автора.
А вот художник Мария ПОТАПОВА решилась раздвинуть границы жанровых рамок и добавить к неживым предметам аквариумных рыбок.
– Натюрморт – тема традиционная, классическая, – поясняет Мария. – А мне захотелось немного поэкспериментировать и подойти к ней с необычного ракурса. И получилась такая работа на стыке жанров. Конечно, рыбы – это анималистика, но они в аквариуме на столе, а значит по сюжету и композиции это уже натюрморт. И хотя я больше люблю пейзажи, пленэры и работу на открытом воздухе, пробую себя и в натюрмортах, но через своё прочтение, через живую природу.
Созерцание – процесс медитативный. Настроившись на восприятие, можно не только увидеть, но и почувствовать. Проникнув в сюжеты тихой жизни обычных предметов, понять секрет гармонии красоты…
Выставка «Созерцание. Натюрморт» будет работать до 12 марта. Вход свободный.
Личное мнение
Лариса ШУЛИКА, художник:
– Для меня натюрморт стал пространством воображения. Он раздвигает границы, никого не оставляя равнодушным. Это как ниточка, которая тянется из прошлого в будущее: от познания к опыту, от созерцания к созиданию.
На мой взгляд, созерцать значит думать. И в натюрморте этот процесс может быть постоянным, поскольку он всегда подталкивает к размышлению. Но есть и обратная связь. Иногда сама работа начинает подсказывать художнику. Бывает, что какие-то образы появляются из пространства картины. И не всегда понятно, что первично: особое преломление света или игра нашего воображения…
Наталья КУТУЗОВА, преподаватель СмолГУ:
– Натюрморт – это то, с чего обычно начинается творческий путь любого художника. И на первый взгляд он кажется простым. Его сложность в том, чтобы найти действительно интересное композиционное решение, сделать творческую постановку.
Для меня натюрморт – это жизнь обыденного предмета, на который ты, возможно, никогда не обращал особого внимания. И вдруг мастер так преподносит его в своей композиции, что смотришь и не можешь оторваться. Видишь в работе и философию, и гармонию. И хочется скорее бежать домой и рисовать.
Ольга Суркова