Родион Замуруев: Быть слушателем – очень трудная задача
11 февраля на сцене концертного зала имени М.И. Глинки прозвучит «Крейцерова соната» Бетховена. Её исполнят два давно полюбившихся смоленской публике музыканта: скрипач Родион ЗАМУРУЕВ и пианист Виктор Чернелевский. От этого творческого дуэта слушатели всегда ждут сюрпризов. И, как правило, дожидаются. Мы же накануне этого концерта решили опубликовать беседу с Родионом Замуруевым после концерта на последнем фестивале имени Глинки, где оба музыканта выступали в составе ансамбля солистов Mobilis…
Стремление к лучшему
– Родион, великолепным подарком для смоленской публики стал прозвучавший сегодня романс Михаила Ивановича Глинки…
– Фестиваль носит имя Глинки, и мы не могли обойтись без его музыки.
Вообще, сейчас трудно говорить об искусстве, учитывая некоторые события, которые происходят в российском обществе. К сожалению, искусство не спасает человечество, оказавшееся на грани глобальной катастрофы.
– Однако всегда хочется иметь какую-то надежду…
– Но при этом не надо жить иллюзиями. Если музыка не делает людей лучше, может, она не нужна? Ведь когда слушатель приходит на концерт неподготовленным, для него это просто развлекуха. А подготовленность в данном случае – вопрос воспитания: в семье, в детском саду, в школе…
Помните наше недавнее прошлое, когда при Андропове людям практически запрещали днём появляться на улице. То есть к вам могли подойти ребята с «корочками» и спросить: «А что вы тут делаете в рабочее время?» И реакция человека: всё, попал. И редко кто задумывался о том, что это же ненормальная ситуация и почему вообще ты должен отвечать на подобные вопросы. Так вот, когда в сознании людей произойдёт такая перестройка, всё у нас будет хорошо.
– И всё-таки вернёмся к концерту и Глинке. Оркестровку романса вы делали?
– В профессии музыканта есть некая вертикаль. Я очень долго думал, что дирижёры паразитируют на оркестре: мы играем, а они просто ручками машут. Или композитор: взял бумажку – написал. А сейчас я понимаю, что быть композитором или дирижёром – самая большая сложность и невероятная привилегия для музыканта. Потому что их сознание и их понимание музыкальной ткани глобально и объёмно – оно шире, чем у любого инструменталиста.
Так что все обработки у нас делает пианист и композитор Виктор Чернелевский. Там много голосов: у каждого инструмента свой – и только он способен их слышать и создать нечто большее, чем просто сумма. Он профессионал в этом и может слышать то, что у меня не получается.
Я как-то попытался сделать обработку Стравинского. И мне даже показалось, что сделал очень хорошо. Но пришёл Виктор Чернелевский, послушал и сказал: «Родион, играй на скрипочке, а всё это я переделаю». И сделал лучше.
Я очень рад, что среди моих друзей есть люди, которые могут дать мне фору. И я могу смотреть на них снизу вверх.
Категория времени
– А как сложился ваш ансамбль солистов Mobilis?
– Здесь главное избирательность. Всё в жизни должно быть немного на максимальном напряжении. Я их искал – они откликнулись.
– Долго искали?
– Да всю жизнь.
– Состав часто меняется?
– Всё время. Музыканты часто уходят в более престижные коллективы. Например, наш Дима Бородин теперь один из лидирующих скрипачей у Теодора Курентзиса. Хотя когда тот же Курентзис приглашал нашу контрабасистку Тамару Жукову, она отказалась – осталась в Mobilis.
Оркестров много, музыкантов тоже. Но хороших музыкантов очень мало. И сегодня они здесь. Где будут завтра – не знаю.
– А что вы вкладываете в понятие «хороший музыкант»?
– Для меня всё определяется фанатизмом: или вы этому служите всю жизнь, или… Это даже вопрос не времени, а духовного состояния.
Хотя музыка вообще – это в большей степени категория времени. Я иногда спрашиваю у своих студентов, чем музыка как вид искусства отличается от архитектуры или живописи. Из ста человек только один говорит про параметр времени.
Здания, картины статичны, а музыка развёртывается во времени. И это самое интересное. Думаю, здесь как раз ключ к тому, что происходит в сознании человека, – возвращаясь к началу нашего разговора.
Кстати, второй скрипач в нашем ансамбле – мой студент. Он был двоечником, но я всё равно решил принять его в нашу дружную музыкальную семью и тем самым стимулировать его творческое горение. И очень доволен тем, что происходит.
– Вам нравится преподавать?
– Мне нравится общаться со студентами, потому что они всегда правы. Это наше будущее – те, кто унаследуют Землю. И это ощущение бесконечности и надежды – той самой, о чём вы говорили вначале…
На мой взгляд, педагог – не икона, перед которой нужно стоять на коленях. Это всего лишь старший коллега, и он в какой-то момент вполне может начать учиться у тебя.
– И чему вы учитесь у своих студентов?
– Смелости. Я сам их этому учу и учусь у них. Надеюсь, они станут смелее, чем мы. И свободнее. Ведь только если человек свободен, он может быть личностью, заниматься искусством, делать что-то значимое…
Расширяя восприятие
– Репертуар ансамбля диктуете вы как художественный руководитель?
– Нет, его диктует публика и руководители филармоний. Если я предложу играть то, что хотим мы, нас не везде примут. Потому что публика хочет слушать Вивальди, Глинку, Пьяццоллу, Чайковского, Моцарта. Это гениальная музыка – не спорю. Но здесь есть некая проблема, заключающаяся в необходимости расширять своё восприятие. Когда вы начинаете слушать Шёнберга, Вайнберга, Брукнера и Малера, у вас и с Бахом будут совершенно другие отношения: вы сможете услышать там то, чего раньше не замечали.
Так что быть слушателем – это, конечно, невероятная привилегия, но и очень трудная задача. И мы все, исполнители и руководители филармоний, должны публику к этому готовить. И стимулировать к тому, чтобы люди стремились расширять своё понимание искусства.
Здесь даже не вопрос музыкальных предпочтений. Я профессионал, и для меня композитор – некая ткань, в которую я погружаюсь. Находясь глубоко внутри процесса, я считаю каждое произведение, которое исполняю, своим. По крайней мере, всё, что сегодня звучало со сцены, – мои личные произведения. Там нет ни Вивальди, ни Баха – только Родион Замуруев. И я говорю об этом открыто, потому что вкладываю сюда смысл некого измерения, которое провоцирует меня быть вместе с гением, а не отдельно…
А вообще, мы счастливы снова быть в Смоленске, наслаждаться прекрасными видами и изумительной атмосферой. Я всегда подзаряжаюсь энергией от душевной смоленской публики, новой встречи с которой всегда жду...
Справка «СГ»
Родион ЗАМУРУЕВ – скрипач, художественный руководитель ансамбля солистов Mobilis, преподаватель Московской консерватории, профессор университета Сакуйо (Япония).
Родился в 1969 году в Петрозаводске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского и аспирантуру по классу профессора И.В. Бочковой.
Концертирует с семи лет. Его обширный концертный репертуар включает сочинения композиторов разных эпох и направлений. Особое место в нём занимают произведения современных авторов, некоторые из которых написаны и посвящены самому Родиону.
Музыкальные критики отмечают запоминающийся исполнительский почерк Замуруева, масштабность его трактовок и безукоризненное владение инструментом.
Виктор ЧЕРНЕЛЕВСКИЙ – пианист, член Союза композиторов России.
Родился в 1961 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано и ассистентуру-стажировку Российской академии музыки имени Гнесиных. В консерватории также занимался и композицией.
Его игру можно услышать во множестве фондовых записей на радио, включая редко исполняемые «12 этюдов высшего исполнительского мастерства» Сергея Ляпунова.
Ансамбль солистов Mobilis – это содружество ведущих российских музыкантов, известных не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Его отличает оригинальный формат, в котором семь музыкантов воплощают симфонические замыслы, сочетая глубину звучания, драматизм оркестрового мышления с индивидуальным мелодизмом каждого инструмента.
Поиск неожиданных стилистических решений, высочайший градус эмоционального напряжения, смелость трактовки – вот то, что делает ансамбль уникальным явлением на мировой сцене. Его звучание позволяет услышать шедевры классической музыки в новом ракурсе, делая их интересными, неожиданными и близкими слушателю XXI века.
Ольга Суркова