Творения души Людмилы Грамажоры
В КВЦ имени Тенишевых открылась персональная выставка Людмилы ГРАМАЖОРЫ «Души творения». В экспозиции представлено более семидесяти работ, выполненных мастером в самых разных техниках: батик, шелкография, лазерная гравировка, трафаретная печать, ручная набойка. И практически в каждой представлена тема истории Смоленщины…
Старый промысел
– Здесь собрано всё, чем я занимаюсь уже двадцать два года, – признаётся Людмила Грамажора. – Хотя, наверное, лет до сорока даже не думала, что так серьёзно увлекусь творчеством. Неким толчком для этого послужило засилье на рынке китайских сувениров – в противовес этому мне захотелось делать что-то смоленское, традиционное для нашего региона.
Первыми были шёлковые платки и шарфики, расписанные в технике батик. Они представлены на выставке в отдельной витрине. А потом Людмила Павловна стала делать сувениры изо льна, взяв за основу возрождённую технологию старого народного промысла.
– Техника ручной набойки – старый народный промысел, который был известен на Руси издревле. И Мария Клавдиевна Тенишева в своих мастерских тоже пыталась возродить искусство набойки на льне. Но когда в 2000 году я решила этим заняться, оказалось, что не только на Смоленщине, но даже в России таких мастеров уже давно нет. Поэтому мне пришлось в буквальном смысле возрождать традиции.
Новое ремесло потребовало тщательного изучения архивных материалов. И первыми стали труды профессора археологии Е.Н. Клетновой, написанные на основе исследований на рубеже XIX–XX веков в Вяземском и Духовщинском уездах Смоленской губернии.
– Я внимательно изучила старые орнаменты, описанные Клетновой, и на их основе построила свои. Так появилась серия льняных салфеток, посвящённых 1150-летию Смоленска. Позже я решила делать сумочки, поскольку это более функционально и люди могут приобрести уже не просто сувенир, а вещь, которую можно использовать в повседневной жизни.
От Смоленска до Китая
Сейчас в линейке сувенирных товаров от Людмилы Грамажоры есть и одежда. Причём самая разная: от реконструкторских льняных рубах, скроенных по старым образцам, до современных футболок, украшенных традиционным орнаментом с обережными символами.
– Крой этой рубахи я посмотрела в нашем музее льна. Только вместо вышивки орнамент нанесла с помощью набойки. В Гнёздове на фестивалях «Славянское братство» и «Смоленский рожок» все в моих рубахах ходят.
Впрочем, как оказалось, не только в Гнёздове. По словам директора ДК «Гнёздово» Андрея Белякова, «вся Россия ходит в рубахах от Людмилы Павловны». По крайней мере, некоторые политики и ведущие фольклорных фестивалей в Москве были совершенно точно замечены в них самой мастерицей. А если учесть, что Людмила Грамажора – активный участник Ганзейских дней в некоторых европейских городах, то география почитателей её творчества значительно увеличивается.
– Вот эти салфетки с рецептами смоленской кухни у меня с удовольствием покупали китайцы. А эту серию салфеток с портретами наших великих земляков я разрабатывала для конкурса «Туристический сувенир». Много ездила по местам, связанным с их именами, чтобы найти интересные мотивы. И получился целый маршрут, объединяющий Хмелиту, Новоспасское, Пржевальское, Флёново и Загорье...
Особый экспонат на этой выставке – скатерть, сделанная для музея А.С. Грибоедова в Хмелите. Оригинал из экспозиции со временем обветшал, и Людмила Павловна смогла воспроизвести вышитый на ней рисунок с помощью набойки.
Зашифрованные послания
По словам мастерицы, «каждая идея – это история, которую надо изучать». И такой процесс самообразования непрерывен и не прекращается до сих пор. Тем более что любой старинный орнамент – это графически зашифрованное послание, и чтобы правильно его передать, не ошибиться в нюансах, необходимо в совершенстве владеть «техникой чтения».
– Каждый узор, который наши предки наносили на свои изделия, имеет определённый смысл, – говорит Людмила Грамажора. – Чаще всего в орнаментах использовались обережные символы – здоровья, гармонии, плодородия. Есть элементы, взятые нашими предками из природы и быта: засеянное поле, животные, цветы.
В узорах, которые Людмила Павловна использует в своих работах, – подлинные орнаменты старых мастеров Смоленщины. Они взяты с оригинальных изделий, хранящихся в музеях и частных коллекциях. Например, на выставке представлено несколько полотенец, рисунок на которых скопирован с обрядовых рушников Касплянского района.
– Эти свадебные полотенца хранились у одной моей знакомой, – поясняет Людмила Грамажора. – Они передавались в семье из поколения в поколение. На оригиналах узор был выткан. И я полгода занималась им, чтобы передать уже в технике набойки. Дело в том, что на льне довольно сложно напечатать такой тонкий узор – надо знать всю технологию подготовки. Но у меня навык есть в области шелкографии, поэтому всё получилось.
В самой технике ручной набойки, на первый взгляд, нет ничего сложного. Берёшь деревянный шаблон, макаешь в краску и ставишь оттиск на ткани. Однако на деле всё не так просто. Чтобы узоры хорошо пропечатались, необходимо учитывать много нюансов: и количество нанесённой краски, и силу нажима, и даже угол, под которым следует проводить кистью…
В 2014 году художественно-экспертный совет администрации Смоленской области признал работы Людмилы Грамажоры изделиями народных промыслов. Для мастера это стало знаковым событием, позволяющим говорить о высокой оценке творчества.
– Название этой выставки я придумала сама. Потому что оно наиболее точно отражает то, что лежит в основе моего творчества, – творение души. Я сама выбираю направление, куда двигаться, сама выбираю сюжет и работаю так, как велит душа…
Экспертное мнение
Лариса ЗАХАРЕНКОВА, заведующая музеем «Смоленский лён»:
– Людмила Павловна – преданный друг нашего музея. Дважды она выставляла свои изделия у нас и много раз проводила мастер-классы. Они всегда вызывают большой интерес, потому что люди не только узнают о старом ремесле, но и видят его современное продолжение.
Для нас очень важно, что она работает со льном. Эта культура – слава Смоленщины, то, чем всегда гордился наш регион. И не менее ценно, что Людмила Павловна использует в своих работах не какой-то абстрактный узор, а вдохновляется реальными орнаментами наших предков. А ставя древние символы на современные вещи, она даёт им новое развитие.
И в этом я вижу некое продолжение дела Марии Клавдиевны Тенишевой. Ведь в её мастерских тоже делали вполне современные на тот момент вещи, но с использованием древних технологий, форм и орнаментов. Чтобы люди, пользуясь ими, не забывали свою историю и культуру.
Вещи Людмилы Павловны тоже современные. И это не всегда сувенир – многие утилитарны: сумка, полотенце, одежда. Но они украшены узорами, которыми пользовались и наши предки. Это как нить, связывающая поколения.
Людмила Грамажора строит свою работу на серьёзной научной основе. Хотя её вещи – не реконструкция, они сделаны с использованием новых технологий. И в этом есть смысл, потому что, если мы хотим, чтобы старинное ремесло развивалось, надо давать мастеру возможность творчества, возможность вносить коррективы и модернизировать технологию с учётом современных достижений.
Выставка Людмилы Грамажоры «Души творения» будет работать до 20 ноября. Вход свободный.
Ольга Суркова