Виталий Барковский: Чехов показывает коллективный портрет времени
В ноябре репертуар Смоленского драматического театра пополнился спектаклем «Чайка» по мотивам одноименной комедии Антона Павловича Чехова. В нем главный режиссер театра заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский соединил классический сюжет и свое авторское осмысление произведения.
Новый спектакль продолжил экспериментальную линию постановок с минимализмом в художественном оформлении пространства и эпатажностью образов. От этого все внимание приковано к героям, которые отчаянно ищут место в жизни и в любви, путь к признанию, самовыражению и благополучию.
В спектакле сохранены главные сюжетные линии и символы произведения, в костюмах есть четкая отсылка ко времени происходящего (концу 19-го века), музыкальность и пространство для воображения. Определенная фрагментарность предусматривает знание оригинального текста, что, впрочем, не мешает восприятию целостности постановки. Тем более, что затронутые Чеховым человеческие отношения характерны и по сей день.
Чехов в своих произведениях показывает «коллективный портрет времени, коллективный портрет сомнений и надежд, стремится проанализировать и сделать жизнь человеческую лучше», считает Виталий Барковский. По его словам, в театре давно мечтали о постановке «Чайки» и последние полгода работали над воплощением замысла.
«Сложно приходило решение, но все-таки решили осуществить путем проб и разных перипетий, связанных с отбором исполнителей, репетиций. Нужно было найти ход, который будет интересен зрителям. Чехов труден в постановке, прежде всего из-за сложной драматургии, и мы сделали такой несколько парадоксальный ход», – поделился режиссер спектакля.
Алексей Курцев