Индастри-пленэр
7 сентября в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых открылась выставка индустриального искусства «КДМ – 111 лет: Индастри-пленэр. Смоленск-2022». В экспозиции представлены работы художников, написанные во время летнего пленэра на предприятии «Завод Комплексные Дорожные Машины». Количество работ в различных техниках – 111. Это неслучайно, так как в 2022 году заводу исполняется 111 лет.
Индустриальный пейзаж в искусстве занимает особое место. Появившись одновременно со стремительным развитием промышленности в XIX веке, он быстро обрёл популярность. Современные смоленские художники решили вновь обратиться к этой многогранной и одновременно очень сложной теме, воспевающей технический прогресс.
Новый проект «Индастри» Смоленского регионального отделения Союза художников России посвящён истории и развитию одного из крупнейших предприятий не только нашего города, но и области – общества с ограниченной ответственностью «Завод Комплексные Дорожные Машины».
26 художников из России и Республики Беларусь приняли участие в пленэре на территории и в цехах легендарного предприятия. Они смогли не только увидеть, но и запечатлеть уникальную эстетику производственных объектов. Героями портретной живописи стали трудящиеся, люди производства. Художники ознакомились с цехами, оборудованием и смогли понаблюдать за непростым кропотливым производственным процессом, проследить полный цикл выпуска машин от склада комплектующих до предпродажной подготовки. Всё это и стало мотивами их живописи.
Завод КДМ вчера и сегодня
История одного из старейших предприятий дорожной отрасли началась в 1911 году в тысяче километров к западу от Смоленска – в городе Вильно (ныне Вильнюс), где инженер Вилейшис основал завод сельскохозяйственных машин и орудий. А в Смоленске завод появился в 1915 году.
Сегодня ООО «Завод КДМ» – предприятие полного цикла производства комбинированных дорожных машин и мусоровозов с задней загрузкой. Осенью этого года заводу исполняется 111 лет. Говоря об истории, важно отметить, что в 1960-х годах завод приступил к серийному выпуску комбинированных дорожных машин и был у истоков зарождения подобного производства в нашей стране. Сама аббревиатура «КДМ» (комбинированная дорожная машина) появилась в те же годы в Смоленске в недрах конструкторского отдела завода во время разработки первой серийной линейки КДМ и далее получила свое широкое распространение в России.
Завод гордится своей историей, большим конструкторским опытом, партнёрами и клиентами, для которых и выпускается спецтехника. Важна социальная направленность производства, ведь благодаря спецтехнике жизнь в малых и больших городах делается экологичнее и комфортнее: дворы и дороги становятся чище, мусора – меньше. Наблюдая за общегосударственными тенденциями в коммунальной отрасли и развитием в стране национального проекта «Экология», в 2020 году предприятие открыло новое направление – производство мусоровозов с задней загрузкой, которые уже эксплуатируются региональными операторами в городах России.
От идеи к реализации
– Идея пленэра на заводе имени Калинина пришла довольно спонтанно, – рассказывает доцент Смоленского государственного университета, член Союза художников России Владимир ПЕТЬКОВ. – Я сделал небольшой заказ на заводе КДМ и после его выполнения подумал, что было бы неплохо прийти сюда и порисовать. И, собственно, предложил эту идею руководству завода. На моё удивление, руководство очень внимательно отнеслось к моей просьбе. Надо сказать, что для этого завода подобное мероприятие проводится впервые. И мы достаточно долго готовились, чтобы провести пленэр. Я посетил завод, мне показали цеха, я рассмотрел их внимательно и с первого взгляда понял, что здесь очень много сюжетов для того, чтобы художники написали интересные произведения. И мне кажется, что в итоге пленэр прошёл идеально.
– Честно признаюсь, мы отнеслись к этому предложению Владимира Владимировича как к интересной идее, но очень необычной, – отмечает первый заместитель директора ООО «Завод КДМ» Ольга СОЛОВЬЁВА, – потому что одно дело – художники, другое дело – предприятие замкнутого цикла с полным производственным процессом. Но я хочу сказать спасибо художникам за их добродушное отношение и, конечно же, за результат.
– В 2021 году у завода был 110-летний юбилей, который из-за распространения коронавирусной инфекции знаковыми мероприятиями не сопровождался, – рассказывает сотрудник предприятия Ольга ГОЕВА. – В этом году заводу 111 лет – символичная и красивая дата, и сам 2022 год на общегосударственном уровне считается Годом культурного наследия народов России. К тому же сама тема проведения пленэров на промышленных предприятиях в России и сейчас актуальна: подобные проекты ежегодно проводятся на производствах в разных уголках страны, в том числе на площадках крупных металлургических холдингов.
О подготовке
Для организации пленэра на предприятии необходимо было определить, как должна будет проходить работа на территории производственных цехов. Художникам хотелось отразить весь рабочий процесс, разнообразить мотивы. Сотрудники завода провели с художниками инструктаж по технике безопасности. Во избежание несчастных случаев мастера кисти и карандаша должны были находиться на производстве в ярко-жёлтых жилетках и касках. Сотрудники завода очень внимательно относились к просьбам художников.
– Со стороны завода была оказана всевозможная поддержка художникам, – отмечает Ольга Гоева. – Важно было создать условия для творчества и написания картин, которые в дальнейшем на выставке смогут показать общественности бурлящую производственную жизнь внутри завода.
Завод приобрёл художникам необходимые для творчества холсты и масляные краски и организовал питание в течение пяти дней пленэра.
Для открытия выставки были изготовлены футболки, где спереди находилась эмблема КДМ, а сзади – логотип Союза художников. Владимир Петьков в шутку назвал это «союзом кисти, ключа и молотка».
О художниках
Пленэр длился в течение пяти дней. За это время в нём приняли участие 26 художников: члены регионального отделения Союза художников, Творческого союза художников России, молодые художники и студенты СмолГУ.
– Мы очень мало пишем работы на предприятиях, – поясняет Владимир Петьков. – Обычно художники пишут пейзажи, а здесь рабочее производство. Это сразу же сильно вдохновляет, завораживает тебя. И поэтому очень важно было, чтобы художники выбирали разные мотивы. А для этого, конечно, нужно было достаточно большое разнообразие цехов, технологий, чтобы каждый мог вникнуть в происходящий процесс и потом уже создавать своё произведение.
– Очень хотелось, чтобы по окончании пленэра получились не просто какие-то этюдные картинки, а произведения с сюжетом, – рассказывает председатель регионального отделения Союза художников России Сергей БОГОМОЛОВ. – Мне нравится рассказывать историю в своих работах. И в каждой работе я пытался найти эту историю. Художников на предприятии было много, хотелось, чтобы не было похожести, потому что зрителю это будет неинтересно. Я сразу для себя усложнил задачу: нужно было найти такой сюжет, который будет и интересен мне, и в каком-то смысле уникален.
Ответственность на художников легла большая. Производственные цеха требовали максимальной сосредоточенности со стороны живописцев. Необходимо было очень точно изобразить сами помещения, механизмы, конструктивные особенности.
– Это накладывало на нас дополнительную нагрузку, потому что к нам подходили рабочие и с интересом смотрели на то, что мы пишем, – делится впечатлениями Владимир Петьков. – Также наши художники написали прямо в цехах завода портреты некоторых рабочих. Завод определил участников, которые должны были позировать, и эти рабочие с удовольствием позировали. А наши художники, в свою очередь, с удовольствием писали людей в условиях их работы. Это очень вдохновляло. Рисовать в условиях мастерской – это одно дело, а в условиях цехов, где происходит шум, передвижение, – это как раз та самая атмосфера, которая создаёт неповторимые образы для художников. Настоящие. Отмечу, что с нами в пленэре участвовал известный смоленский фотограф Александр Губарев. На его фотографиях запечатлены работы художников, заводские цеха. Я думаю, что если у нас художественные произведения, то у него – художественно-документальные.
В качестве материалов на пленэре использовались масляные краски, акрил, пастель. Поэтому на выставке представлено большое разнообразие графических произведений и живописных. Как уже говорилось выше, за пять дней художники написали более 111 произведений.
– Отмечу, что даже работы на одни и те же сюжеты получились совершенно разными. У наших художников настолько уникальные стили, что для зрителя картины, сделанные на одни и те же мотивы, будут казаться непохожими, – подчёркивает Владимир Петьков. – У каждого свой язык и свой набор выразительных средств. Из жанров в экспозиции представлены портрет, интерьер, сюжетная композиция и натюрморт. Надеюсь, что эта выставка вызовет у зрителя большой интерес. Мы показываем настолько редкий материал для нашего региона! Часть работ после выставки мы подарим заводу. Также несколько художников уже заявили свои картины на участие во всероссийском конкурсе «Время, вперёд!». Это конкурс, на котором представляют картины с производств, заводов, фабрик, различных предприятий.
Владимир Петьков напомнил, что в советское время тема заводов и производств поднималась в основе государственного задания, госзаказа. И художественное искусство имело воспитательное воздействие, являлось средством пропаганды идеалов труда. На таких картинах воспитывались целые поколения.
– Я уверен, что наша выставка будет мощным мероприятием. И, может быть, мы доживём до лучших времен, когда государство вновь будет делать социальный заказ для художников. Ведь труд должен привлекать людей, а любовь к труду должна воспитываться с детства.
Художники о мероприятии
За несколько дней пленэра произошло немало тёплых и смешных моментов, которыми с удовольствием делятся художники.
– Мы восхитились территорией завода и отношением к нам, – рассказывает заслуженный художник Российской Федерации, профессор Смоленского государственного университета Вера САМАРИНА. – Я на пленэре начала рисовать белую машину, которая ездила между цехами. Водитель этой машины приезжал к нам всего на несколько минут: встанет, выгрузит что-то и уедет. А мне надо рисовать. Что делать? Говорю диспетчеру: «Мне бы эту машину пописать». А водитель всё занят и занят. Наконец приезжает, но встаёт не так, как мне надо. Сидит и из кабины говорит: «Я могу остаться в кабине или мешаю?» Меня настолько это тронуло! Такая забота о нас! Мы получили от пленэра большое удовольствие, а главное, прилив тех сил, о которых мы сами не знали.
– Пишу я работу, – с улыбкой вспоминает Владимир Петьков, – и мне нужен стаффаж (это изображение человека, имеющего второстепенное значение в интерьере, пейзаже). Идёт крановщица Елена. И я её прошу пройтись по цеху, чтобы сфотографировать и потом внести в картину. Она раз проходит, два, а всё не так, как мне нужно. Говорю: «Лена, вот понимаете, вы не как работник завода идёте, а как по подиуму». Недалеко стояла коробка, а там написано «брак». Мы с фотографом говорим: «Может, вы пройдёте с коробкой, чтобы было видно, что вы что-то несёте?» Она берёт эту коробку и говорит: «О, брак! Я четыре раза замужем была! Пятый раз точно будет удачным». Фигурка на картине получилась небольшая. На следующий день я дописываю произведение. А рядом художник Александр Комаров пишет полутораметровую фигуру. И подходит эта крановщица: «Ну вот, я тут позировала, и меня нарисовали вообще незаметной, а рядом пишут другую полутораметровую женщину!» Все, конечно, посмеялись.
Татьяна УВАРОВА, студентка Смоленского госуниверситета, тоже делится впечатлениями:
– Я никогда не была на заводе, и меня поразило и удивило это место. Работать там было очень приятно, и сотрудники тоже очень хорошие, приветливые люди, которые заинтересованы в искусстве. Это потрясающий опыт! На выставке я представила две свои работы с пленэра. Надеюсь, мне повезёт поучаствовать и в других пленэрах, которые будет организовывать Владимир Владимирович Петьков. Ведь чем больше ты бываешь в подобных местах, чем больше рисуешь с натуры, тем быстрее ты выработаешь технику и сформируешь свой собственный стиль.
– С теплом и радостью я вспоминаю, как этим летом меня пригласили поучаствовать в пленэре на заводе КДМ, – рассказывает Татьяна КОНДРАТ, член Творческого союза художников России. – Пленэр на заводе проходил в моей жизни впервые, и индустриальная тема тоже является для меня новой. Я как будто вернулась во времена учёбы, встретила своих преподавателей и полностью погрузилась в процесс. Нас очень хорошо приняли, за что огромное спасибо организаторам и руководству завода КДМ. Рисование перспективы – всегда трудное занятие… Огромные помещения, шум двигателей и невероятно красивые оранжевые «КамАЗы»… Я написала серию работ в цехах завода, в которых хотела передать настроение и атмосферу. Для меня это был огромный опыт. Я бы хотела, чтобы подобные пленэры проводились в Смоленске чаще.
Выставка
На открытии выставки 7 сентября в КВЦ имени Тенишевых был аншлаг. Художники услышали много тёплых слов о своей работе и от представителей завода, и от коллег, и от простых посетителей.
Среди гостей торжественного мероприятия была заместитель главы города Смоленска по социальной сфере Ольга ГИЛЬДЕНКОВА, подчеркнувшая важность и значение индустриального пленэра:
– Хочется в первую очередь подвести итоги этой работы для жителей Смоленска. Работа проведена огромная и, конечно, очень значимая. Она сохранится в памяти нашего подрастающего поколения. Ведь очень много значит связь поколений, и мы знаем, что сегодня гражданственность формируется не только на уроках в школе, но и вот в такой творческой деятельности. Поэтому спасибо огромное за проведённую работу и администрации завода, и творческим союзам, и всем, кто помогал в организации этой деятельности. Здоровья всем присутствующим и ещё больших творческих успехов!
На открытии экспозиции выступил и проректор Смоленского государственного университета Денис МАТВЕЕНКОВ.
– Позвольте мне от лица администрации, сотрудников, профессорско-преподавательского состава и студентов Смоленского государственного университета поздравить с днём рождения КДМ. А также я хочу поздравить всех нас с открытием этой замечательной выставки. Очень приятно, что инициатива нашего преподавателя Владимира Владимировича Петькова была поддержана не только его коллегами из университета и студентами, но и администрацией завода, и союзами художников, и Культурно-выставочным центром. И сегодня мы наблюдаем результат реализации этого прекрасного проекта, этой инициативы. И, по-моему, она реализовалась на все сто процентов успешно. Надо отметить, что наш университет очень активно выполняет сейчас свою третью миссию: мы готовы, открыты к сотрудничеству, взаимодействию, даже самому неожиданному. Так что не удивляйтесь, если с нашими инициативами мы будем обращаться в разные организации и предприятия Смоленска. Я думаю, что это приносит прекрасные и ценные плоды.
О результатах
– Однозначно, пленэр поспособствовал развитию корпоративной культуры. Синергетический эффект от взаимодействия художников и работников предприятия был, – считает Ольга Гоева. – Художники отнеслись с большим интересом к процессу создания спецмашин, и работники всячески способствовали лучшему запечатлению их труда. Некоторые художники и работники подружились и поддерживают общение даже после завершения пленэра. И это неудивительно: художники писали с натуры не только процесс производства, выпускаемую технику, территорию и цеха, но и портреты производственников. А такие события происходят не каждый день. Наблюдая за последними событиями в стране и в мире, мы видим повышенное внимание к промышленному комплексу. Считаю важным демонстрировать, что предприятия с богатой историей, такие как «Завод КДМ», функционируют и развиваются и по сей день. Кроме того, важно поддерживать подобные культурные инициативы: история и культура промышленных предприятий – это также часть истории и культуры большой страны.
Ольга Гоева отметила, что после проведения пленэра руководству завода поступают предложения об участии в различных творческих проектах и лучшие из них по возможности будут поддержаны.
Когда мы увидим результаты работы новых интересных и на первый взгляд несовместимых союзов, покажет время, а выставку «КДМ – 111 лет: Индастри-пленэр. Смоленск-2022» можно посмотреть в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых до 16 октября.
Мария ЛЕДОВСКАЯ