В Смоленске появился музей телевидения
2 октября Смоленская ГТРК отмечает двойной юбилей: 80 лет тому назад смоленское радио сказало своё первое слово в радиоэфире, а 20 лет назад жители нашей области впервые увидели свой город на телеэкранах.Сейчас в музее хранится более трёх десятков экспонатов, самые старые из которых относятся к 30–40-м годам XX века. Речь идёт о радиоприёмниках. «В 1932 году мы впервые вышли в эфир, – рассказывает ведущий инженер радиовещательного оборудования ГТРК «Смоленск» Виктор НАХАЕВ. – Но абонентских точек и записывающей аппаратуры тогда ещё не было. Были только усилители и громкоговорители, которые располагались на крупных площадях и улицах, поэтому сигнал сразу же подавали в эфир. Поначалу передавали короткие информационные сообщения, или, как мы говорим сейчас, – новости».
Потом появилось проводное радиовещание, и радио пришло в дома смолян. Сначала в виде ламповых приёмников: «СВД», «6Н1», «ВЭФ», «Мир», «Рига», «Нева», «Минск», «Эстония», «Даугава», «Сакта», «Фестиваль» – всё и не перечислить.
А с появлением ламповых магнитофонов появилась возможность записывать передачи и повторять их. Очень популярными были радиоспектакли и мосты с другими городами, чаще всего с Минском. В эфир выходили дикторы – «белая кость» советских массмедиа. К ним предъявлялись жесточайшие требования: дикция, интонирование, произношение – всё должно было соответствовать стандартам. «Раньше радио было профессиональнее… я имею в виду людей, – делится мнением опытный радийщик, – сейчас техника профессиональнее».
Кроме того, появление магнитофонов породило и новую специальность – оператор монтажа. «Вручную вырезали ножницами ненужные куски, а потом склеивали, – рассказывает Виктор Нахаев. – А это ох как непросто. Например, раньше монтаж десятиминутной передачи занимал до двух суток. Представляете? Сейчас это делается за полчаса-час».
Но 2 октября 1992 года всё изменилось. Началась эра телевидения, которому, как говаривал персонаж советского кинохита Рудольф Петрович, принадлежит будущее. Кстати, в музее ГТРК хранится первая студийная камера ПТС «Магнолия», которая очень похожа на ту, что показывали в фильме «Москва слезам не верит».
– Когда я рассказывал в Останкине, как мы начинали вещание в Смоленске, мне никто не верил, – честно признался ведущий инженер ГТРК «Смоленск» Андрей ЦИРКУНОВ. – После монтажа сюжета мы везли магнитофон под телевышку. Подстыковывали его к передатчику напрямую и прямо с него вещали. Потому что у нас не было канала подачи под вышку.
Есть в экспозиции и первые камеры, которые вместе с подкамерниками весили 21 килограмм, и кассеты, и магнитофоны, и прочий студийный инвентарь. Но всем этим экспонатам не более 20 лет. Казалось бы, XX век, ламповые телевизоры без пультов, первые зарубежные боевики на «вэхаэсках» – всё это было совсем недавно… Но, пробегая взглядом по стеллажам, понимаешь: в эру цифрового ТВ и онлайн-трансляций вещи из нашего привычного окружения уже стали историей.
БЫЛ СЛУЧАЙ
Радийщики сильнее всего боятся «блинов»
Виктор НАХАЕВ, ведущий инженер радиовещательного оборудования ГТРК «Смоленск»:
– Передачи записывали на плёнку, которая наматывалась на железный стержень. И получался эдакий блин. Немаленький, кстати. Как же мы их боялись!!! Потому что они могли в буквальном смысле слова рассыпаться в руках из-за слабого натяжения. Как сейчас помню, до эфира остаётся минут пять. Я беру в руки этот блин, а он разваливается… Паника! Что делать?! Впятером ползали, разматывали этот ворох.
О Смоленске нечаянно узнала вся Западная Европа
Андрей ЦИРКУНОВ, ведущий инженер ГТРК «Смоленск»:
– Был один ляп в 1992 году, но он даже не от нас зависел. Кто-то где-то чего-то не переключил, и наша передача – как сейчас помню, выступал митрополит Кирилл, – пошла на Минск, а потом и на Прибалтику. Короче, нашу передачу тридцатиминутную смотрела вся Западная Европа.
КСТАТИ
В конце 50-х – начале 60-х годов XX века в Смоленске появились первые ламповые магнитофоны. Стоили они 200 рублей – большие деньги по тем временам. С учётом того, что средняя зарплата в Союзе составляла 100–120 рублей. Но даже имея на руках всю необходимую сумму, достать это чудо техники было непросто. Дефицит! Но блат и знакомства спасали во все времена.
А в конце 60-х появились и первые цветные телевизоры, которые стоили 800 рублей. Сумма для среднестатистической смоленской семьи практически неподъёмная. Поэтому практиковалось ходить в гости смотреть телевизор.
Фото: Александра УЛЬЯНОВА