Звёздный «Таусень»
Культура

Звёздный «Таусень»

24 апреля 2022 года в 09:00

Для фольклорного ансамбля солистов Смоленской областной филармонии «Таусень» нынешний год знаменательный вдвойне. Во-первых, он юбилейный: коллектив совсем недавно, осенью минувшего года, отметил 40-летие со дня создания. И, во-вторых, объявленный указом президента России В.В. Путина Год нематериального культурного наследия народов России даёт немалые возможности для широкой пропаганды среди смолян основы творчества «Таусеня» – самобытного, подлинно русского народного искусства.

Поклонники творчества «Таусеня» утверждают, что за все четыре десятилетия творческого пути ансамбля ни одна его программа не повторилась, каждая – самобытна и оригинальна. Более того, все они включают в себя, как сейчас принято говорить, интерактив – прямое общение со зрителем во время выступления, совместные песни и танцы. Творчество «Таусеня», говорят специалисты, это настоящее драматическое искусство, в котором каждый номер – отдельный спектакль, созданный на основе фольклорных традиций.

Начало пути

В визитной карточке коллектива говорится, что ансамбль солистов «Таусень» был создан при Смоленской областной филармонии в августе 1981 года. В его состав вошли выпускники Смоленского музыкального училища, а инициаторами создания ансамбля стали известный на Смоленщине педагог-фольклорист, музыковед Светлана Викторовна Пьянкова и лауреат Государственной премии СССР, выдающийся исследователь и исполнитель русского фольклора, председатель Российской секции Международной фольклорной организации ЮНЕСКО и основатель легендарного ансамбля народной музыки, носящего его имя, – Дмитрий Викторович Покровский.

«В 1976 году я поступила в Смоленское музыкальное училище. У нас преподавала Светлана Викторовна Пьянкова, известный фольклорист. Уже к концу первого курса она вывезла нас в фольклорную экспедицию. Потом эти экспедиции каждый год повторялись. И в результате мы, студенты, увлеклись народным творчеством и создали ансамбль, а потом – фольклорный хор под управлением Светланы Викторовны Пьянковой. Даже выезжали хором выступать в другие города – в Вильнюс, Саратов, – рассказывает художественный руководитель ансамбля «Таусень» и бессменный его участник со дня основания Татьяна ФЕДОТОВА. – В 1980 году я окончила музыкальное училище. Светлана Викторовна оставила меня работать в кабинете народного творчества лаборанткой. Я занималась расшифровками народных песен, возила студентов в экспедиции. А в 1981 году почти целую группу выпускников музучилища распределили в филармонию. Тогда же на самом высоком уровне руководства области по инициативе Ивана Ефимовича Клименко решено было создать на Смоленщине, родине Глинки, фольклорный коллектив. И так совпало, что в августе к нам в Смоленск приехал на гастроли ансамбль народной музыки под управлением лауреата Государственной премии Дмитрия Покровского. Он пришёл к нам в музыкальное училище, состоялась памятная и очень важная для меня встреча и беседа, которые стали прологом и для дальнейшего плодотворного сотрудничества, и для моего перехода в 1981 году на работу в филармонию (Дмитрий Викторович об этом руководство попросил), где я и по сей день работаю. И, в конечном итоге, для создания нашего ансамбля».

Чарующее название

Интересна и история того, как ансамбль получил своё необычное название. Как говорится в визитной карточке коллектива на сайте Смоленской филармонии, «таусень» в переводе со старославянского – канун нового года. Своё чарующее название ансамбль получил во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства, где в своё время готовил новую концертную программу, изучал актёрское мастерство, вокал, сценическое движение, народный танец, традиции и обряды Древней Руси.

А вот что об этом периоде становления коллектива рассказывает Татьяна Федотова:

«Таусень», действительно, слово, сегодня далеко не всем понятное. Это – яркий, сверкающий новорождённый месяц, месяц под Рождество. Забытое славянское слово. Почти то же самое, что коляда...

И пришли мы к такому названию, да и к основному направлению нашего творчества, далеко не сразу, была довольно долгая подготовка. Нас было шесть человек в ансамбле. Дмитрий Покровский согласился сделать для нас первый двадцатиминутный концертный номер. Мы с ним даже съездили в фольклорную экспедицию. В первые годы у нас вообще было очень много поездок по комсомольским стройкам Смоленщины. В то время создавались такие творческие бригады: молодые художники, поэты, композиторы, артисты. И маршрут был обычно такой: Гагарин, Ярцево, Десногорск… Тогда же выезжали мы на 2000-летие Ташкента, в Самарканд, Джизак. В 1983–1984 годах мы выступали отдельным блоком в концертах звёзд нашей филармонии: народной артистки Валентины Дмитриевны Пальвинской, в творческой бригаде Владимира Простакова как фольклорный ансамбль...

Работа с Дмитрием Покровским

...В марте 1984 года нас командировали в Москву, во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. Нас прослушали на худсовете и приняли в студию. Работали с нами Дмитрий Покровский, кинорежиссёр Ирина Поволоцкая, которая вела у нас актёрское мастерство. Тамара Смыслова, супруга Дмитрия Покровского, преподавала вокал. Анна Аркадьевна Редель, которая ещё в 20-е годы прошлого века в Дягилевских сезонах участвовала, вела танцевальную часть. Словом, два года мы напряжённо учились в Москве и готовили программу в двух отделениях. Первое – языческие обряды, сюда вошли весенние праздники, бытовавшие на Смоленщине. Второе, более яркое, лубочное, – смоленская свадьба. У нас был замечательный скрипач. А надо сказать, что Покровский и сам был скрипач, и его очень увлекала традиционная народная скрипка. Свадьба и до сих пор в нашей программе. Конечно, произошли и продолжают происходить изменения, но основа, сделанная по этнографическому сборнику нашего знаменитого фольклориста Добровольского, сохраняется. Как и наигрыши смоленских скрипачей, традиции этих наигрышей. Одно время у нас в ансамбле даже две скрипки было. И, конечно, гармошка. Все эти традиции, заложенные тогда в основу нашего творчества с лёгкой руки Дмитрия Викторовича Покровского, мы до сих пор стараемся сохранять.

И вообще, учёба во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства стала для нас потрясающей, очень серьёзной школой: Дмитрий Покровский дружил с Юрием Любимовым, Сергеем Юрским, другими выдающимися театральными деятелями, мастерами культуры высшего класса. Мы тогда имели возможность смотреть все новинки в ведущих московских театрах, подпитывались творчеством лучших наших мастеров, можно сказать, жили в театрах. После Москвы мы и обрели название – «Таусень». Покровский нас благословил.

Так что в 1986 году мы приехали в Смоленск, что называется, полностью состоявшиеся – и с названием, и с большой концертной программой, и, конечно, с большой и очень качественной творческой подготовкой»

Основная нить творчества

Кстати, именно тогда коллектив чётко определился и со своей творческой нишей. Это – старинные народные праздники. И именно с подачи Покровского ансамбль «Таусень» раз и навсегда взял за правило полный отказ от усиливающей звук акустической аппаратуры и использует в своих программах только народные инструменты. «Мы и до сих пор не пользуемся ни микрофонами, ни подзвучкой. Народ удивляется, как это у нас до сего времени нет фонограмм. Но их здесь и не может быть, вся суть – в живом пении, в театральности действа. Представьте, как в том же драмтеатре спектакль под фонограмму идёт. Всякий раз по-новому играешь. И публика разная, и настроение. Только так можно», – уверена Татьяна Федотова.

Так что старинные музыкальные инструменты и подлинные народные костюмы ручной работы, которые ещё в 80-х годах прошлого века собирали в экспедициях по деревням, – льняные рубашки, понёвы, сарафаны, замечательно смотрящиеся на сценической площадке, – это то, что отличает ансамбль «Таусень» от многих и многих других коллективов, работающих сегодня в жанре фольклора. В сочетании с живым пением и активным драматургическим действием в раскрытии традиций народного праздника, вовлечении зрителей в концертно-праздничное действо – всё это делает каждое выступление ансамбля солистов Смоленской филармонии «Таусень» поистине уникальным, неповторимым, захватывающим дух.

Основная нить в творчестве коллектива – праздники народного календаря: «Осенины», «Святки», «Масленица», «Весна-красна», «Зелёные святки (Троица)», «Летние заигрыши», программы к 9 Мая, программа с традиционными песнями и наигрышами родины М.И. Глинки и другие полностью театрализованные программы. Большинство программ ансамбль «Таусень» старается адаптировать и под детскую аудиторию, чтобы сызмальства приобщать ребят к истокам русского народного искусства. В ансамбле работают шесть человек: Елена Назарова – солистка ансамбля и режиссёр; гармонист Евгений Фомин; солистки Елена Нестерова и Инна Смеречук – скрипач; солистки Арина Базиян и Татьяна Федотова, которая, увы, без официальных регалий, но фактически является и художественным руководителем, и вдохновителем коллектива. При этом в коллективе нет отдельных танцевальной, музыкальной или вокальной групп: на то он и ансамбль солистов, что все его участники абсолютно творчески самодостаточны – и танцуют, и поют, и на народных инструментах играют.

Любовь и признание

Гастроли «Таусеня» проходили во многих регионах нашей большой страны: на БАМе и на Камчатке, в пограничных гарнизонах Северного флота и в городах Поволжья, в Центральной России и на Дальнем Востоке. С аншлагом выступал коллектив в Узбекистане, Германии и Польше. Ансамбль был дипломантом XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, а в I Всероссийском телерадиоконкурсе исполнителей народной песни «Голоса России» был удостоен диплома «За пропаганду древних народных песенных жанров».

Коллектив активно участвовал в международных проектах композитора Григория Гладкова, на фестивалях кантри- и фолк- музыки в Москве, Брянске, Смоленске. Ансамбль солистов «Таусень» – постоянный участник фестиваля памяти Д.В. Покровского в Воздвиженском и в Москве, а также участник престижного фестиваля «Русское поле» в Коломенском.

Когда отмечался юбилей ансамбля, «Таусень» получил огромное количество поздравлений буквально со всего мира. От всей души его поздравили, в частности, музыкант и композитор Григорий Гладков, народный артист России Александр Михайлов, с которым коллектив связывает долгая и нежная дружба, номинант театральной премии «Золотая маска» Лика Рулла – с ней они когда-то работали над созданием спектакля «Над крыльцом семь звёздочек».

Коллектив никогда не забывает и о своей малой родине: постоянные концерты и выступления на всех значимых мероприятиях Смоленска и области снискали любовь и заслуженное признание ансамбля «Таусень» у смолян.

Фото: из архива Татьяны ФЕДОТОВОЙ и ансамбля «Таусень»

Игорь Красновский

«Смоленский ковчег» уплыл, но обещал вернуться
От смоленских пейзажей до далёких планет