От смоленских пейзажей до далёких планет
Культура

От смоленских пейзажей до далёких планет

24 апреля 2022 года в 11:05

Интересная выставка открылась в Доме художника в Смоленске. В её экспозиции – работы в разных жанрах представителей одной семьи: живопись Фарида Мухамедова, керамика Татьяны Абкиной и графика Ивана Рассказова…

Живопись гедониста

Центральная фигура этого творческого союза – Фарид Мухамедов. Художник русской реалистической школы со своим узнаваемым стилем и тонким чувством живописной гармонии.

Фарид Мухамедов родился 2 декабря 1939 года в Саратовской области. В детстве в результате несчастного случая мальчик ослеп на один глаз, но это не помешало ему заниматься рисованием и посещать изостудию Дворца пионеров в Саратове.

Потом была учёба в художественном училище, после окончания которого – факультет живописи художественного института в Харькове. В вузе он знакомится со своей будущей женой – монументалисткой Татьяной Абкиной, с которой они до сих пор вместе.

После вуза молодая семья приезжает по распределению в Смоленск, где Фарид Фаттахович несколько лет преподаёт живопись на худграфе пединститута. Много работает творчески, выезжает на пленэры и творческие дачи.

В 1978 году семья переезжает в Тверь. Здесь Фарид Мухамедов в течение нескольких десятилетий преподаёт живопись и рисунок в Художественном училище имени А.Г. Венецианова, закончив эту деятельность в 2009 году из-за болезни.

– Студенты папу просто обожали, – говорит Гуля РАССКАЗОВА. – Называли его не Фаттаховичем, а Хоттабычем и очень любили его занятия, где он включал им классическую музыку, рассказывал о композиторах, читал стихи. И под этот аккомпанемент они рисовали.

К слову, все три дочери Мухамедова – Инга, Гуля и Валерия – тоже окончили училище, где преподавал отец, а потом и художественные вузы. Они же вместе с мамой приехали и на открытие выставки в Смоленск.

– Я всегда использую папины уроки в своём творчестве, – признаётся Инга АКСЁНОВА. – Я училась в художественной школе, училище, институте, у меня было много преподавателей живописи, но лучше папы не было никого. У него были какие-то особые приёмы, благодаря которым он научил меня видеть цвет. Всё его объяснение строилось на каких-то ярких образах, чтобы студенту было не скучно работать. Чтобы, постоянно цепляясь за какие-то ассоциации, можно было почувствовать все нюансы цвета.

– Папа очень экспрессивный человек, – дополняет Валерия ГАЛИНСКАЯ. – Бурление крови, мощный татарский темперамент – всё это отразилось и в его работах, в том, как смачно он использует краски, как любуется цветом. Он по характеру гедонист, всегда любил наслаждаться жизнью, и в его живописи это чувствуется. Как и то, что он щедро делится своим жизнелюбием и радостью с окружающими…

Сны от Угомона

Керамика Татьяны Абкиной в экспозиции этой выставки привлекает внимание не сразу. Но, увиденная даже мельком, любая её работа тут же приковывает взгляд, вызывая желание рассматривать и удивляться.

– Конечно, здесь мы смотрим прежде всего на стены – живопись работает максимально активно, – замечает председатель Смоленской областной организации Союза художников России Валерий ГРАЩЕНКОВ. – Керамика немного в стороне, поэтому к ней ещё надо присмотреться. Но потом в ней открываются такие удивительные глубины, которые сразу, наверное, и не заметишь. Татьяна Абкина – известный мастер, и каждая керамическая фигурка здесь – по-настоящему уникальная работа. Техника традиционная, но художественное решение Татьяна Львовна всякий раз находит своё – звучное, оригинальное.

Татьяна Абкина начинала как монументалист. Потом увлеклась керамикой, и сейчас её работы в стиле народной игрушки участвуют в престижных выставках и украшают интерьеры разных помещений в Тверской области.

– Мама – замечательный монументалист, – считает Инга Аксёнова. – Она всегда хорошо чувствовала форму – отсюда, наверное, и керамика. Мама делает удивительные вещи, беря за основу форму, известную ещё в античности. Получается такая полускульптура-полукуколка с подвижными ножками. Эти работы нравятся самым разным людям, потому что они очень душевные.

– Мама у нас фантазёр, у неё мощный энергетический потенциал, – дополняет Гуля Рассказова. – В её работах это хорошо видно. Необычная, совершенно сказочная керамика, выполненная с большой любовью и фантазией.

Арлекин, Баба Яга, Болотинка – сказочные персонажи Татьяны Абкиной по-человечески характерны и необыкновенно живы. Они словно часть действительно существующего где-то мира, которую художник просто запечатлел уже в нашей реальности.

– Работы у меня получаются на ходу, – признаётся Татьяна АБКИНА. – Я не рисую эскизы, не задумываюсь над композицией – просто начинаю делать, и всё складывается уже в процессе.

С тонким юмором и удивительной теплотой выполнены и панно, и скульптуры с бытовыми сценами. «6 соток», «Адам и Ева на пятый год», «Угомон»… Кстати, в основе последней – совершенно реальная история, как сама Татьяна Львовна укладывала спать маленьких внуков, переодеваясь Угомоном и шепча каждому на ушко сюжеты будущих снов.

– Мамины работы всегда были частью нашего интерьера, – говорит Валерия Галинская. – Вообще, мамина керамика и папина живопись – это то, что окружало нас с детства, постоянно нас питало и до сих пор влито в нашу реальность…

За границами реальности

Графика Ивана Рассказова прекрасно дополняет экспозицию выставки, добавляя в неё элементы инопланетной реальности. «Отблески души старого мегрита», «Пространственные медузы», «Шаман разума», «Путешествие на планету Винае» – завораживают уже названия работ, приглашающих отправиться за границы сознания.

– Ваня у нас с самого детства был необычным ребёнком, – поясняет Гуля Рассказова. – Левша, поздно начал разговаривать, в школе были проблемы с логикой и математикой. Но зато художественный талант в нём был заметен всегда. В детстве лепил потрясающие объекты: города, комнаты, космических существ. А с рисованием не расстаётся до сих пор.

В отличие от школы, в художественном училище у Ивана проблем уже не было – видимо, потому что попал в близкую ему творческую среду. Что помогло ему выработать свой удивительный стиль, который сам он называет космизмом.

– Ваня меня просто поражает – у него настолько неожиданные решения, – продолжает Гуля Рассказова. – У него своё видение реальности, которая совершенно удивительным образом рождается где-то внутри него. И он всё это делает вручную – никакой компьютерной графики. Цветными ручками, карандашами, маркерами – у него своя техника. И фантазия из него просто льётся. Бывает, мы идём спать, а он что-то рисует, просыпаемся и видим готовый шедевр…

Личное мнение

Валерий ГРАЩЕНКОВ, заслуженный художник России, скульптор:

– Мне очень радостно, что у нас в Доме художника открылась такая замечательная семейная выставка. Здесь можно увидеть живопись Фарида Мухамедова в объёмном и ярком звучании. Скульптуры Татьяны Абкиной при внимательном рассмотрении завораживают и восхищают. У их внука Ивана Рассказова тоже очень интересное и современное прочтение графики.

Сейчас, к сожалению, такое время, что искусство остаётся на задворках жизни. Но это не значит, что оно перестаёт звучать. Оно по-прежнему занимает значительное место в жизни людей, потому что так или иначе с детства потихонечку входит в каждого из нас. Проявляется и чувствуется по-разному, но свой след неизменно оставляет. Что тоже очень радостно.

Фото: Елена БЕЛЫХ и Дмитрий ПРУДНИКОВ

Ольга СУРКОВА

Звёздный «Таусень»
В Смоленском областном центре народного творчества открылась выставка «Живое дыхание ремесла»