Доброе семя для смоленских льноводов
От худого семени не жди доброго племени. Даже без всякого подтекста или второго смысла, который всегда скрывается в русских поговорках, в данном случае вполне можно трактовать данное выражение как непосредственно касающееся сельского хозяйства. Садоводы и огородники, покупая яркие пакетики с семенами томатов, огурцов или другой дачной растительности, иногда, а то и не иногда, сталкиваются с тем, что из посеянных семян или вообще ничего не вырастает, или вырастает, но не то, или если вырастает и то, получается оно какое-то хиленькое и совсем не урожайное. Вот результат использования худого семени, когда и племя в итоге получается от него совсем не доброе.
Не наследники советской системы
Рассказывая о сути деятельности ООО «Извеково», которое расположено в одноимённой деревне в Новодугинском районе, директор сельхозпредприятия Артур КОЛЬЦОВ как раз и использует поговорку «от худого семени…», потому что ООО «Извеково» изначально создавалось как семеноводческое хозяйство, чтобы этого худого семени не было. Причём хозяйство создавалось с нуля…
– Конечно, во времена Советского Союза тут что-то было. Колхоз или совхоз. В те времена земля не могла пустовать. Но когда мы пришли, тут уже никакого хозяйства не было. Одни руины, которые мы убрали, и начали создавать всё с нуля, – рассказывает Артур Владимирович.
Причём создавалось не только новое хозяйство как таковое, но и вид его деятельности для Смоленщины тоже был новым и весьма специфическим. Специализированно только семеноводством никто не занимается. Как правило, каждое хозяйство само для себя понемногу заготавливает семена. Но это не всегда продуктивно. И результат в плане урожайности не соответствует ожиданиям земледельцев.
Хорошие семена, как бы это банально ни звучало, – по сути, одна из основ, причём, весьма возможно, самая главная, будущего большого урожая. А что происходит с семенами в России? Артур Кольцов, который помимо практического земледелия занимается ещё и подготовкой студентов, привёл такой пример. Как-то раз он со своими учениками сравнил отечественные ГОСТы и требования по семенам со странами с наиболее развитым сельским хозяйством.
– Даже для меня результат стал неожиданным. Наш ГОСТ устанавливает на 25–30 процентов более мягкие требования. А если принять во внимание, что у нас и ГОСТу семена не всегда соответствуют, то получается просто катастрофа, – сокрушается Артур Кольцов.
– И вот мы решили попробовать создать семеноводческое хозяйство, – продолжает директор ООО «Извеково». – На исходе советской власти было понимание, как правильно организовать семеноводство. Но тогда так и не успели довести это понимание до конкретной реализации на практике. А вот у нас те планы совмещены с современным опытом. И теперь здесь, в Извеково, мы пытаемся сделать хозяйство с пониманием того, как оно должно выглядеть.
Льноводство – направление перспективное, но…
Начиналось хозяйство в Извеково с выращивания семян трав. Это и до сих пор остаётся основной продукцией общества с ограниченной ответственностью. А вот льном стали заниматься не так давно.
– Хотя как не так давно, – прерывает сам себя Артур Владимирович. – Вот уже пять лет, с 2014 года.
Изначально, правда, Артур Кольцов семенами льна и льном как таковым вообще не собирался заниматься. Студенческая юность будущего создателя и руководителя ООО «Извеково» прошла в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, только не в Смоленском филиале, а в головной части вуза, которая расположена непосредственно в Москве. Так вот, в годы этой самой студенческой юности стойкий страх перед льном привил Артуру Кольцову большой специалист по этой культуре – академик ВАСХНИЛ, Герой Социалистического Труда Иван Семёнович Шатилов. После его лекций молодой человек накрепко для себя усвоил, что лён – культура сложная. И уже когда после окончания академии Артуру Владимировичу предложили пойти работать в льноводческое хозяйство, расположенное в Псковской области, молодой специалист отказался.
– Памятуя о лекциях академика Шатилова, честно скажу, понимая, что не справлюсь, я испугался.
В Извеково оказалось всё не так уж и страшно. С одной стороны, Смоленщина – традиционно льняной край, а с другой стороны – площади небольшие, и сам лен, как отметил Артур Кольцов, очень хорошо вписывался в севооборот хозяйства. Почему бы и не попробовать? Вот так ООО «Извеково» стало выращивать ещё и семена льна. И, как выяснилось, в хозяйстве не прогадали.
– Спрос очень большой. Буквально перед вашим приездом звонили из Новгородской области, интересовались – можно ли приобрести семена льна. Помимо этого, поступают запросы из Ярославской, Вологодской, соседней Тверской. Про Смоленскую я вообще не говорю – очень много обращений. Но за пределы региона мы семена льна практически не продаём. Их и так не хватает, – рассказывает Артур Кольцов.
Если сравнивать с другими агропредприятиями, специализирующимися на выращивании льна, то в «Извеково», где вся технология производства выстроена с прицелом на получение именно семян, их урожайность примерно в три раза выше.
– Тресту у нас забирают на моноволокно, – продолжает Артур Владимирович. – Но это не главная статья нашего дохода. Основную прибыль мы, естественно, получаем от продажи семян. В прошлом году, – не без гордости сообщил директор ООО «Извеково», – даже без учёта субсидий рентабельность в хозяйстве составила 25 процентов. А если с учётом субсидий, то лён очень даже выгодная культура.
В хозяйстве сегодня и хорошая материальная база. В Извеково использует только импортные комбайны, поскольку для уборки семян их группы культур они вне конкуренции. Есть здесь и новейшие очистительные машины. Но, хотя они существенно лучше отечественных аналогов, их тоже приходится дорабатывать.
Еще одна важная операция в льноводстве – сушка. Семена льна – мелкие и малосыпучие, для них традиционно используются напольные сушилки. В хозяйстве четыре года создавали опытные образцы, испытывали их, вносили изменения и добились хорошего результата, видоизменив купленные машины. А теперь поставили перед собой задачу полностью автоматизировать процесс сушки и сортировки.
Хозяйство входит в льняной кластер Смоленской области. И это тоже очень помогает. Какое-то время оно не нуждалось в рекламе, а теперь увеличивает объёмы, и специалисты Центра кластерного развития помогают в сфере маркетинга, продвигают продукцию, организуют рекламные кампании в СМИ и интернете.
Словом, дело развивается. Поэтому Артур Кольцов искренне полагает, что направление на развитие льноводства на Смоленщине выбрано правильно. Но… Как всегда, есть одно «но». Направление будет перспективным, если оно будет правильно выстроено. По мнению Артура Кольцова, нельзя останавливаться на производстве полуфабриката – в данном случае волокна. Нужно непосредственно в регионе выстраивать всю цепочку – от выращивания льна до производства конечной продукции.
Кадровая проблема села и можно ли её решить
Сам Артур Кольцов, хотя и родом из Сычёвского района, – человек городской, причём не просто городской, а столичный. До приезда в Извеково он жил, учился и работал в Москве. Но, как бы это парадоксально ни звучало, вся его трудовая деятельность была связана с сельским хозяйством. Именно профессию в этой сфере он сознательно выбрал, когда поступал в Московскую сельскохозяйственную академию имени К.А. Тимирязева.
– Мои родители уехали из Сычёвского района в Москву, а я вот вернулся. Если бы мне не хотелось заниматься сельским хозяйством, я бы поступил в какой-нибудь другой вуз. Тем более что родители были против моего выбора, – говорит Артур Кольцов.
В Москве Артуру Владимировичу довелось даже побыть преподавателем, но всё-таки тяга к земле, желание реализовать полученные знания на практике оказались сильнее. Хотя кандидат сельскохозяйственных наук Артур Владимирович Кольцов и находясь в Извеково не забыл свой преподавательский опыт. Параллельно с выращиванием семян он преподаёт в Смоленской государственной сельскохозяйственной академии.
И как руководитель хозяйства, и как преподаватель профильного вуза Артур Владимирович не может не задумываться о кадровом потенциале, причём как специалистов, так и людей рабочих специальностей.
Последних в ООО «Извеково» работают семь человек. Все они местные. И, как мрачно пошутил Артур Кольцов, возраст у всех средний – предпенсионный.
– А что будет, когда возраст станет пенсионным?
– Сложный вопрос. Но мы работаем над этим.
Конечно, во многом помогает современная механизация процессов в сельском хозяйстве.
– Мы делаем большой упор на механизацию и автоматизацию. Раньше та же сушка многолетних трав была ручным трудом. Мы ушли от ручного труда, механизировали все процессы, за счёт чего существенно повысилась производительность труда – примерно раз в 7–8 по сравнению с тем, что было. И сейчас продолжаем автоматизировать. Не так стало грязно, пыльно, тяжело. Поэтому я надеюсь, что люди, которые есть сегодня, с удовольствием ещё поработают…
А вот со студентами сельскохозяйственной академии всё гораздо сложнее.
– Когда они только поступают в вуз, у них есть мотивация. И мотивация правильная, – рассказывает Артур Кольцов. – Но я думаю, что большинство из них в процессе обучения, к третьему-четвёртому курсу, эту мотивацию теряют. Им нужна только Москва и больше ничего. Поэтому пока ребята учатся, нужно их правильно провести, чтобы они не теряли интерес к выбранной изначально профессии.
По мнению Артура Кольцова, для этого надо несколько изменить саму систему обучения. Во многих странах применяется так называемая проектная система образования. Это когда студенты не сидят в аудиториях и без аппетита грызут сухую теорию, а выезжают с одним или двумя преподавателями на конкретное предприятие, причём не обязательно сельскохозяйственное – всё зависит от профиля вуза. Там перед ними ставится конкретная производственная задача, которую они решают. Причём не просто так, а за зарплату.
По словам Артура Кольцова, практика показывает, что такой подход позволяет сохранять мотивацию держаться выбранной профессии, а также студенты больше узнают и пробуют реализовать себя в настоящем деле. И всё это не пустые мечтания. Как рассказал Артур Кольцов, которому часто приходится общаться с руководителями других сельскохозяйственных предприятий, у них есть заинтересованность в привлечении студентов. Так, глядишь, кто-то, отработав на конкретном проекте, после окончания вуза приедет работать на село…
Фото: Валерий СЕМЁНОВ
Читайте другие новости о Смоленской области на Smolgazeta.ru:
Льняная орбита сельскохозяйственного кооператива «Восток»
Валерий СЕМЕНОВ