Смоляне на Патриаршем богослужениии в Кремле
4 ноября, в День народного единства и праздник Казанской иконы Божией Матери, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По приглашению главы Русской Православной Церкви на службе присутствовала делегация Смоленской области во главе с губернатором Алексеем Островским.
Литургия для смолян
В состав нашей делегации, посетившей столицу по приглашению Патриарха, вошли руководители органов исполнительной власти, депутаты областной Думы и главы муниципальных образований региона. Кроме того, на богослужении в Кремле присутствовали и представители Смоленской митрополии во главе с владыкой Исидором. А песнопения литургии вместе с хором собора Князя Александра Невского в Париже исполнял и хор Успенского собора Смоленска. Был в этот знаменательный день в Успенском соборе Кремля и корреспондент «Смоленской газеты».
По окончании службы Патриарх Кирилл обратился к верующим с первосвятительским словом, в котором немало хорошего было сказано и о нашем городе.
«Смоленску были отданы более двадцати лет моей жизни, – заметил святейший. – И это не просто запись в биографии – это огромная часть моей жизни. В своё время, будучи человеком, достаточно авторитетным в московских и петербургских кругах, я в одночасье был отправлен в Смоленск. Власть была не готова к тому, чтобы я продолжал своё служение в Петербурге, Москве или за рубежом, и мне был дан Смоленский удел, в то время – беднейшая епархия Русской Православной Церкви. Но когда я взошёл под своды смоленского собора – об этом я уже неоднократно говорил, потому что это одно из самых сильных воспоминаний в моей жизни, – какую силу Божественной благодати я почувствовал! А потом, приложившись к чудотворному образу, я понял, что совсем не случайно Господь привёл меня в город Смоленск, отлучив от столичного и иностранного делания. Там, в смоленской глубинке, где к приходам, которые я посещал как правящий архиерей, порой нужно было двигаться в резиновых сапогах по колено в грязи, я и почувствовал глубину нашей веры, силу веры простого русского народа. Это был колоссальный опыт, который во многом помог мне справляться с искушениями, поневоле возникающими на патриаршей кафедре. Сердечно благодарю смолян за их молитву, за их верность, за то, что они всегда были со мной. За эту службу, которая помогает мне воскресить в памяти непростые, но такие важные для меня дни и ночи, месяцы и годы жизни в смоленской глубинке. Впрочем, сегодня это уже не глубинка, а процветающий регион Российской Федерации. И я хотел бы особенно поприветствовать губернатора Алексея Владимировича Островского, который здесь находится, и пожелать ему помощи Божией в дальнейшем процветании смоленской земли», – сказал Патриарх Кирилл.
«Отрадно, что в этом году Патриарх Кирилл принял решение в праздник Дня народного единства провести службу в Кремле, посвящённую в том числе Смоленской области, – прокомментировал глава региона Алексей Островский участие в мероприятии делегации Смоленской области. – Святейший пригласил смолян, меня как главу региона, а вместе со мной членов администрации, депутатов областной Думы, руководителей муниципальных образований отпраздновать этот день вместе в Кремле. Такое единение смолян, которые прибыли сегодня в столицу, всех ветвей власти региона – очень символично и значимо. Патриарх всегда считал и считает Смоленскую область своей второй родиной, неоднократно мне лично говорил об этом. У меня вместе с митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором состоится встреча с Предстоятелем Русской Православной Церкви, в рамках которой мы пригласим его в августе следующего года вновь посетить наш регион с первосвятительским визитом, что, безусловно, порадует всех православных смолян».
Заступница в бедах
Богослужение в Успенском соборе Московского Кремля имеет символический смысл и является актом единения светских властей с представителями Архиепископии. Да и сам праздник 4 ноября был когда-то учреждён как общий для церковного и государственного календаря. В последнем он назывался Днём благодарности Пресвятой Богородице.
Символичен и выбор даты праздника, увековечившего освобождение Москвы от польских захватчиков. Ведь, согласно архивным документам, окончательное освобождение столицы произошло несколькими днями позже. А 4 ноября воины войска Минина и Пожарского, коллективно помолившись иконе Казанской Божией Матери, вошли в Китай-город. Так что в основе праздника не победа, а именно сплочение народа, которое и сделало возможным дальнейший разгром захватчиков.
«Мы все знаем, какие трудности постигли Россию во время междуцарствия, когда прекратилась одна династия и ещё не была явлена другая, – отметил в проповеди перед причастием игумен Тарасий (Ланге), доцент Смоленской духовной семинарии. – И это было не просто лихолетье, нужда или разруха. Это было, по сути, уничтожение самого русского государства, которое, как казалось тогда его правителям, никакими силами не может быть собрано воедино. Но даже в такое время безверия, безотрадности и уныния нашлись люди, воодушевившие народ, которые своей верой, своей преданностью русской земле и православию, своим патриотизмом противостояли интервентам. Как пример можно привести подвиг защитников Смоленска, в течение нескольких лет оборонявших свой город так, что численно превосходящий противник не знал, как сломить это сопротивление. Ещё один пример – героическая оборона Троице-Сергиевой лавры, где простые монахи и ополченцы, собравшись вместе, противостояли не только польским захватчикам, но и своим отступникам и самозванцам. Примером может послужить и личность Святейшего Патриарха Гермогена, который не поддержал бояр и отказался признать правителем присланного к нам польским королём Сигизмундом сына Владислава…»
По словам отца Тарасия, неслучайным оказался и выбор иконы, перед которой молились ратники, прежде чем идти на врага.
«Образ Казанской Божией Матери особо чтим в Православной Церкви. Он словно дан верующим, чтобы они обращались к нему для заступничества в различных напастях. Как известно, сам этот образ открылся в Казани после большого пожара, унёсшего многие жизни. Матерь Божия явилась для поддержки людей, и произошли великие исцеления, великие чудеса. И сам город Казань был тогда очень быстро отстроен и восстановлен. А образ Казанской Божией Матери продолжил следовать за людьми во всех их трудностях, невзгодах и жизненных перипетиях…»
Белокаменная история
Думаю, уместно будет несколько слов сказать и о самом Успенском соборе, где проходило праздничное богослужение. Поскольку место это замечательно во многих отношениях. На протяжении веков собор был связан с важнейшими событиями в жизни страны: здесь венчали на царство, избирали на престол глав Русской Церкви, поводили молебны перед военными походами и по случаю побед, оглашали государственные акты.
Будущий главный храм Российского государства был заложен ещё в 1326 году митрополитом Петром и московским князем Иваном Калитой. Позже, в 1472 году, Иван III решил собор перестроить, так как во время пожара в Кремле обрушился его северный придел. Проект поручили псковским мастерам Кривцову и Мышкину. Однако строительство не было закончено, поскольку возведённый до сводов храм обрушился после землетрясения в 1474 году.
Для завершения работ в Москву пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. По его проекту собор возвели из тёсаных блоков белого камня и кирпича, которым выложили столпы, своды и барабаны глав. Причём кирпичи были встроены в кладку таким образом, что в целом постройка сохраняла белокаменный облик.
В 1481 году собор расписывали иконописец Дионисий и его ученики. Позже их работу не раз дополняли и поновляли, однако до сих пор сохранились фрагменты первоначальной стенописи, являющейся древнейшим образцом фресковой живописи на территории Кремля.
Здесь, в Успенском соборе, венчали на царство последнего царя из династии Рюриковичей Ивана IV и первого из Романовых Михаила Фёдоровича. Да и сам исторический Земский собор 1613 года, на котором был избран основатель новой царской династии, проходил в этом же здании.
Здесь в 1744 году будущая императрица Екатерина Великая приняла православие и обручилась с будущим государем Петром III. И здесь же в 1812 году император Александр I, приложившись к мощам святителей, дал обет отразить Наполеона. Кстати, в честь исполнения этого обета в Успенском соборе был установлен колокол – самый большой из звонящих колоколов в Москве. Его перелили в 1817 году на заводе купца Михаила Богданова. На валу изделия – летопись, повествующая о нападении Наполеона, а на средней части – шесть портретов: Александра I, его супруги Елизаветы Алексеевны, матери Марии Фёдоровны и великих князей Константина, Николая и Михаила Павловичей.
И наконец, именно для кафедрального Успенского собора Москвы была изготовлена Плащаница, которая сейчас находится в главном храме Смоленска. К нам святыня попала в 1812 году, когда один из казачьих отрядов отбил её у отступающих французов…
Материал подготовлен при грантовой поддержке Фонда «Православная инициатива»
Фото: Елена Белых и Яна Маркевич
Ольга Суркова