Под державным покровом Твоим
Попытка разобраться в тонкостях русской иконописи.
В КВЦ имени Тенишевых открыта выставка «Под державным покровом Твоим. Образ Богоматери в русской иконописи» из частного собрания А.В. Шарова. В экспозиции представлены иконы, выполненные с начала XV до начала XX веков в традициях разных школ. И внимательный зритель, разглядывая детали и сравнивая, сможет не только насладиться увиденным, но и сделать собственные искусствоведческие открытия. Впрочем, в любом случае эстетическое удовольствие гарантировано…
Фраза «Под державным покровом Твоим», вынесенная в название выставки, – слова, взятые из акафиста Казанской иконе Богоматери, одного из наиболее почитаемых в России образов. В экспозиции он тоже представлен. Однако самое интересное, что здесь можно увидеть не только широко известные, но и довольно редкие образы. Например, «Помощница в родах», Ченстоховская и Порт-Артурская иконы Богородицы. Кстати, самая ранняя из представленных работ – Смоленская Одигитрия начала XV века, а наиболее поздняя – Августовская икона, написанная в память явления Божией Матери перед русскими солдатами во время Первой мировой войны.
На некоторых иконах – каноническое изображение христианских праздников: Покрова, Успения, Благовещения – тех, где главным действующим лицом является опять же Богородица. Ещё один немаловажный нюанс – в экспозиции можно увидеть работы мастеров из самых разных мест: Москвы, Урала, Поволжья, Новгорода, Ярославля, Пскова, Русского Севера. Что даёт дополнительные возможности для сравнения и более глубокого погружения в тему.
Вообще, иконография – особый вид изобразительного искусства. В нём есть свои секреты, понятные лишь посвящённым. Тем более что язык икон глубоко символичен. Как научиться его читать, на что обращать внимание в первую очередь – об этом наш разговор с иеромонахом Лукой ЛИСОВСКИМ, заведующим заочным отделением Смоленской духовной семинарии.
– Отец Лука, как на ваш взгляд: кому будет интересна эта выставка?
– Абсолютно всем: верующим, неверующим, ищущим… Я считаю, что знакомство с ней в любом случает обогащает внутренний мир человека. Потому что иконы – не только предметы культа, это прежде всего наше наследие. Культурное наследие нашего народа. Ведь в допетровской Руси у нас долгие века практически не было светских сюжетов для изобразительного искусства. И если взять Древнюю Русь до- или монгольского периода, Московского царства, все изображения так или иначе связаны с религией: фреска, мозаика, икона…
Так что в любом случае это история нашей культуры – то, что досталось нам от предков. Это наше национальное богатство. Я не могу себе представить француза-атеиста, который считал бы Нотр-Дам в Париже чем-то не заслуживающим внимания. Так же как не представляю россиянина, не способного восхититься великолепием наших древних храмов.
И эта чудесная выставка потрясающих старинных икон – тоже часть нашего культурного наследия. Она будет интересна каждому. И в любом случае никого не оставит равнодушным.
– Но для более глубокого погружения в тему всё-таки какие-то минимальные знания необходимы…
– Безусловно. И прежде всего надо понимать, что икона – не картина. Любое светское произведение искусства взывает к чувствам. С этой точки зрения мы можем судить о нём даже на уровне «нравится-не нравится» – это дело вкуса.
В отличие от картины, чья суть глубоко эмоциональна, икона – это мир символов. Написанная особым языком, она в первую очередь взывает к нашему уму. И, к сожалению, не знающий этого языка символов сможет получить лишь эстетическое удовольствие от созерцания чудесных образчиков русской иконописи – заложенные в них послания останутся для него тайной.
А чтобы, придя на выставку, не только любоваться, но и понимать, я искренне рекомендую всякому человеку, который не владеет информацией по иконописи, сначала с помощью интернета восполнить пробелы в своих знаниях. Сегодня это несложно. Начать можно с каких-то словарей или даже Википедии, потом переходить к более серьёзным источникам.
– И какие же тайны откроются просвещённым?
– Например, почему изображения непропорциональны, почему всегда слишком большая голова и огромные глаза. Почему икона написана не в прямой, а в обратной перспективе. Почему изображения плоские, нет игры света и тени…
Могу сейчас поделиться лишь одним моментом. В любой иконе, выполненной по канонам православного письма, используется обратная перспектива. Таким образом показывается, что не мы смотрим на икону, а она – на нас. И, повторюсь, не просто смотрит, но и говорит – на своём особом языке символов, понять который при желании не так уж сложно.
– Отец Лука, я заметила в экспозиции несколько икон, образы которых, на мой взгляд, резко отличаются от привычных канонических. Например, вот это «Благовещение»…
– Да, в этой работе действительно видно очень сильное влияние западного изобразительного искусства. Но, несмотря на то что мастер позволил здесь некую вольность, я хочу заметить, что икона никогда не была мёртвым, статичным явлением. Она живая. И на протяжении 1 600 лет с момента утверждения иконографического образа Богородицы икона постоянно менялась.
Даже на этой выставке можно увидеть, как от столетия к столетию менялись определённые образы, менялся сам язык символов. И тем не менее даже эта икона, о которой мы сейчас говорим, не становится в нашем восприятии картиной. Она не призывает просто полюбоваться сюжетом и уйти. Она прежде всего рассказывает о том, кто принёс Богородице благую весть. И это целая история, изображённая в одном вроде бы статичном сюжете.
– Опять же, на картинах с подобным сюжетом чаще всего изображают голубя, а не архангела…
– На иконах тоже иногда изображают голубя, который символизирует Святого Духа. Тонкость вот в чём: архангел Гавриил проповедует Марии, что она избрана Богом, что примет во чреве и родит Сына Божьего Иисуса, а Дух Святой в виде голубя сходит на неё как раз в момент зачатия.
– Отец Лука, на какие наиболее интересные и необычные, на ваш взгляд, иконы стоит обратить особое внимание?
– Прежде всего это икона «Всех скорбящих радость», которая открывает экспозицию. Это работа поволжского мастера начала XVIII века. Она как минимум нестандартна, хотя и написана на языке древней иконописи.
Ещё одна икона, которая мне очень понравилась, – чудеснейшая «Неопалимая Купина». Она вся состоит из символов. Божья Матерь, которая только провидица пророчествующих Израилю пророкам.
Конечно, смолянам будут особенно интересны несколько вариантов Одигитрии, которые были написаны в XVII и XVIII веках. И совершенно бесподобные иконы – те, что представлены в золотых окладах в центре экспозиции. Из них две – тоже Одигитрии, причём написанные в одно и то же время, в XVI веке, но одна в московском, а другая в новгородском стиле.
Посетителям наверняка будет интересно сравнить эти две разные иконописные традиции, которые всегда существовали параллельно. И если для московской школы характерны более тёмные тона, то северные мастера сохраняют черты домонгольской иконописи с её более светлыми красками и радостными мотивами. Кстати, сравнив, внимательные зрители смогут определить, к какой из этих традиций ближе наша надвратная икона Одигитрии, которая находится в Успенском соборе…
Материал подготовлен при грантовой поддержке фонда «Православная инициатива».
Фото: Елена БЕЛЫХ
Ольга Суркова