Основа культуры и воспитания
В актовом зале Смоленской духовной семинарии прошла презентация учебно-методического комплекта «Православная культура Смоленской земли».
Авторы учебника – митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Р.В. Тупикин), кандидат богословия, кандидат юридических наук; Т.М. Зыбина, научный сотрудник отдела по учебно-методической работе, профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Смоленской православной духовной семинарии, доктор педагогических наук; И.А. Дидук, проректор по науке и проектированию образовательной деятельности государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования», доцент кафедры воспитания и социализации детей и молодёжи, кандидат педагогических наук.
Учебно-методический комплект «Православная культура Смоленской земли», включающий в себя учебное пособие и рабочую программу для учителя, разработан в ходе реализации проекта Отдела религиозного образования и катехизации Смоленской епархии Русской Православной Церкви при поддержке международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива – 2019».
Участниками торжественной встречи в Смоленской семинарии стали педагоги и представители администраций общеобразовательных организаций Смоленской области, участвующих в апробации учебного курса «Православная культура Смоленской земли», представители департамента Смоленской области по образованию и науке, образовательных организаций Смоленской области, духовенство Смоленской митрополии.
Общее благое дело
Приветствуя собравшихся, ректор Смоленской православной духовной семинарии митрополит Смоленский и Дорогобужский ИСИДОР отметил, что новое методическое пособие по основам православной культуры – это результат кропотливого труда многих людей, и выразил надежду, что данная работа принесёт плоды в деле духовно-нравственного просвещения молодёжи:
«Этот труд значителен для всего региона и внесёт свою лепту в общее дело, которое совершается руководителями сферы образования, педагогами, священнослужителями и благочестивыми мирянами, задействованными в учебной и научной работе, педагогике. Этот труд внесёт свою лепту в дело просвещения подрастающего поколения нашего региона.
Убеждён, что усилия, которые мы прикладываем, не бесплодны. Они создают условия для того, чтобы дети, которые вступили в новый учебный год, получали достоверные знания о своей истории, о своей культуре. Мы много усилий прилагаем, чтобы убедить не только детей, но их родителей и тех людей, которые далеки от православных жизненных ценностей, в том, что наша история, наша культура – это православная история и православная культура. Невозможно отделить православие от истории нашего края».
Архипастырь подчеркнул важность издания нового учебно-методического комплекса для того, чтобы молодое поколение, которому в недалёком будущем предстоит занять ключевые позиции в регионе и стране, получало достоверное представление об истории Смоленщины и России.
Выступая перед педагогами и духовенством на презентации нового учебно-методического комплекта «Православная культура Смоленской земли», начальник департамента Смоленской области по образованию и науке Вита Михайловна ХОМУТОВА поблагодарила всех, кто принял участие в составлении учебного пособия, педагогические коллективы школ, в которых будет апробироваться учебник, духовенство Смоленской епархии и лично митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора. Вита Михайловна подчеркнула высокую значимость учебного пособия для формирования духовно-нравственных качеств ребёнка:
«Я сама по образованию историк, пятнадцать лет преподавала и всегда говорила детям: каждый уважающий себя человек должен знать историю своего государства и своего родного края. Православная культура – неотъемлемая часть истории Смоленщины. Этот учебник даёт многое, этот учебник даёт познания – познания в истории православия».
При поддержке фонда «Православная инициатива»
О том, как создавался учебник, и о проекте в целом рассказал заместитель начальника епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации иерей Александр КОРЖАКОВ.
Священник напомнил, что с 2003 года в школах Смоленской области успешно преподавался курс «История православной культуры земли Смоленской». При его реализации использовалось одноимённое учебное пособие, авторами которого стали Т.П. Довгий, М.Ю. Андрицова и Д.В. Валуев. Но федерально-государственный стандарт требует совершенствовать учебные пособия, и с 2018 года встал вопрос о новом учебном пособии для реализации курса, который является частью предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
«От Смоленской епархии была подана заявка в международный грантовый фонд «Православная инициатива», чтобы новый проект получил и материальную поддержку. Проект стал победителем, и нам были выделены необходимые средства. Работа по подготовке учебного пособия началась ещё до победы в конкурсе: на базе Смоленского областного института развития образования был организован конкурс для учителей смоленских школ «Пишем учебник вместе», – рассказал иерей Александр. – Лучшие наработки педагогов легли в основу учебного пособия, экспертиза которого была проведена уже в июне. 26 июня 2019 года учебник получил гриф областного экспертного совета «Допущено в качестве учебного пособия для обучающихся образовательных организаций».
Заместитель руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Смоленской епархии рассказал также, что до конца текущего года будет проведён мониторинг апробации учебного пособия, а по итогам мониторинга в январе 2020 года состоится методическая конференция.
«При условии успешной апробации в 2020 году будут разработаны рабочие тетради курса и выйдет полный тираж учебного пособия. И если есть на то воля Божия, в следующем учебном году курс «Православная культура Смоленской земли» будет преподаваться уже во всех школах региона», – сказал священнослужитель.
История – это люди
Далее выступили соавторы учебного пособия. Профессор Тамара Михайловна ЗЫБИНА рассказала о работе над учебником и его структуре, подчеркнув, что новое учебное пособие рассчитано не только на историческое просвещение, но и на воспитание национального и исторического самосознания ребёнка.
«Мы ни на минуту не должны забывать, что основой культуры являются не памятники, не камни, не дороги. Её основой являются люди и те ценности, которые они исповедуют». Эти слова Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла стали основной концептуальной мыслью учебника.
А в обращении к восьмиклассникам, которые будут читать этот учебник, его авторы пишут:
«Вы приступаете к изучению нового предмета «Православная культура Смоленской земли». Каково содержание этого предмета? Вы легко ответите на этот вопрос, прочитав названия глав и параграфов: святые и подвижники Смоленской земли, храмы, иконы, монастыри… Это будет правильный ответ, но неполный. Неполный потому, что главным в этом предмете является поиск ответов на самые важные вопросы: «В чём смысл жизни?», «Что есть добро и зло?», «Какие ценности были главными для наших предков, чем они руководствовались в своей жизни?». Поиск ответов на самые главные вопросы в жизни человека является непростым и требует не только умственных усилий, но и в первую очередь работы души, сердечного внимания. Предмет, к изучению которого вы приступаете, – православная культура нашей малой родины Смоленщины – содержит богатейший и очень интересный материал для такой внутренней духовно-нравственной работы. Желаем вам увлекательного путешествия по страницам православной культуры нашего края и радостных и полезных открытий в этом путешествии!»
«Цель учебника, – отметила Тамара Михайловна Зыбина, – духовно-нравственное образование и воспитание школьников посредством православной культуры. А его концептуальные основы – обобщение и развитие опыта духовно-нравственного образования и воспитания педагогов Смоленщины, синергия светского и религиозного образования, трансдисциплинарность, логоцентричность, риторизациия педагогического общения, духовно-эстетический принцип».
Авторами учебника, подчеркнула профессор Т.М. Зыбина, при его написании были использованы такие общие теоретические подходы: философско-антропологический, аксиологический, культурологический, личностно ориентированный, системно-деятельностный.
От Древней Руси – до современности
Затем Тамара Михайловна подробно рассказала о структуре учебника:
«Структура нового учебника состоит из пяти глав, а также введения и заключения. Среди глав учебного пособия такие: «Введение в православную культуру», «Основные этапы развития Православия на Смоленщине», «Святые и подвижники Смоленской земли», «Святыни Смоленской земли», «Православная культура современной Смоленщины». Первая глава – «Введение в православную культуру» – состоит из двух параграфов, раскрывающих для учащихся главные понятия православной культуры. Во второй главе – «Основные этапы развития Православия на Смоленщине» – рассказывается о Православной Церкви в X–XV веках, о Смоленской епархии в XVI – начале XX веков и о Православной Церкви на Смоленщине в XX – начале XXI веков. Третья глава учебника – «Святые и подвижники Смоленской земли» – состоит из таких параграфов: «Святость как основа православной культуры», «Первые смоленские святые (XI–XIII веков)», «Святой преподобный Герасим Болдинский», «Пустынножители рославльских лесов», «Святой равноапостольный Николай Японский», «Новомученики и исповедники Смоленской земли», «Подвижники Смоленской земли». Четвёртая глава рассказывает о святынях Смоленской земли. В ней рассказывается про Смоленский собор Успения Пресвятой Богородицы, икону Смоленской Божией Матери «Одигитрия», монастыри Смоленщины, храм Святых апостолов Петра и Павла, храм Святого апостола Иоанна Богослова, храм Михаила Архангела, храм Святого Иоанна Предтечи, а также про храмовое строительство в Смоленске в XVIII веке и о храмах в православной смоленской топонимике. Пятая глава учебника посвящена православной культуре современной Смоленщины. В ней такие параграфы: «Смоленщина – вторая родина Святейшего Патриарха Кирилла», «Смоленская православная духовная семинария», «Центр подготовки церковных специалистов: история и современность».
Найдут школьники в новом учебнике и информацию о языке православной культуры, разъясняющую им значение таких слов, как Вера, Православие, Бог, молитва, Благодать, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, Чины святости, Жития святых, Богородичные праздники, Ангельские чины, чины священства, миссионер, катехизатор, пустыни, пустынножительство, скит, келья, подвижник, схимонахи, старцы, грех и покаяние, Архангел Михаил, Пророк, Предтеча, Патриарх, Предстоятель, Святейший Патриарх.
Профессор Т.М. Зыбина отметила для учителей, участвовавших в презентации нового учебного пособия, что глава о православной культуре современной Смоленщины оказалась небольшой в силу вполне понятных ограничений по объёму учебника в целом. За бортом осталось много замечательных фактов, и вместе с тем это даёт педагогам большое поле для поиска и творческой инициативы. Она также выразила глубочайшую благодарность и низкий поклон коллегам из Православной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов за квалифицированные консультации при подготовке и написании учебника.
Учит не учебник, а учитель
«Сложность написания учебника не только в создании концепции, но ещё и в отборе материала, того, что называется дидактическим материалом, – рассказала Тамара Михайловна. – Например, параграф, посвящённый такой замечательной личности, как святой равноапостольный Николай Японский. Во-первых, имеется очень много монографий, с ними нужно было не просто познакомиться, но и тщательно изучить их. А затем нужно было сделать так, чтобы Николай Японский заговорил с нами, заговорил с восьмиклассниками, обратился к ним со страниц учебника. В 2004 году вышли пятитомные «Дневники Николая Японского». Пять томов, шесть тысяч страниц! Их нужно было не просто изучить, но и прочитать с определённой точки зрения, чтобы выбрать для восьмиклассников самое главное, чтобы им было понятно, интересно и так далее. Или игумен Никон Воробьёв, его духовные письма. Эти духовные письма обращены к людям, которые имеют большой опыт духовной жизни, они весьма сложны для восприятия подростками. Адаптировать их, не потеряв сути, сделать понятными и интересными для современных школьников – это, конечно, и очень трудно, и очень ответственно. Надеемся, что нам, коллективу авторов нового учебного пособия, это удалось. Но всегда важно помнить, что учит не учебник, учит учитель».
В рамках нацпроекта «Образование»
Проректор областного института развития образования Ирина Алексеевна ДИДУК рассказала собравшимся о технологических основах реализации учебного пособия «Православная культура Смоленской земли» и подчеркнула значимость нового учебника в рамках реализации национального проекта «Образование», одной из ключевых задач которого является воспитание всесторонне развитой и ответственной личности. Она также поблагодарила всех учителей Смоленщины, принявших участие в объявленном областным институтом развития образования при подготовке нового учебного пособия «Православная культура Смоленской земли» конкурсе «Пишем учебник вместе!».
«Новый учебник продолжает традиции образования, заложенные авторами предыдущего учебного пособия по этой теме, что позволит педагогу продолжать воспитание и образование средствами нашей культурно-исторической среды. А она очень богатая. Очень много материала, к сожалению, который остался за рамками учебника. Но каждый учитель сможет дополнить его историями из своего муниципального образования. Мы на это надеемся. Мы рассчитываем на помощь и педагогов, и священников из всех муниципальных образований области и из всех приходов Смоленской митрополии», – подчеркнула Ирина Алексеевна Дидук.
После презентации для педагогов была проведена консультация по реализации курса, затем состоялась экскурсия по храму Покрова Пресвятой Богородицы.
Учебно-методический комплекс будет апробирован в восьмых классах в четырнадцати школах Смоленской области, для чего Смоленская епархия передаст им в дар полный комплект учебных пособий. Во второй половине сентября для преподавателей учебного курса «Православная культура Смоленской земли» на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования» пройдут курсы переподготовки и консультации.
Церковь и школа – соработничество ради будущего
Состоявшаяся в Смоленской духовной семинарии презентация учебно-методического комплекта «Православная культура Смоленской земли», безусловно, событие очень значимое, свидетельствующее о том, что на Смоленщине продолжают и развивают традиции, заложенные Патриархом Московским и всея Руси Кириллом ещё в то время, когда он возглавлял Смоленскую кафедру. Святейший неоднократно подчёркивал, что «Церковь не стремится заменить собой школу, но она может помочь человеку полюбить знание и стать мыслящей личностью... Церковь и школа призваны сотрудничать в деле духовного воспитания новых поколений. Возгревание в юных сердцах устремлённости к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, к его истории и культуре – должно стать задачей школы не в меньшей мере, чем преподавание практически полезных знаний. Настоящая школа всегда была и всегда должна быть посредником, который передаёт новым членам общества нравственные ценности, накопленные в прежние века».
И ещё один немаловажный момент подчёркивал и подчёркивает патриарх Кирилл, обращаясь к оппонентам соработничества школы и Церкви в деле нравственного и патриотического воспитания молодого поколения: «Русская Православная Церковь – не носители атеистических убеждений, а Церковь – первой поставила вопрос о необходимости преподавания в школе в том числе и основ светской этики для того, чтобы людям нерелигиозным дать возможность овладеть нравственной мотивацией поступков как в личной, так и в общественной жизни».
Материал подготовлен при грантовой поддержке фонда «Православная инициатива».
Фото: Екатерина ДМИТРАКОВА
Игорь Красновский