Храм или «Мурлычка»?
Сейчас только ленивый не сетует на разобщённость городских жителей, их неспособность быть добрыми соседями, помогать друг другу в сложной ситуации. Удивляться не приходится: бетонные коробки жилых муравейников-многоэтажек да торговые центры, число которых стремительно растёт, никогда не делали людей ближе. А вот храмы – делают.
Убедительное свидетельство тому – небольшая церковь князя Александра Невского и действующий при ней приход строящегося по соседству храма святого апостола Андрея Первозванного в отдалённом смоленском микрорайоне Киселёвка, куда мы и отправились с очередной выездной редакцией.
Ни клуба, ни храма
Официально Киселёвка по-прежнему числится микрорайоном, хотя в действительности приставка «микро-» давно уже неактуальна: район из бывшей деревушки на окраине города и примыкающей к ней промышленной зоны вырос и стал своеобразным городом в городе. Сегодня его границы простираются фактически до кольцевой автодороги, а число жителей перевалило за тридцать тысяч.
Но при всём том у Киселёвки были и остаются типичные для спального района проблемы. Самая больная из них – отсутствие инфраструктуры, способной объединить людей, живущих в десятках огромных многоэтажек, многие из которых – бывшие общежития ныне почивших промышленных предприятий. До последнего времени не было здесь, что называется, ни клуба, ни храма.
А вот питейных заведений на округу со всеми их «прелестями» было более чем достаточно. Одно из них под забавным названием «Мурлычка» досаждало жителям улицы Петра Алексеева не один год: пьяная гульба, драки, разбой стали в её округе обыденным сопровождением каждого дня. Дошло и до смертельного исхода…
Парадоксально, но факт
Местные активисты пытались бороться с этим безобразием, но безрезультатно. Проблема стала решаться только с той поры, когда группа граждан, объединившись, обратилась в Смоленскую епархию с просьбой о создании в Киселёвке прихода Русской Православной Церкви. И, соответственно, с просьбой о строительстве храма, ибо на весь огромный район негде было ни помолиться, ни покреститься, ни исповедаться, ни достойно проводить в последний путь. Верующим гражданам самых разных возрастов, а их здесь живёт немало, приходилось за несколько километров ездить в храм Новомучеников Российских, что на улице Соколовского, чтобы побывать в церкви и утешить душу.
В епархии гражданам пошли навстречу. Приход был создан и юридически оформлен. Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор благословил строительство храма и освятил закладной камень.
Но, как говорится, скоро сказка сказывается. Проблема вышеупомянутой «Мурлычки» долго ещё была головной болью и для жителей округи, и для православного люда. Плевать хотели те, кто вытрясал последние копейки из карманов местных алкашей, и на то, что бок о бок с их кабаком с определённого момента оказалась не только церковь, но и единственная на весь район детская площадка. «Мурлычка» и её обитатели продолжали бузотёрить. В результате получилось как в русской поговорке: не было счастья, да несчастье помогло. Под новый, 2019 год случилось в «Мурлычке» отравление суррогатным алкоголем со смертельным исходом. Только после этого питейный шалман закрыли окончательно и бесповоротно.
К чему я это? Да к тому, что парадоксально, но факт: закрыть по закону полукриминальное питейное заведение, отравлявшее жизнь всему району, – проблема у нас, оказывается, куда более сложная, чем построить храм и сделать немало других добрых дел. Неразрешимая, можно сказать, проблема! И людям, к сожалению, на своём печальном опыте пришлось в этом убедиться…
Решено – сделано!
А теперь о добром и светлом. Отец Андрей МЕЛЬНИЧУК, назначенный настоятелем строящегося храма, посоветовавшись с прихожанами и пообщавшись с населением микрорайона, сразу же решил параллельно со строительством сооружать и детскую площадку рядом. Ибо отсутствие таковой не то что на прилегающих улицах, а и во всём районе оказалось, по убеждению батюшки, проблемой столь же вопиющей, как и отсутствие храма на огромной городской территории, где проживают, напомню, не менее 30 тысяч человек. Решено – сделано!
– У меня есть друг детства, Господь ему помог стать на ноги. Он и поддержал нас с детской площадкой, – рассказывает отец Андрей. – Этот человек (не буду называть его имени, так как он просил об этом) заказал оборудование и специальное мягкое покрытие, а я уже привлёк людей, чтобы разровнять землю, подсыпать песок, сделать бордюры, подготовить площадку и поставить забор. Скоро подведём воду, и будет стационарный туалет рядом. Детишек с мамочками у нас теперь здесь много, площадка не пустует. Вокруг – бывшие заводские общежития, там сейчас живут семьи небольшого достатка. Много ребят из неполных семей. Мы им помогаем, чем можем. Надеюсь, что когда построим большой храм, то также вокруг оборудуем всё красиво: и цветочки высадим, и лавочки поставим, и освещение сделаем. И, конечно, воскресную школу для мальчишек и девчонок организуем.
Сколько стоит эта детская площадка? Немало. Понятно, что в городской казне денег на неё не было. Но благодаря отзывчивости состоятельного человека и организующей роли церковного прихода удалось решить одну из самых важных проблем большого спального района города – проблему детского досуга. И кто после такого скажет, что храм и современный город, спальный микрорайон его – антагонисты? Совсем даже наоборот!
Во время выездной редакции мы сами смогли убедиться, что никакого антагонизма между церковной общиной и населением микрорайона нет. Детишки как со своим давним добрым знакомым общались с отцом Андреем, мамочки на лавочках обсуждали насущные домашние дела, подростки весело качались на качелях, а прохожие шли мимо по своим будничным делам.
О прохожих я упомянул не просто ради красного словца. Небольшая, казалось бы, но принципиально важная для взаимоотношений населения и прихода деталь, о которой мне поведал отец Андрей:
– Через территорию храма идёт проход от домов и общежитий к улице. Мы сознательно не стали его загораживать. Раз людям так удобно, они годами проложили этот путь, то пусть ходят! Наоборот, мы подсыпали эту дорогу гравием. Пока так, а потом брусчатка здесь будет. Да и храм у нас ежедневно открыт для всех с 8 утра до 8 вечера. Люди могут заходить свободно, мы никому не препятствуем.
Вот вам и ещё один пример добрососедства храма и горожан. И таких примеров здесь немало. Кому-то, возможно, они покажутся само собою разумеющимися мелочами. Но ведь на таких, казалось бы, мелочах и должны строиться взаимоотношения людей, соседей, властей и общества, общества и Церкви. Они – фундамент! А всё остальное – приложится.
Кстати, опыт с сооружением детской площадки в отдалённом районе города у отца Андрея – не единственный. Он служит ещё и в храме в Колодне. Очень непростой пригородный район! Так и там с помощью добрых и бескорыстных людей он обустроил площадку для отдыха детишек и их мамочек, которая вообще была первой на весь район за многие и многие годы…
Объединились сердцами!
Слово «приход», имеющее греческое происхождение, корнями уходит в понятия близости к дому. Отсюда и повелось называть приходом территорию, сосредоточенную вокруг того или иного храма, как и население, проживающее на ней и приходящее в храм на молитву, службу, проповедь, – прихожанами. Приход объединяет в себе духовенство и мирских людей, которые посещают один храм. Но есть и ещё одно понятие в Церкви – община. То есть общность людей, объединившихся в приход, основанная на единых ценностях, взглядах на мир, помощи друг другу и в горе, и в радости. Это люди, которые, приходя в храм, чувствуют себя здесь как в семье. В том, что приход святого апостола Андрея Первозванного на Киселёвке – это именно община, мы смогли убедиться, общаясь с прихожанами.
Анфиса Ивановна АСАДЧАЯ:
– У нас в микрорайоне храма не было, мы, верующие, вынуждены были ездить на улицу Соколовского в храм Новомучеников. Когда человек верующий, то обязательно хочется по воскресеньям, в великие праздники быть в храме. Да, у нас сейчас он пока небольшой, но какой красавец! И знаете, сколько народу вмещает! По 150–200 человек бывают на службе, никогда не пустует. Бывает, что всем внутри не хватает места, тогда открывают двери и люди стоят на улице. У нас и батюшки замечательные! Голосища такие сильные: всё слышишь, всё понимаешь, всё к уху притягивается… Когда здесь стояла впритык питейная «Мурлычка», ох, сколько ж мы намучились! Но, слава Богу, по весне её наконец-таки снесли. Душой рады, что храм строится, район вокруг него преображается! И нам теперь не надо за четыре остановки ездить. Это и время, и деньги на проезд, что для пенсионеров тоже немаловажно, теперь всё под боком. И вы не думайте, что только старые в храм у нас на районе ходят, у нас и молодёжи много! Посмотрите: сегодня Вознесение – церковный праздник, но светский будний рабочий день. Однако народу-то в храме много, не протолкнуться. И это греет душу!..
Людмила Степановна ЛИСЮКОВА:
– Когда моему сыну исполнилось пять лет, самые первые уроки в воскресной школе он получал при Свято-Успенском кафедральном соборе. Прошли годы, ребёнок вырос, а я чувствую, что мне нужны эти уроки доброты, уроки любви. Я здесь обрела, можно сказать, семью. Что бы ни случилось – горе, радость, здесь у нас такая замечательная община, люди так искренне отзываются на всё! Я уже не говорю о батюшках. Я их знала ещё совсем юными детьми. Отец Александр Мельничук вёл занятия в воскресной школе при Свято-Успенском соборе, которую посещал мой сын, а теперь его сыновья Андрей и Сергей здесь у нас батюшки. Это удивительная атмосфера, особая благодать здесь присутствует! Для такого огромного района это было очень мудрое решение – построить храм. Когда митрополит Исидор освящал закладку камня под основание храма, очень много народу пришло. Владыка каждому по яичку вручил в подарок, а отец Андрей – образочки апостола Андрея Первозванного. И вы бы видели: на глазах у людей выступили слёзы, поскольку это был настоящий, истинный праздник! И деток здесь у нас тоже много. Мы иногда ворчим, что детки подчас шумят, но прекрасно понимаем, что детки в храме – это такая радость, такое счастье! Да и мы от этой атмосферы любви, семьи, что создана батюшками здесь, сами становимся душой как дети! Замечательное, радостное ощущение оттого, что у нас здесь люди объединились сердцами и движет всем любовь. Слава Богу за всё! Я повторяю это много-много раз. И когда по каким-то причинам не могу быть на службе, я уже начинаю тосковать, начинаю грустить. Я спешу сюда, это такая потребность. И, конечно, особые слова надо сказать о нашем хоре. Хор – дивный, дивное пение! Не знаю, есть ли у них у всех соответствующее музыкальное образование, но главное, что они поют душой. Огромное сердце у каждого, кто поёт в этом хоре! И они отдают его нам. И через их пение в нас входит благодать. И – через службу, через воскресную школу для взрослых, через всё, что окружает нас здесь. Это – особая благодать!
Андрей ЗАЛЕССКИЙ:
– Я в этом районе живу больше тридцати лет. Помню, когда большинства этих домов ещё не было, а только трамвайная ветка и грязь непроходимая. Район разросся, но на протяжении тридцати лет верующим людям некуда было прийти помолиться, причаститься, пообщаться. Приходилось ездить в храм на Соколовского, что и далеко, и накладно. Я сам учусь на третьем курсе в семинарии, и был там, в храме Новомучеников, больше года на практике. Там всегда много народу, в том числе и из нашего района. А потому я считаю, что обязательно храм должен быть в шаговой доступности. А знаете, сколько бабушек приезжают теперь к нам из пригородных деревень! Уверен, да и все люди об этом говорят, что храм в микрорайоне совершенно изменил обстановку, создал людям гораздо больше удобств, чем неудобств. Атмосфера стала совсем иная, добрая.
Марианна Георгиевна ЗАЙЦЕВА:
– Я пою здесь в хоре. Когда я увидела, что строится маленький храм, очень обрадовалась. Я до этого пела в Успенском соборе, с детьми двух с половиной и пяти лет было очень трудно туда добираться, а детей мне особо не с кем оставить. И я очень рада, что появился храм в шаговой доступности. Очень нравится атмосфера в храме. Здесь все дружелюбные, отзывчивые, чувствуешь себя как в семье. Это замечательно! И детская площадка у нас здесь замечательная, спасибо всем, кто старался! Мне кажется, что во всём городе это самая современная, самая лучшая площадка. Знаю, что на неё приезжают даже из других районов! Моим детям очень нравится, они могут на ней часами пропадать. И, конечно, мы очень ждём, когда построится большой храм.
Любовь Александровна ЧИЧИКОВА:
– Когда узнала, что строится храм, то сначала от радости не могла поверить. Храм должен быть близко к дому! В любое время у человека должна быть возможность прийти помолиться, зажечь свечу о здоровье своих ближних, об упокоении своих усопших, поучаствовать в богослужении, причаститься, исповедоваться. Ну как без этого можно жить?! Стараниями отца Андрея и милостию Божией храм появился. Храм Божий имеет такое свойство: он облагораживает и освящает территорию, на которой находится, мы это чувствуем. Конечно, атмосфера в микрорайоне изменилась. И в наше время – занятое, непростое, суетное, тревожное – храм, что бы ни говорили, является островком покоя, тишины, мира, доброты. Так складывается в силу разных обстоятельств, что не все крещёные люди ходят в храм. Но когда храм рядом, когда видны его купола, человек, проходя мимо, рано или поздно обязательно зайдёт. И когда он зайдёт, он поймёт, что здесь его всё. Что здесь скажут о любви, о милосердии, о доброте. Сейчас мы вообще мало где об этом слышим. И не просто скажут, но и выслушают, помогут, утешат. Пользуясь случаем, хочу обратиться к жителям и нашего микрорайона, и города: храму надо помогать, храм надо поддерживать и материально, и посильными трудами. Это важно. Ведь народная мудрость говорит, что плоха та дорога, которая не ведёт к храму. Наконец наши, киселёвские, дороги ведут нас к храму. Спаси Господи!
Надежда Сергеевна СТЕПАНОВА:
– Хочу сказать о детях и о площадке. Первый год дети ходили мимо храма, присматривались, осторожно приоткрывали двери. А теперь они смело идут к нам, спрашивают, чем могут помочь. Это очень хорошо, что дети видят действующий храм, что душа ведёт их в храм. Для подрастающего поколения это очень многое значит. И мне радостно, что к Церкви приобщаются дети. И батюшки у нас очень добрые, отзывчивые, внимательные. У каждого из нас много проблем: и семейные, и здоровье. Приходим к ним со своими бедами, несчастьями и с радостями, конечно. Всегда выслушают, всегда дадут дельный совет, как выйти из той или иной сложной ситуации. Их советы очень помогают по жизни, за что мы искренне благодарны нашим батюшкам. Открою вам секрет: я за отцом Сергием ходила по многим храмам, где он служил. А теперь рада, что он здесь, рядом с нами. И храм рядом с нами…
Замечательные, идущие от сердца слова простых людей, не нуждающиеся в комментариях. Добавлю разве: этот душевный разговор шёл у нас под доносящуюся из распахнутых окон звонкую детскую разноголосицу, заглушающую шум строительства храма в честь апостола Андрея.
Семейная история, достойная примера
Есть и ещё одна принципиально важная тема, о которой нельзя не сказать, размышляя, что значимого принёс и приносит храм отдалённому району города. Вы, наверное, заметили, что и в разговоре с отцом Андреем, и в беседе с прихожанами не раз звучали темы детей и семьи. И это не просто дань традиции. Семейные основы общества, традиции связи поколений в храме на Киселёвке поддерживают и пропагандируют своим личным примером.
Слово настоятелю храма протоиерею Андрею Мельничуку:
– Я – священник в третьем поколении. Мой дедушка был старостой храма, он строил храмы в то время, когда они закрывались на Западной Украине. Многих он посылал на учёбу в семинарию. По его наставлению стали батюшками, рукоположились, священников двадцать. Мой отец поехал в Россию, в Архангельск, рукоположился там, потому что на Украине не рукополагали молодого перспективного человека. Ему сказали, что дорога к священству ему там закрыта. В конце концов, так вышло, что он в 1978 году оказался здесь, в Смоленске, в кафедральном соборе и служит в нём уже 41 год. Нас у него четверо детей: я, мой брат – отец Сергий и две сестры – Надя и Вера. Брат вместе со мной здесь служит. А две сестры – они матушки, то есть их мужья – тоже батюшки. У папы есть брат в Москве – он тоже священник. И у него тоже четверо деток. Из них двое уже батюшки. Есть ещё и двоюродные братья. У нас всего получается десять священников из нашего рода. Руководит хором в нашем храме матушка Екатерина, она супруга отца Сергия. А алтарники – его сын и мои три сына.
Согласитесь, уникальная семейная история, о которой можно написать книгу верности служению Церкви. И, безусловно, достойная уважения не только в церковной среде!
И Киев, и Смоленск – родные!
Говорили мы с отцом Андреем и на тему единства Православной веры. Она для него исключительно важная, потому что – личная:
– Считаю себя русским человеком, но мои корни уходят на Украину, – рассказал отец Андрей. – Я хоть и родился в Смоленске, но учился в Киевской духовной академии. Киев для меня тоже родной город. Очень красивый город, там много замечательных храмов. Для меня очень скорбно, что я не могу сейчас туда поехать. Тогда и сейчас, общаясь с людьми с Украины, я понимаю, что мы – одно целое. Я не могу разделить Украину, Россию, Беларусь. Мы все вышли из одной купели. И потому я уверен, что, несмотря на политические катаклизмы, вера – это то, что никогда и никому не даст разделить наши народы. А мы будем молиться за единство народов-братьев. Время пройдёт, страсти утихнут, и люди поймут, что их просто обманывали, искали агрессора там, где его нет. Мы – друзья и всегда ими будем. Были и будем братьями и сёстрами. А вера – то начало, которое объединит опять наши народы. Надо всем нам молиться о нашем единстве, что мы и делаем уже на протяжении нескольких лет. С той поры как началась война в Донбассе, в каждом храме происходит молитва об Украине, о единстве веры. Единство веры – это для наших народов самое главное.
***
Вот такая полезная, содержательная выездная редакция в приход храма святого апостола Андрея Первозванного, что на Киселёвке, получилась у нас в день праздника Вознесения Христова. Уезжали мы оттуда со спокойной душой, поскольку смогли убедиться: в наше рыночно-меркантильное время, несмотря ни на что, хлеб духовный для людей по-прежнему не менее важен, чем хлеб материальный. И ради него люди самых разных возрастов, профессий, жизненного достатка, убеждений готовы объединиться сердцами, творить добро и словом, и делом.
Материал подготовлен при грантовой поддержке фонда «Православная инициатива».
Фото: Виктор МИНЧЕНКО
Игорь Красновский