Летчик Владимир Павлов – Герой Советского Союза из Кардымовского района
Smolgazeta.ru продолжает публиковать материалы проекта «Сердце Победы», рассказывающего о вкладе смолян в Победу нашей страны в Великой Отечественной войне. Рубрика «Биографии героев» посвящена уроженцам нашей области, удостоенных звания Героя Советского Союза – высшей степени отличия, которую присваивали за «личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига».
Сегодняшний рассказ об уроженце Кардымовского района летчике Владимире Павлове, командиру экипажа тяжелого транспортного самолета, совершившего более 300 вылетов в тыл противника, снабжавшего боеприпасами и продовольствием партизан Югославии.
***
Владимир Федорович Павлов родился в деревне Попово Тюшинского сельсовета Кардымовского района в 1918 году. Окончил тюшинскую семилетнюю школу и три курса Смоленского финансово-экономического техникума. В 1938 году по комсомольскому набору направлен в школу летчиков Гражданского воздушного флота. Окончил ее в 1940 году и был оставлен инструктором учебной эскадрильи. С января 1942 года назначен командиром корабля в транспортную авиацию Западного фронта.
Командир экипажа тяжелой транспортной машины гвардии лейтенант Владимир Павлов совершил свыше 300 вылетов через линию фронта к партизанам Смоленщины, Белоруссии, Украины, Крыма. Он сбрасывал десанты, доставлял оружие и боеприпасы, вывозил раненых. Летать приходилось в любую погоду, днем и ночью, под зенитным огнем, отбивая атаки вражеских истребителей. Отважных летчиков транспортной авиации никогда не забудут наши славные партизаны.
В мае 1944 года экипаж Владимира Павлова, перелетев через Иран, Сирию и Египет, прибыл на англо-американский военный аэродром Бари в Италии. Его назначили в авиагруппу особого назначения, снабжавшую партизан Балканского полуострова.
В исключительно сложной обстановке высокогорной местности, без прикрытия истребителей до октября 1944 года Павлов совершил 37 вылетов в тыл противника и 24 раза производил посадки на горных партизанских аэродромах. Каждая такая посадка была сопряжена с огромным риском. Ведь аэродромы небольшие, расположены среди высоких гор, и разыскать их было нелегко. Однако экипаж Владимира Павлова успешно выполнял все задания командования.
2 сентября 1944 года один из самолетов авиагруппы при посадке в горах получил повреждение. В этом районе гитлеровцы вели наступление, и возникла угроза, что машина, экипаж и раненые партизаны могут погибнуть. Вражеские истребители обнаружили партизанский аэродром и непрерывно патрулировали над ним. На выручку товарищам вылетел Владимир Павлов. Погода была нелетной. По всему маршруту над морем и в горах бушевали грозы, сплошная облачность опускалась до 600 метров, а высота окружающих гор превышала 800 метров. Каждую секунду машина могла врезаться в землю, но Павлов сумел довести самолет до цели, совершил посадку, доставил к поврежденной машине запасные части и ремонтно-техническую бригаду. В эту же ночь он совершил еще один вылет – доставил партизанам оружие и вывез раненых. На следующий день поврежденный самолет был исправлен и благополучно вернулся на свою базу.
18 сентября 1944 года Павлов вместе со своим земляком, уроженцем Холм-Жирковского района, лейтенантом Михайловым получил особо важную задачу: перебросить на своих самолетах группу руководящих офицеров Народно-освободительной армии Югославии с острова Вис на Адриатическом море к партизанским соединениям, сражавшимся в тылу противника. Выполняя этот полет, советские самолеты пересекли всю территорию Югославии, занятую врагом, и благополучно вернулись на свой аэродром.
В ночь с 4 на 5 октября 1944 года гвардии лейтенанту Павлову было поручено выполнение сквозного рейса с аэродрома Бари к командованию советских войск в Румынии. Владимир Федорович ночью совершил посадку на крохотном горном аэродроме в тылу фашистов, захватил группу советских и югославских офицеров и переправил их через линию фронта. Заправив машину горючим, он снова вернулся к партизанам, взял раненых и доставил их в Бари.
Всего в эту ночь Павлов пролетел более 2500 километров над вражеской территорией и совершил две посадки на горном партизанском аэродроме.
177 часов провел он в воздухе над захваченными фашистами Балканами, доставил частям Народно-освободительной армии Югославии и партизанам более 60 тонн боеприпасов, продовольствия и вооружения, вывез из тыла противника 224 раненых и высадил в отряды 213 солдат и офицеров.
За героизм, упорство и высокое летное мастерство при выполнении особо важных заданий командования по обеспечению боевых действий Народно-освободительной армии Югославии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Павлов Владимир Федорович удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего за годы Великой Отечественной войны он совершил 350 боевых вылетов, и 80 из них с посадками во вражеском тылу.
Владимир Федорович Павлов – кавалер четырех советских орденов и десяти медалей. Кроме ордена Ленина он удостоен двух орденов Красного Знамени и ордена Трудового Красного Знамени, а также награжден орденами Социалистической Федеративной Республики Югославии и Германской Демократической Республики.
До 1977 года в течение десяти лет Владимир Федорович работал в Центральном управлении международных воздушных сообщений гражданской авиации. Являясь командиром межконтинентального воздушного лайнера Ил-62, он летал в страны Америки и Африки, в Японию и другие страны. Прослужив в авиации 36 лет и налетав 22 тысячи часов, он по состоянию здоровья оставил летную работу.
По материалам книги «Смоляне – Герои Советского Союза». М.: Моск. рабочий, 1982.