О розыскной деятельности и правовой статистике
Заместитель прокурора области Сергей Анатольевич Спиридонов в соответствии с приказом прокурора области о распределении обязанностей между руководителями прокуратуры Смоленской области курирует вопросы контроля за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью.
Результаты процессуальных проверок
– Сергей Анатольевич, расскажите, как прокуратура области работает над восстановлением нарушенных прав граждан...
– Эта работа большая, каждодневная и многогранная. Примеров восстановления нарушенных прав граждан можно привести много. Вот, например, случай, когда ко мне на личный приём как к заместителю прокурора области обратился гражданин, который сообщил о стрельбе из оружия по принадлежащей ему автомашине. Также он указал на несогласие с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенным отделом полиции по данному факту.
В ходе проверки было установлено, что в МО МВД России «Сафоновский» действительно зарегистрировано заявление этого гражданина о привлечении к ответственности неизвестного лица, которое, двигаясь на автомобиле в направлении автодороги М-1 «Беларусь» недалеко от одной из деревень Сафоновского района, произвело выстрел из травматического оружия в сторону его автомашины, разбив этим выстрелом стекло задней левой двери. Пуля легла рядом с несовершеннолетним пассажиром.
По данному факту отделом полиции была организована процессуальная проверка, по результатам которой неоднократно принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
По итогам проведённого при заместителе прокурора области оперативного совещания и с учётом имевшихся в материале проверки достаточных оснований для возбуждения уголовного дела по п. «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ (хулиганство с применением насилия к гражданам) сафоновскому межрайонному прокурору было предложено незамедлительно решить вопрос об уголовном преследовании стрелявшего гражданина.
Предыдущие незаконные решения по этому делу были отменены надзирающим прокурором, дознавателем отдела полиции в отношении стрелявшего возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ (хулиганство с применением насилия к гражданам).
Привлечённый к уголовной ответственности гражданин дал признательные показания относительно произведённого выстрела из принадлежащего ему травматического пистолета по автомашине потерпевшего.
В ходе дознания было собрано достаточно доказательств, подтверждающих вину обвиняемого в совершении указанного преступления.
Заместителем сафоновского межрайонного прокурора утверждено обвинительное заключение по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ, то есть в грубом нарушении общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу, с применением оружия. Уголовное дело направлено в Сафоновский районный суд для рассмотрения по существу, где в настоящее время рассматривается.
Имелся также случай, когда в ходе осуществления мониторинга публикаций в средствах массовой информации внимание прокуратуры привлекло сообщение о гибели женщины в результате дорожно-транспортного происшествия в декабре 2019 года на автодороге Р-120 Орёл – Брянск – Смоленск – граница с Республикой Беларусь. Женщина переходила проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, когда на неё совершили наезд. В результате полученных травм женщина скончалась в больнице. Учитывая возникший резонанс в обществе, ситуация взята мною под личный контроль.
– Водитель был привлечён к ответственности?
– К сожалению, нет. Следователем по материалу проверки неоднократно принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела по причине того, что не представилось возможным установить наличие или отсутствие технической возможности у водителя избежать наезда. Такие выводы следователь сделал на основании заключения специалиста. Следует отметить, что только принципиальная позиция прокуратуры помогла поставить точку в этом вопросе. Результаты заключения, имеющиеся в материалах проверки, были поставлены прокуратурой под сомнение. Уголовное дело было возбуждено по ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека).
В ходе расследования этого уголовного дела прокуратура ориентировала следствие на необходимость установления очевидцев происшествия, определения момента возникновения опасности для движения автомашины под управлением обвиняемого. Был восстановлен автомобиль обвиняемого в первоначальное состояние. Проведена проверка показаний на месте путём реконструкции событий с учётом времени суток и погодных условий того рокового дня.
Полученные в ходе проведения следственных действий материалы и данные переданы эксперту для проведения судебной автотехнической экспертизы. Эксперт пришёл к выводу, что в сложившейся дорожной ситуации водитель располагал технической возможностью остановить свой автомобиль путём применения экстренного торможения и избежать наезда на пешехода.
В результате водителю автомашины было предъявлено обвинение. Мною утверждено обвинительное заключение по уголовному делу, которое направлено в Заднепровский районный суд города Смоленска для рассмотрения по существу, где в настоящее время рассматривается.
Этот случай позволил нам внести коррективы в осуществление надзора за процессуальными проверками по факту совершения дорожно-транспортных происшествий, в которых есть погибшие.
Законность в сфере ОПК
– Ещё одна интересная сторона вашей работы – надзор за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса. Расскажите об этом подробнее...
– Соблюдение законов в сфере оборонно-промышленного комплекса представляет особую значимость, поскольку от этого зависит обеспечение обороны и безопасности страны в целом.
Органами прокуратуры налажен надзор за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса. Он осуществляется в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, налоговым органом области, Управлением Федерального казначейства по Смоленской области, военной прокуратурой Смоленского гарнизона, а также во взаимодействии с расположенными на территории области предприятиями оборонно-промышленного комплекса и прокуратурами иных субъектов Российской Федерации.
Приоритетными направлениями деятельности прокуратуры области при осуществлении этого надзора являются: выявление хищений выделенных на исполнение государственного оборонного заказа средств, нарушений при ценообразовании на продукцию военного и двойного назначения; защита прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, полученные при исполнении государственного оборонного заказа; выявление фактов поставки контрафактных деталей и материалов; соблюдение законодательства при реализации на территории области мероприятий государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» и иные направления.
О реабилитации жертв репрессий
– В ваших должностных обязанностях есть и контроль за соблюдением на территории области закона о реабилитации жертв политических репрессий. Насколько эта тема сегодня злободневна?
– Эта тема по-прежнему остаётся очень болезненной для родственников репрессированных и других неравнодушных граждан. И, думаю, она ещё очень нескоро уйдёт, что называется, на второй план.
Судите сами. Прокуратурой по фактам обращений граждан в порядке исполнения закона «О реабилитации жертв политических репрессий» за истекшие месяцы текущего года было проверено 12 архивных дел, мною утверждены заключения и выданы справки о реабилитации лиц, подвергшихся политическим репрессиям, имевшим место в период 30–40-х и начала 50-х годов.
Увы, стоит отметить, что не все обращения о реабилитации находят своё подтверждение. Так, по результатам изучения архивного следственного дела признано обоснованным осуждение лица по ст. 58-1 «а» УК РСФСР (измена Родине) в отношении лица, служившего в органах полиции фашистской Германии в период временной оккупации Смоленской области в годы Великой Отечественной войны, в связи с чем в реабилитации на основании положений Закона Российской Федерации № 1761-1 от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий» было отказано. По результатам рассмотрения заключения об отказе в реабилитации, утверждённого мною, судебной коллегией по уголовным делам второго кассационного суда общей юрисдикции осуждение этого лица было признано обоснованным.
Исключить фальсификации
– Вы курируете и вопросы, связанные с правовой статистикой. Что это значит?
– Со стороны, возможно, эта тема кому-то и покажется рутинной, но на самом деле значение уголовно-правовой статистики при планировании деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью сложно переоценить. Поэтому в 2011 году на государственном уровне было принято решение о передаче функции по организации работы в данной сфере Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
С 2013 года в Российской Федерации проводится опытная эксплуатация государственной автоматизированной системы правовой статистики.
– В чём её суть?
– Эта система призвана перевести процесс сбора и обработки статистических сведений на новый технологический уровень, отвечающий современным реалиям. Функция координирующего органа по внедрению системы возложена на прокуратуру.
С целью развития и совершенствования механизмов статистического учёта даже были внесены изменения в федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
Смоленская область в числе первых субъектов Федерации участвует в опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики. С 2013 года прокуратуре области в тесном взаимодействии с правоохранительными органами удалось добиться положительных результатов, накоплен большой практический опыт. Положительная практика прокуратуры области была отмечена Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Внедрение безбумажного документооборота и передачи информации по защищённым каналам связи позволило значительно сократить время обработки статистических данных. Подписание учётных документов электронно-цифровыми подписями полностью исключило возможность их фальсификации.
В настоящее время сведения государственной автоматизированной системы правовой статистики широко применяются прокурорами всех уровней в их практической деятельности.
– И какие нарушения выявляются?
– С применением возможностей системы выявляются нарушения единого учёта преступлений и уголовно-процессуального законодательства. Это такие нарушения, как принятие незаконных процессуальных решений и невыполнение требований уголовно-процессуального законодательства, искажение официальной статистической информации о преступности. Выявляются, к сожалению, и факты укрытия правоохранительными органами преступлений от учёта, случаи занижения квалификации преступного деяния.
Например, с использованием возможностей этой системы в текущем году прокуратурой выявлен факт занижения квалификации преступления. В частности, уголовное дело было возбуждено одним из отделов полиции по факту хищения путём обмана и злоупотребления доверием потерпевшего денежных средств в сумме 500 000 рублей.
Несмотря на то что сумма по уголовному закону является крупным размером, действия неустановленных лиц необоснованно были квалифицированы следственным органом по менее тяжкому составу преступления – по ч. 2 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершённое с причинением значительного ущерба) вместо ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершённое с причинением крупного ущерба).
Инструмент усиления законности
– То есть внедрение информационных технологий в деятельность органов прокуратуры стало одним из инструментов для усиления состояния надзора на досудебной стадии уголовного судопроизводства?
– Безусловно. Не вызывает сомнения, что после завершения опытной эксплуатации система будет функционировать на территории всей Российской Федерации.
Несмотря на все принимаемые меры к внедрению передовых технологий, ключевым фактором успеха реализации цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры являются работники прокуратуры. Именно они должны не только принимать непосредственное участие в постановках задач по созданию цифровых инструментов, в определении приоритетов, но и принимать непосредственное и активное участие во внедрении таких инструментов, а также в формировании и изменении служебных процессов прокуратуры.