Исходя из принципов революционной законности
Становление советской прокуратуры и развитие Смоленской прокуратуры в 1922–1941 годы.
Формирование новой системы «пролетарского правосудия» началось сразу после октябрьских событий 1917 года, но гражданская война и развал «царской системы» управления растянули процесс воссоздания института прокуратуры на целых пять лет. Как писал бывший Генеральный прокурор СССР А.Я. Сухарев: «Большевистская власть целых пять лет после Октябрьской революции тщетно пыталась обойтись без прокуратуры, полагаясь на различные структуры «революционного» народного обвинения, и всё же была вынуждена обратиться к петровскому детищу, модернизировав его в интересах "диктатуры пролетариата"».
Прокурор или «укрепревзак»?
Первоначально предполагалось, что следить за исполнением законов будут местные отделы юстиции, однако спустя некоторое время оказалось, что эта задача им не под силу. В начале 1922 года Д.И. Курский по поручению В.И. Ленина приступил к подготовке проекта декрета о прокуратуре.
В феврале 1922 года В.И. Ленин написал Д.И. Курскому конфиденциальное письмо, в котором подчёркивалась особая роль Наркомюста в условиях проведения новой экономической политики. Глава советского государства, называя работу Наркомюста неудовлетворительной, предлагал наркому юстиции усилить репрессии против «политических врагов Соввласти и агентов буржуазии» и расширить государственное вмешательство в частноправовые отношения.
Весной 1922 года на страницах первого советского юридического журнала «Еженедельник советской юстиции» велась полемика по поводу будущего статуса и структуры прокуратуры. О характере этих дискуссий свидетельствует тот факт, что первоначально отсутствовало единство даже в том, как следует называть новых блюстителей закона. Так, некоторые авторы предлагали вместо буржуазного термина «прокурор» использовать новый, революционный – «укрепревзак» (исходя из того, что основной функцией создаваемого органа будет укрепление революционной законности). Предстоящая организация органа надзора за соблюдением законов обсуждалась и на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, проходившем в январе 1922 года в Москве.
В своём докладе на данном съезде выдающийся юрист смолянин Н.В. Крыленко чётко обозначил представления о будущей организации советской прокуратуры: «Исходя из принципов революционной законности, прокурору надо предоставить право предупреждения правонарушений. Поэтому он должен быть вполне независим от тех органов, которые могут помешать ему осуществить возложенные на него функции... Губернский прокурор подчиняется прокурору республики. Последний совмещается в лице наркома юстиции. С организацией прокуратуры для отделов юстиции не остаётся никаких функций».
Идеи Н.В. Крыленко, которые во многом повторяли соответствующие положения судебной реформы 1864 года, воплотились в новом проекте декрета о прокуратуре, разработанном Наркоматом юстиции под руководством Д.И. Курского. В.И. Ленин в своём письме «О «двойном» подчинении и законности» поддержал этот проект. Положение о прокурорском надзоре утвердили 26 мая 1922 года на III сессии ВЦИК, а спустя два дня постановление сессии подписал председатель ВЦИК М.И. Калинин, и оно получило силу закона. Таким образом, 28 мая 1922 года считается днём создания Государственной прокуратуры РСФСР.
Первым прокурором РСФСР был назначен народный комиссар юстиции Д. Курский, а заместителем наркома и старшим помощником прокурора – Н. Крыленко.
Прокурор республики
В сентябре 1928 года Н.В. Крыленко, оставаясь заместителем наркома юстиции, был назначен прокурором республики, а 5 мая 1931 года он Постановлением Президиума ВЦИК был назначен народным комиссаром юстиции РСФСР. Его заместителем и прокурором республики стал Андрей Януарьевич Вышинский. В это время Николай Васильевич перестал выступать в громких уголовных и политических процессах, предоставив это делать своему заместителю.
В начале 30-х годов Николай Васильевич Крыленко находился на вершине своей славы. В 1933 году он был награждён орденами Ленина и Красного Знамени. Год спустя Н.В. Крыленко торжественно встречали на II областном совещании работников юстиции Западной области, проходившем в Смоленске в декабре 1934 года. В 1936 году Н.В. Крыленко занял пост народного комиссара юстиции СССР. С этого времени над головой наркома юстиции стали сгущаться тучи. Главную роль в гонениях на него сыграл его бывший подчинённый, а с марта 1935 года прокурор Союза ССР А.Я. Вышинский.
15 декабря 1937 года органы НКВД составили справку на арест Н.В. Крыленко, в которой он назывался «одним из руководителей троцкистской группы, занимающейся вредительской деятельностью и считавшей необходимым захват власти правыми...». 31 января на этой справке появилась резолюция наркома внутренних дел Н.И. Ежова: «Арестовать».
Судебное заседание Военной коллегии Верховного Суда СССР по делу Н.В. Крыленко, открывшееся 29 июля 1938 года, длилось 20 минут. Приговор суда – высшая мера наказания с конфискацией имущества – был приведён в исполнение в тот же день.
Спустя 17 лет, весной 1955 года, дело в отношении Н.В. Крыленко было проверено Главной военной прокуратурой. Заседание Военной коллегии Верховного Суда СССР от 10 августа 1955 года отменило приговор и прекратило дело «за отсутствием состава преступления». А ещё через 30 лет, 27 мая 1985 года, в Мраморном зале Прокуратуры СССР торжественно отмечалось 100-летие со дня рождения выдающегося юриста, прокурора республики, народного комиссара юстиции РСФСР и СССР Николая Васильевича Крыленко. 25 сентября того же года в Смоленске был открыт памятник Н.В. Крыленко.
Прокуратура Западной/Смоленской области
Первым советским прокурором в Смоленской губернии стал Э. Козловский, ранее возглавлявший губернский отдел юстиции.
В Смоленской губернии прокуратура начала свою работу 1 августа 1922 года. В этот месяц были назначены лишь два помощника прокурора – В. Новиков и Г. Михайлович. Первоначальный штат Смоленской губернской прокуратуры составил всего три человека. По словам В. Новикова, «не могли сразу охватить всю работу и справиться со всеми лежащими задачами на прокуратуре…». Следующий смоленский губернский прокурор Иван Кунов также называл нехватку квалифицированных кадров «основным тормозом в работе прокуратуры».
В 1926–1927 годах штат Смоленской прокуратуры составлял 43 человека в управлении губернской прокуратуры и 77 человек в городских и уездных прокуратурах. В 1927–1928 годах обязанности смоленского губернского прокурора выполнял П. Соловьёв, далее – М. Калмыков.
В связи с образованием 1 октября 1929 года Западной области с центром в Смоленске губернская прокуратура была реорганизована и стала называться так: Западная областная прокуратура.
Западная область была поделена на 110 прокурорских участков со штатной численностью прокурорских работников 244 единицы (132 участковых прокуроров и их помощников и 112 следователей). Прокурором Западной области в 1929 году стал Михаил Павлович Куликов.
В 1931–1932 годах прокурором Западной области был С.Д. Климович, в 1932–1933 годах – Максим Акимович Лебедев.
В сентябре 1937 года в результате реорганизации из состава Западной и Курской областей были образованы Смоленская, Орловская и Курская области. Смоленская область с центром в городе Смоленске первоначально насчитывала 49 районов.
Непростые годы
Конец 30-х годов был очень непростым временем в жизни нашей страны и, разумеется, в работе прокуратуры.
Помощник облпрокурора Кузнецов в декабре 1938 года докладывал в Смоленский обком ВКП(б) о недопустимых методах ведения следствия со стороны сотрудников НКВД по делам о государственных преступлениях.
Имело место практика отказа прокуроров поддерживать обвинение на суде: так, в 1940 году сотрудники Смоленской прокуратуры из-за «грубейших извращений» методов допроса и нарушений норм процессуального законодательства отказались поддерживать обвинение по 25 делам о государственных преступлениях.
Борьба с проявлениями беззакония в условиях разгула массовых репрессий не могла не иметь трагических последствий для самих сотрудников прокуратуры. Согласно данным, предоставленным региональным УФСБ, в период с 1937 по 1939 год были репрессированы, а впоследствии реабилитированы несколько работников прокуратуры.
Несмотря на репрессии, прокуратура продолжала выполнять возложенные на неё задачи в правоохранительной сфере, в сфере надзора за законностью действий административных властей.
Например, на жительницу д. Доброе Знаменского района Западной области был наложен штраф в размере 89 рублей за невыполнение, по мнению райисполкома, обязательства по поставке мяса. В обеспечение уплаты штрафа у неё изъяли запас ржи.
По протесту прокурора Западной области М.Н. Еремина постановлением президиума Западного облисполкома постановление Знаменского райисполкома отменено.
Признано, что обязательство по поставке мяса женщиной выполнено полностью, в связи с чем постановлено вернуть уплаченный ею штраф и возместить ей стоимость изъятой ржи.
Защищали прокуроры и права общественности. Так, по протесту помощника областного прокурора постановлением президиума Западного облисполкома отменено решение областного Землеуправления по делу о возращении местному жителю имущества из колхоза «Гигант». Ввиду того что имел место имущественный спор гражданина с колхозом, ни райиспоком, ни Землеуправление ни имели право решать его в административном порядке.
В связи с чем постановление райисполкома отменено, а местному жителю сообщено, что при наличии имущественных претензий он имеет право обратиться с иском в народный суд.
Не оставалась без прокурорского внимания и сфера трудовых коллективных правоотношений.
По протесту прокурора Западной области предложено президиуму Новодугинского райисполкома пересмотреть вынесенное постановление об исключении местного жителя из колхоза им. Парижской коммуны ввиду того, что наложенные руководством колхоза взыскания были незаконными.
Несмотря на непростые годы и размах репрессивных мер, прокуратура Западной области, а с конца сентября 1937 года – Смоленской области, продолжала отстаивать интересы граждан, общества и государства.
При подготовке материала была использована книга «Смоленские прокуроры. Страницы истории. Проблемы. Судьбы» (Смоленск, 2001 г.) и архивные материалы.