Николай Алашеев: Критика меня закаляет
27 декабря на сессии Смоленского город¬ского Совета на должность главы администрации города был назначен Николай Алашеев. Завтра исполняется сто дней, как Николай Николаевич находится в этой должности. В курс дела он вошёл давно и о том, как пытается решать проблемы жителей Смоленска, рассказал на пресс-конференции в редакции.«Квадра» не сорвёт отопительный сезон
– Руководство «Квадры» дало пресс-конференцию для смоленских СМИ, на которой было заявлено, что из-за долгов «Смоленсктеплосетей» «Квадра» приняла решение ограничить подачу тепла в дома смолян или совсем отключить тепло. Подобная информация наделала шума, вызвала шок.
– Угроза отключения от тепла смолян, которые исправно платят за коммунальные услуги, это из ряда вон. Сегодня невозможно дифференцированно отключить от подачи тепла неплательщиков, исходя из той системы, которая у нас сложилась. Добросовестные граждане страдать не должны. Соответственно действия «Квадры» незаконны. Всё необходимое, чтобы восприпятствовать таким действия «Квадры», у администрации города есть. В том числе будем обращаться и в надзорные органы. Наша реакция, если что-то подобное произойдёт, будет незамедлительной. За месяц с небольшим до конца отопительного сезона «Квадра» бросает вызов «Смоленсктеплосетям», а значит, и администрации города. Этот ход расцениваю как политический. На текущий момент совокупная задолженность «Смоленсктеплосетей» перед теплогенерирующей компанией составила около 750 миллионов рублей.
Сопоставимую задолженность перед «Теплосетями» имеют управляющие компании Смоленска. Некоторые управленческие решения были несвоевременными по части кредита. Основная нагрузка по кредитам как раз легла на весну. Но «Смоленсктеплосети» выполняют график платежей. От финансово-кредитных организаций, которые предоставили кредиты, претензий по соблюдению графика нет. Есть кассовый разрыв. 250 миллионов рублей будут возвращены «Квадре» в конце мая. Ничего фатального не происходит. Делать такие заявления безответственно с точки зрения закона и нравственности. Текущий отопительный период начинался со срывов, но прошёл нормально, без больших эксцессов. Порывы на сетях, а также несанкционированный слив были. В результате того, что поменяли трубу большого диаметра, она не была надлежащим образом очищена, и целый район мог бы оказаться под угрозой не техногенной, а объективно обусловленной ситуации. Труба не была очищена, во внутренние сети попал песок и другие посторонние предметы. Действия мы предприняли достаточно оперативно.
80 процентов теплоносителя мы берём у «Квадры» – это технологически небезопасно. «Квадра» подаёт в суд, не дожидаясь разрешения ситуации по платежам. И можно предположить, что это желание обанкротить МУП «Смоленсктеплосеть» и получить его в собственность. Тогда вся система будет в их руках, а это опасно. Решения в системе «Квадры» принимаются даже не в Смоленской области, тогда с кого можно будет спросить? Наша позиция достаточно стабильная, мы должны предпринять все усилия для недопущения развития ситуации в неправильном направлении. Разработан план по снижению энергозатрат, будем развивать свою инфраструктуру теплогенерации внутри Смоленска.
– «Квадра» ограничила подачу тепла?
– На текущий момент давление в норме, температурный режим выдерживается, и если поступит информация иная, мы будем принимать меры незамедлительно.
Консенсус, конечно, найдём
– Прокомментируйте, пожалуйста, срыв последней сессии горсовета. Называют всё это интриганством, но с чьей стороны оно идёт?
– Смоленский горсовет – это представительный орган власти. А я здесь выступаю от лица исполнительной власти. Комментировать события, переходить на личности не буду. В целом во взаимоотношениях депутатского корпуса и исполнительной власти проблем нет, большинство людей руководствуется интересами города, это главный приоритет, и он возымеет силу.
– А подготовка к 1150-летию города не может стать объединяющей?
– Подготовка объектов к 1150-летию – это прерогатива областных и городских органов власти, и консолидирующий эффект от того, что мы все участвуем в этом общем деле, несомненен. Ежедневно проходишь, проезжаешь по тем улицам, где дорожное покрытие не соответствует нормам. Я, конечно, разделяю ответственность за всё, что происходило ранее, но не мной заключались контракты с подрядными организациями. Надо было за этим смотреть. И в соответствии с контрактами, ранее заключёнными, надо спрашивать с тех подрядчиков, которые это допустили. И мы не будем долго ждать, пока руководство и менеджмент этих компаний примут меры к исправлению допущенных ошибок. Если реакция с их стороны будет замедленной, будем делать ремонт сами. И в рамках заключённых контрактов, в рамках существующего законодательства предъявлять им к оплате те расходы, которые понесём. Смоляне страдать не должны, мы ездим и передвигаемся здесь и сейчас. Ждать, пока эти компании начнут исполнять свои обязательства, не будем. Я уже дал поручение на планёрке: не надо бегать за этими компаниями, нужно делать всё в рамках существующего законодательства. Мы будем обеспечивать ремонт, изыскивать средства, поскольку это одна из горячих проблем. Будем предлагать городскому Совету вместе с исполнительной властью решать это здесь и сейчас.
О снеге, межевании и точечной застройке
– Зимой снег не убирался, вывозился отвратительно – дворы, тротуары находились в удручающем состоянии. Сейчас снег, лёд, вода, пройти по отдельным улицам и дворам, не замочив ноги, невозможно, люди простужаются, болеют, портят дорогостоящую обувь. Чего не хватило, чтобы избежать всего этого: власти или техники?
– Ни одной остановки движения за зиму в движении на дорогах не было. А снег шёл этой зимой очень часто. В Москве при всей технической вооружённости снежные заносы вызывали коллапсы. Мы только на треть от необходимого объёма вооружены технически. В такой ситуации невозможно решить все проблемы. Но имеющаяся техника использовалась нормально – 24 часа в сутки. Что касается дворов. Это прерогатива управляющих компаний, мы не отмежёвываемся от этих проблем, спрашиваем с компаний, чтобы они надлежаще исполняли свои обязанности по очистке и уборке придомовых территорий. Нужно чистить авгиевы конюшни, в том числе и в нормативной базе. Много так называемых ничейных территорий, которые мы не имеем права убирать. Одна из компаний у нас выиграла конкурс по межеванию, совместно с ней будем решать проблемы. И чтобы убрать проблему точечной застройки, тоже надо проводить межевание, естественно, спросив у собственников жилья. После этого не останется ничейных территорий, город будут убирать на законных основаниях. Мы предпринимаем меры для закупки техники.
– Точечная застройка продолжается. Вот последний пример. Апелляционная инстанция арбитражного суда в Туле разрешила возведение здания торгово-бытового назначения между жилым домом по улице им. Николаева, 47, и средней школой №26, там опять под вырубку пойдут деревья. Почему такое происходит?
– Я воздержусь от комментария уже существующего решения суда. Мы обязаны ему подчиниться. Нужно изменить те основания, которые рассматривает суд. Должны отмежевать прилегающие придомовые территории с согласия собственников жилья, чтобы не возникло предпосылок в предоставлении земли под застройку в судебном порядке. Тогда не будет оснований что-то строить без разрешения администрации города. Компания по межеванию выиграла аукцион, дело сдвинется с мёртвой точки.
С людьми будем советоваться всегда
– Администрация города провела встречи с жителями всех районов Смоленска. Люди высказывали массу проблем. Будет ли результат от этих встреч?
– В общении с гражданами мы черпаем материал для принятия решений. Власть подвижна, мобильна и хочет, и будет общаться с людьми. Это не популизм. Очень многим такой формат не нравится. Но те решения, которые принимаются по расходованию бюджетных средств, должны быть прозрачными, люди имеют право об этом знать. А если у смолян есть сомнения по целесообразности траты бюджетных средств, они должны иметь возможность высказаться. И мы будем это учитывать. Проблемы у людей копились десятилетиями, мы сегодня вошли в диалог со смолянами. Конечно, то, что можем решить сейчас, решаем. Примерно 40% домов нуждается в ремонте кровли. Это глобальная проблема с точки зрения капитальных вложений. Бюджетные возможности пока не позволяют таких расходов. Но проводится комплексное обследование, устанавливаем, сколько необходимо средств, закладываем проектно-сметную документацию по ремонту фасадов и улиц. Сегодня серьёзнейшая проблема по дорогам. Мы не знаем, какие дороги, в каком объёме нуждаются в ремонте. Возникают вопросы и в законности текущего ремонта дорог, ввиду отсутствия паспортизации. В муниципальном реестре многие у них не значатся. Я, как представитель собственника, не понимаю, где у меня что находится, и не понимаю, почему эта работа не проводилась ранее. Но мы её начали.
– Встречи с людьми вы будете проводить и в дальнейшем?
– Без всяких сомнений. Если кто-то считает это временным явлением, то оно, как говорится, затянулось. Мы только входим во вкус, совет со смолянами будет продолжаться. Власть должна слышать тех, для кого работает. Проблем – непочатый край. Я сейчас принимаю удары и за то, в чём не виноват, работаю, как говорится, без году неделя. Но вины с себя не снимаю. Дороги, которые с помпой приняты осенью, не выдерживают критики весной. И тут вина не только подрядных организаций, но и тех, кто их принимал, благословлял за этот брак оплату.
Ещё раз про уборку
– Город грязный, и уже несколько лет не могут избавиться от этой проблемы, обещаний было немало.
– Сейчас проблемы плохого вывоза существуют только там, где им занимается «Смоленская экологическая компания». Я много раз критиковал работу этой компании. Сейчас дал распоряжение подготовить список компаний, с которыми можно заключать договоры. Если критика не возымеет воздействия, мы заключим контракты с другими компаниями. Конечно, быстро это сделать не удастся. Переходный период может оказаться проблемным. Но более эффективную компанию с более эффективным менеджментом мы найдём. Если население платит компании за вывоз мусора, то возникает вопрос: раз это делается плохо, то менеджмент работает ненадлежащим образом и получает деньги зря.
О роще и детских садах
– Жители Королёвки борются за рощу, пишут в письме в редакцию, что власти от них отмахнулись, рощу собираются вырубать.
– Никто не отмахнулся. Никаких разрешений на вырубку рощи администрация города давать не будет, как я уже и говорил людям.
– Недавно принято решение о выделении средств на проектно-сметную документацию для строительства четырёх-пяти детских садов. Это не прожектёрские планы?
– Мы закладываем средства на проектно-сметную документацию, чтобы была возможность привлечь и средства своего бюджета, и бюджетов более высокого уровня – субъекта и федерального. Активно ведём работу по возврату зданий, в которых раньше размещались дошкольные учреждения. Два детских садика открыты в Смоленске недавно – один построен на средства областного бюджета, второй – город¬ского, в целом на 260 мест. Девять бывших детских садов в целом за четыре года отремонтированы и возвращены детям. Работаем над привлечением финансовых ресурсов, чтобы решать проблему не локально, а чтобы очередь в восемь тысяч продвигалась нормальными темпами.
Общественные туалеты отремонтируют
– Будут ли строиться новые общественные туалеты в Смоленске?
– Проблем много. Решаем самые насущные. На всё денег не хватает. Хотелось бы построить новые общественные туалеты, но бюджетные возможности не позволяют.
– Когда видишь, как автобус с туристами подъезжает к памятнику Глинке, а потом люди идут в общественный туалет рядом с филармонией, испытываешь чувство ужаса: как бы посещение туалета не затмило впечатлений от наших исторических памятников...
– Надо имеющиеся общественные туалеты привести в современный, надлежащий вид. Это мы сделаем в самое ближайшее время.
Творческим союзам необходима поддержка
– Николай Николаевич, у вас была встреча с представителями творческих союзов. Каковы впечатления?
– Угрызения совести испытываю, что где-то был чересчур резким, но такой уж шёл разговор. Оно был реальным. Просьбы, которые озвучивали, прямо на месте обсуждали. Что касается ситуации в целом, скажу, что представители творческих союзов – самые незащищённые люди, надо им помогать. Мне понравилось, какие нестандартные решения предлагали творческие люди.
Хочу работать!
– Шапка Мономаха, как известно, тяжела, почувствовали это на себе?
– Что касается шапки, то её на себе не ощущаю. Понимаю, что это образно, но я бы для себя использовал другой образ. Больше ощущаю себя в спортивной одежде, кроссовках. К такому количеству проблем эта одежда подходит больше, чем шапка Мономаха. Можно было бы посетовать на обилие критики в мой адрес, но я и сам не удовлетворён состоянием дел в городе. Проблемы копились десятилетиями, я оказываюсь их правоприемником. Критика, порой звучащая бездоказательно, меня только закаляет. Она придаёт сил, энергии в принятии решений. Меня не пугают трудности, я хочу работать, сделать наш город нормальным для жизни смолян.