Политика

Николай Дементьев: Сделал себя сам

7 апреля 2010 года в 12:02
День выхода этого номера quot;СГquot; в печать совпал с днём рождения депутата Смоленской областной Думы, члена комитета по имущественным и земельным отношениям, природопользованию, директора Смоленского филиала ОАО quot;НК quot;Роснефтьquot; – quot;Смоленскнефтепродуктquot; Николая ДЕМЕНТЬЕВА. quot;Смоленская газетаquot; предлагает читателю интервью с юбиляром.

Деревенская и трудовая закалка
За окном рабочего кабинета Николая Дементьева – производственная площадка, ёмкости-резервуары. Николай Алексеевич рассказывая о производственной территории, невзначай упоминает о цветах, что, мол, придёт время и преобразится даже этот промышленный пейзаж. Может быть, это и мелочь, но как раз из тех, что даёт представление о руководителе. Добавим сюда благоустройство территории, производственных помещений, буфет-столовая и многое другое, что привнёс на базу Дементьев.
- Николай Алексеевич, с чего начинается родина?
- Меня воспитала деревня. И, само собой, закалила. Мне было семь лет, когда умер отец, брату – четыре, сестрёнке не было и года. Так что я за старшего всегда. Жили бедно – не то слово. Мама всю жизнь работала. Ей сейчас 99 лет, но она до сих пор ещё пытается что-то сделать, пол вымыть.
В школу пошёл в пять лет. Так как школьного здания в деревне не было, занимались по домам. Как до нас очередь дошла, так я запросился – хочу учиться. Мама, чтобы не ныл, переговорила с учительницей, думали, что надоест, сам брошу. Но не бросил, только всё время пришлось доказывать, что я чего-то стою, что я не маленький и со мной нужно считаться. Особенно в Печатниковской школе, в интернате. Пробовал маме жаловаться на обидчиков, та в ответ – защищайся, не давай себя унижать.
После школы сознательно хотел стать агрономом, приносить пользу людям. Пережив нашу голодуху, хотелось всех накормить. После службы в армии избрали председателем Печатниковского сельского Совета. Иногда думаю, что не будь этой деревенской закалки, проживи детские годы более благополучно, неизвестно, как бы сложилась у меня жизнь. Деревню вспоминаю часто. Раз в год обязательно стараюсь выбраться в родные места. Теперь туда можно добраться только вертолётом. Но там, на кладбище в Медведках, похоронен отец…
– А как начинали трудовую жизнь? Кого из наставников вспоминаете?
– За мной не стояли влиятельные родственники, дядьки, тётки, те, кто мог бы реально помочь, как говорят, замолвить слово. Их просто не было. Приходилось много работать самому. Но на жизненном пути встречались люди, которые повлияли на мою дальнейшую жизнь советами, подсказками.
С удовольствием вспоминаю первого секретаря Холм-Жирковского райкома партии Евгения Евсеевича Иванцова. Он очень многое сделал для развития района. Для меня, тогдашнего молодого человека, общение с ним многое дало. Михаил Михайлович Калинушкин. Иван Семёнович Сиваков… Эти имена известны не только в Холл-Жирках.
Своим наставником считаю и Василия Андреевича Смирнова. Он руководил совхозом quot;Канютинскийquot;. Я только что был избран председателем сельсовета. Было трудно, и Василий Андреевич много дал мне чисто в житейс¬ком плане, подсказывал, как найти подход к каждому человеку.
– Николай Алексеевич, вы работали во многих местах. Какая должность вам была наиболее дорога?
– Сложный вопрос… Каждое новое место работы – это, безусловно, опыт. Пожалуй, ПМК. Работал в сельсовете, райкоме партии, и… мне не хватало работы. Помню, был конкурс по сельсоветам по заготовке картофеля среди населения, победитель получал награду – автомобиль quot;Запорожецquot;. Мы конкурс выиграли, и это была настоящая работа. Как и ПМК-511, где этой работы хватало на все 100 процентов. Строили жильё, производственные помещения. Не стояли на месте, думали о развитии, появились даже свои теплицы. Был интересный работоспособный коллектив. Очень радует, когда в Холм-Жирковском вижу тех, с кем мы вместе работали на предприятии. Начинают вспоминать о том времени и говорят об этом с благодарностью. Работа в ПМК – это тот самый бесценный опыт, который, наверное, и повлиял на всю мою трудовую жизнь. Меня здесь заметили.
– Развал СССР перевернул жизнь многих людей. Вы ощутили на себе его последствия?
– Как и все люди, жившие тогда в одной стране, а затем оказавшиеся совершенно в другой. Но не могу сказать, что это событие перевернуло мою жизнь. Хотя и пришлось сделать свой выбор, когда мне предложили перейти в команду губернатора Фатеева. Я отказался, написал заявление, попросил освободить меня от должности председателя Дорогобужского исполкома и ушёл на завод азотных удобрений. Это уже была совсем иная школа жизни. Как заместителю генерального директора АО quot;Дорогобужquot; приходилось отвечать за все социальные вопросы, во все времена они сложные, значимые для всех людей, работающих на предприятии. Но это было интересно. Опять-таки встречи с такими людьми, как тогдашний генеральный директор Вячеслав Кантор. Всю жизнь приходится чему-то учиться.
- С 2002 года вы в компании quot;Роснефтьquot;…
- После всех служебных перипетий работа в нефтяной компании казалась новой, на первых порах сложной. Никто ведь от меня не требовал знаний, как работают насосы или другие механизмы. Здесь главное – умение анализировать, видеть ситуацию в перспективе, делать экономический расчёт. Могу сразу сказать, что экономист из меня получился неплохой. Через некоторое время и наш филиал перестал быть убыточным.
В Талашкине, где находится наша база, работает сотня людей, по всему филиалу – более семисот. Очень много молодых людей. Часто спрашивают: что ты возишься с молодыми? А с ними интересно! Есть ребята, которые, будучи студентами, подрабатывали у нас quot;пистолетчикамиquot;, да так и остались здесь, работают менеджерами.
Много строим, реконструируем. Ориентируемся на автозаправочные комплексы. Ведь во всём мире основной доход приносит то, что окружает автозаправку.
– А нет желания сменить сферу деятельности?
– Желания такого не возникает, мне интересно работать в нефтяной отрасли. А реализовать себя помогает законотворчество, общественная работа, без которой я уже себя не мыслю…

Службу избирателям
quot;Ходокиquot; идут к Дементьеву на приём со всего Холм-Жирковского района, надеясь и свято веря, что если Дементьев не поможет, так не поможет никто. Депутат Дементьев невыполнимых обещаний не даёт. Если сказал, что и поможет, значит, так тому и быть. А это уже позиция, можно сказать, жизненное кредо. И характер.
– Николай Алексеевич, вы уже несколько созывов работаете в областной Думе. Приезжая в свой округ, в который теперь входят аж четыре района, с какими вопросами вы чаще всего сталкиваетесь?
– Жильё, работа, отношение к пожилым людям. На мартовском заседании Дума приняла закон о звании quot;Ветеран труда Смоленщиныquot;, который призван помочь нашим старикам. Согласно закону мужчина, имеющий стаж сорок пять лет, а женщина – сорок, становятся ветеранами труда Смоленской области. А если имеются почётные грамоты Администрации области, областной Думы – вне зависимости от стажа работы. Тем самым поднимается статус почётной грамоты.
Вы знаете, пришлось объехать едва ли не всю Европу, но нигде пожилые люди не живут так тяжело, как у нас. Приходят на приём бабушки и жалуются: хлеб не привозят. Этого не должно быть.
– Есть вопросы из разряда неразрешимых? Возникает ли недопонимание между вами, как депутатом, и руководителями ведомств, структур, куда вы обращаетесь, скажем, с депутатским запросом?
– У нас неважная вертикаль между муниципальными образованиями: область – район. Она у нас не продумана. По идее, инициатива муниципального образования должна найти поддержку у департамента, но это происходит далеко не всегда по причине того, что департамент сам ничего не имеет. Нужно обращаться quot;в верхаquot;, а это не всегда возможно. Работай эта вертикаль, вопросов решалось бы гораздо больше.
Я предвижу сейчас, что на следующем депутатском приёме будет множество вопросов о жилье для ветеранов. Критерий здесь один: положено или не положено. Об этом я говорю и руководителям районов. Можешь – помоги. А у нас часто бывает так, что находится куча отговорок. Это не мой подход. Люди заслужили и квартиры, и хорошее отношение к себе.
– Бывают ли на приёмах такие обращения, что вас радуют или заинтересовывают чем-то?
– В одном из районов пришёл на приём мужчина и заявил, что ему нужно восемьдесят тысяч рублей. Зачем? И человек стал объяснять, что он хочет помогать пожилым людям: заготовить дрова, подремонтировать дом и так далее, деньги ему нужны, чтобы развернуться. Человек был искренен в своём желании, вместе с главой района подумали, как ему помочь. Создано предприятие, которое успешно работает. Нравится, когда жители проявляют инициативу не для себя. Порой только задаёшься вопросом: а почему этого не видит глава поселения?

Без галстука
Публичного человека всегда воспринимаешь несколько иначе, с пристрастием, что ли. Но даже скептик не может не заметить, что, поднимаясь, падая, вновь поднимаясь, преодолевая трудности, Николай Дементьев остался доступным человеком.
– Остаётся ли свободное время на досуг?
– В определённый момент возникли проблемы со здоровьем, мне посоветовали бегать по утрам. Проблемы ушли, а привычка осталась. Пять километров в любую погоду. Когда случаются командировки и не получается пробежать эту дистанцию, чувствую себя немного иначе. Два раза в неделю играю в волейбол. Люблю читать. Перед сном – обязательно, неважно сколько – страницу, две. Прочитал Дэна Брауна quot;Утраченный символquot; - заинтересовался историей…
– Что для вас если не страшное, то самое тяжёлое испытание в жизни?
– Предательство друзей. Было и такое. Некоторые по-другому себя показали, когда наступили рыночные времена, по-другому проявляли, когда возникали сложности.
– Что помогает пережить тяжёлые времена?
– Прежде всего – семья. Вы задавали вопрос, сделал ли я себя сам. Жена меня сделала! Да, была основа, мама, деревня. Жена перетерпела всё: разговоры, пересуды, в которых, может быть, и не было правды, но они были. И осталась, и остаётся другом, опорой и поддержкой, понимающим и самым близким человеком. Родными стали для меня её родители, которых я без колебаний называю папой и мамой и горжусь этим. Они меня многому научили, поддерживали во все времена. Никогда с ними не ссорился. Даже при моём взрывном характере. Нет для меня сегодня ничего дороже семьи. И не было. Всегда знал, что если женюсь, так это на всю жизнь. Счастлив, что и с дочерью у меня сложились дружеские отношения.
Есть друзья, с которыми дружу с самого детства. Дружба – это когда человеку веришь, как самому себе. Когда только по голосу в телефонной трубке узнаёшь, что ему плохо. Жизнь, она сама всё расставляет по своим местам и оценивает.

СПРАВКА
Николай Алексеевич Дементьев родился 8 апреля 1950 года в деревне Медведки Холм-Жирковского района Смоленской области. В 1970 г. окончил Шанталовский совхоз-техникум, в 1978 г. - Всесоюзный заочный юридический институт, в 1996 г. - Финансово-экономический институт в Москве, в 1999 г. - Смоленский сельскохозяйственный институт. Доктор коммерции, кандидат сельскохозяйственных наук.
В 1970 г. - агроном отделения совхоза quot;Канютинскийquot;; 1970-1972 гг. - служба в Советской Армии; 1972-1976 гг. - председатель исполкома Печатниковского сельского совета (Холм-Жирковский район); 1976-1978 гг. – инструктор Холм-Жирковского райкома КПСС; 1978-1984 гг. - начальник строительной организации ПМК-511 (Холм-Жирковский); 1984-1986 гг. - заместитель председателя Холм-Жирковского райисполкома; 1986-1991 гг. - председатель Дорогобужского райисполкома; 1991-1998 гг. - заместитель генерального директора АО quot;Дорогобужquot; Смоленской области.
21 декабря 1997 г. избран депутатом областной Думы второго созыва; с июня 1998 г. - заместитель главы Администрации Смоленской области. 19 мая 2002 г. вновь избран депутатом областной Думы, в декабре 2007 г. избран депутатом четвёртого созыва. Почётный гражданин муниципального образования quot;Холм-Жирковский районquot;. Женат, имеет дочь, увлекается охотой.
Кто руководит районами?
Владимир Путин и Дональд Туск в Катыни

Другие новости по теме