Политика

Муниципальные выборы: нюансы

12 февраля 2010 года в 12:48
14 марта Смоленщину ждёт большой выборный день. С сегодняшнего дня разрешена агитация в средствах массовой информации. Напряжение будет возрастать с каждым днём. Как правильно пройти выборную пору кандидатам и избирателям? Зависит ли что-то от наших голосов? Наш собеседник – заместитель председателя Избирательной комиссии Смоленской области Алексей СТЕПАНОВ.

- Алексей Николаевич, давайте уточним, какова роль областной избирательной комиссии, имеющей государственный статус, в выборах 14 марта, которые, как известно, будут сплошь муниципальными?
- Эти выборы организуют и проводят комиссии муниципальных образований, они самостоятельны и не зависят от облизбиркома. Сейчас наша роль в основном заключается в оказании методической помощи этим комиссиям. К нам совершенно безвозмездно может обратиться любая из них. Кроме того, в случае разногласий на местах у нас могут быть обжалованы решения муниципальных избирательных комиссий.
- В особенность нынешних выборов?
- Во-первых, впервые на Смоленщине в муниципальных выборах принимают столь активное участие региональные отделения политических партий. Четыре партии, имеющие фракции в Государственной Думе, массово выдвинули своих кандидатов. Во-вторых, выборы отличаются сильным накалом страстей. Мы считаем, что у нас сейчас как никогда подготовленные кандидаты – например, в областной центр приглашаются политтехнологи, юристы. Кампания становится достаточно жаркой!
- Какие районы вы оцениваете как проблемные и где в области выборы проходят традиционно спокойно?
- Процесс агитации сейчас только начинается, пока сложно сказать, где именно будет жарко. Однозначно к очагам напряжённости можно отнести Смоленск, достаточно острая ситуация сейчас в Монастырщинском районе – я сужу по звонкам, по тем жалобам, что уже поступают. По Ельнинскому району тоже достаточно много обращений. В остальных районах quot;температураquot; более-менее одинаковая.
- С сегодняшнего дня началась предвыборная агитация в СМИ. Какие грубые ошибки часто допускают кандидаты или их представители? От чего нужно их предостеречь в первую очередь?
- В СМИ нельзя агитировать лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности либо находящимся на государственной или муниципальной службе. Обычно это основное нарушение, жалобы есть уже в текущей кампании. Запрещено привлекать к агитации лиц моложе 18 лет – тоже такие случаи бывают, в том числе в печатных СМИ. В теле- и радиоэфире запрещено критиковать оппонентов, создавая им отрицательный образ. Запрещено зарегистрированным кандидатам агитировать за других кандидатов. Ну и, конечно, запрещено разжигание национальной и социальной розни, экстремистская деятельность и так далее.
- Означает ли это, что нельзя в рекламном материале воспроизвести прямую речь школьника или показать его в любом контексте?
- Именно так. Кандидат может размещать только свои изображения с собственными детьми, остальное запрещено законодательством.
- Какому наказанию могут быть подвергнуты муниципальные избиркомы за ошибки и нарушения в своей работе?
- Если это фальсификация итогов выборов, то уголовная ответственность, согласно Уголовному кодексу. Если нарушения административного характера, то привлечение к административной ответственности. В таком случае виновный будет выведен из состава комиссии.
- От каких СМИ кандидаты вправе требовать предоставления эфира или печатной площади на безвозмездной основе?
- Согласно требованиям федерального законодательства, муниципальные СМИ обязаны предоставлять бесплатную печатную площадь и бесплатное эфирное время кандидатам в муниципальные органы власти. Ведь смысл в чём? Кандидат должен донести до избирателей свою позицию. Государство гарантирует этот процесс. логично: поскольку муниципальные СМИ финансируются из муниципального бюджета, они должны способствовать выборному процессу на местах.
- Читатели и кандидаты часто спрашивают, определён ли законом объём бесплатной и платной политической рекламы?
- Да, безусловно. Для печатных СМИ определён минимальный объём, который необходимо выделить на бесплатную агитацию – десять процентов от суммарной печатной площади за неделю. При этом объём платных агитационных материалов не должен превышать объём бесплатных.
- Есть ли законодательная норма, обязывающая кандидатов обнародовать свои платформы?
- Есть только одно требование: избирательное объединение, то есть партия, обязано опубликовать свою предвыборную программу в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях и разместить в сети Интернет не позднее, чем за 10 дней до голосования. Кандидатов-самовыдвиженцев закон не обязывает размещать какие-либо материалы предвыборного характера. У них есть право выпускать листовки, публиковать материалы, встречаться с избирателями, но они не обязаны это делать. У нас есть кандидаты, которые выдвинулись и ничего не делают, а есть кандидаты, которые активно работают.
- В федеральных СМИ слышнее недовольство такой формой голосование, как досрочное. Скажите, на выборах 14 марта у наших граждан сохраняется право проголосовать досрочно?
- Да, такая возможность есть. Она содержится в законе о выборах в органы местного самоуправления. Вопрос об отмене сейчас находится в стадии обсуждения, однако возможность голосования сохраняется. В точных датах: в окружной избирательной комиссии или комиссии муниципального образования можно досрочно проголосовать с 26 февраля по 9 марта, в участковой – с 10 по 13 марта включительно.
- Будет ли организовано голосование на дому?
- Да, безусловно. Официально оно называется quot;голосование вне помещения для голосованияquot;. Такая процедура предусматривается законом, но не является обязательной – проводится в случае поступления заявлений в участковую комиссию. Заявления могут подаваться с момента начала работы участковой комиссии и даже в день голосования, но не позднее, чем за четыре часа до окончания работы избирательного участка, то есть до 16 часов. Поскольку заболевшему или немощному человеку сложно прийти в комиссию с заявлением, можно вызвать представителей комиссии и по телефону, пригласить их также могут родственники голосующего и иные лица, например соседи.
- Суббота 13 марта должна быть объявлена quot;днём тишиныquot;, кроме того, вся агитация категорически запрещена непосредственно в день голосования. Должны ли уже в субботу дворники начать удалять агитационные материалы, расклеенные на столбах, заборах, дверях и так далее?
- Нет. Во-первых, муниципальные дворники не обязаны заниматься этим, во-вторых, закон разрешает агитационным печатным материалам, размещённым до 13 марта, оставаться и в день выборов. Главное требование – чтобы эти материалы с самого начала не располагались ближе 50 метров к избирательным участкам. Это требование должно неукоснительно соблюдаться всю избирательную кампанию. При его нарушении такие материалы удаляются силами избирательной комиссии.
- С каким пожеланием вы хотели бы обратиться к читателям нашей газеты и – шире – к избирателям Смоленской области?
- В последние годы растёт апатия среди электората, часто слышны разговоры, что, мол, на выборы ходить необязательно: quot;от наших голосов ничего не изменитсяquot;. Журналисты реже касаются этой темы, тогда как я ответственно могу сказать: в Смоленске и Смоленской области избиратели решают всё! Это доказали и выборы мэра, и выборы в Государственную Думу, и выборы Президента. Система избирательных комиссий Смоленской области считает именно так, как голосуют избиратели. Результаты последних выборов это доказывают. Если жители района или области хотят избрать того человека, который им интересен, то обязательно нужно идти на выборы! По-другому быть не может. Посчитают именно то, как проголосуют.
В органы местного самоуправления у нас явка по городу составляла 20-25%, по области –30-35%, это достаточно низкая явка. На выборах Президента для сравнения – 50-60%. Получается, что муниципальную власть – самую близкую – избирает всего один человек из пяти. Мне кажется, quot;домоседамquot; есть над чем задуматься.
Hакрыть Смоленщину телекоммуникационным зонтиком!
\"Стратегия-2020\" в Смоленске. И уже в феврале

Другие новости по теме