Политика

Казусы деревенского парламентаризма

3 октября 2012 года в 14:59
Вот уже год на Смоленщине идёт реформирование местного самоуправления: администрации райцентров предложено объединить с районными администрациями. Сергей МУХАНОВ произвёл наблюдения за перипетиями очередной перестройки структуры власти.

Усекновение голов

Собственно, снабдить каждую деревню своим парламентом и администрацией – это идея и дух легендарного федерального закона №131 о местном самоуправлении. Уже при его внедрении раздавались робкие голоса: куда нам столько местных чиновников? Ничего-ничего, уверяли создатели закона, вот теперь заживём!

Однако наплодив огромное количество муниципалитетов, создав в них классические ветви власти – представительную и исполнительную, делегировав (попросту говоря, спихнув) им массу полномочий, то есть обязанностей, «повесив» на них культуру, ЖКХ и всё на свете и предоставив достаточно скромные бюджеты, государство получило плохо управляемую структуру, в которой начались неминуемые распри. Их можно классифицировать следующим образом:

а) неизбежные конфликты между районной властью и властью райцентра (хорошо знакомый аналог – конфликт между областными властями и городскими);

б) раздоры между ветвями власти в одном отдельно взятом муниципалитете;

в) страдания и жалобы населения, вызванные непрофессионализмом новоявленных управленцев, поскольку откуда взяться профессионалам в таком количестве?

г) возможность осваивать пусть и скромный, но бюджет, приводит к прогнозируемым злоупотреблениям, вызывающим ропот и возмущение граждан.

Очевидно, никакой устойчивой и ответственной «вертикали власти» получить не удалось.

Так получилось, что Смоленская область оказалась в авангарде реформ (дело происходило при губернаторе Викторе Маслове).

131-й федеральный закон заработал в нашем субъекте Федерации одним из первых в России. Сейчас оставим за скобками следующий этап реформирования, когда главой муниципалитета стал считаться глава представительного органа власти – перейдём к сегодняшнему дню. Сейчас при прямом участии муниципалитетов принято решение громоздкую систему управления несколько упорядочить. Говоря по-научному – оптимизировать.

Плюсы - повышение эффективности управления на местах, поскольку полномочия будут сосредоточены в меньшем количестве рук. Новая система управления будет понятнее для жителей районов, что упростит обращения в органы власти. Минусы - организационную неразбериху, неизбежно сопровождающую любое реформирование. Как ни удивительно, но при слиянии администраций не прогнозируется существенного сокращения сотрудников и экономии средств.

«Сегодняшняя система отучает от ответственности»

Строго говоря, предложение получило путёвку в жизнь ещё при прежней администрации области. Речь идёт о слиянии администраций – районной и райцентра. Идею подобного укрупнения власти подал Совет при губернаторе Смоленской области по развитию местного самоуправления (решение №17 от 7 сентября 2011 года). Нынешним летом, 26 июня, под председательством главы Сафоновского района Вячеслава Балалаева состоялось заседание президиума Совета муниципальных образований Смоленской области. На нём было подтверждено принципиальное решение о реформировании системы власти в районах. Администрациям райцентров рекомендовано активизировать работу по объединению с районными администрациями.

- Сама жизнь поставила сегодня вопрос о целесообразности объединения. Неразбериха, посеянная 131-м законом, отрицательно сказывается на функционировании городского и районного хозяйства, - говорит Вячеслав БАЛАЛАЕВ. - Некоторым главам муниципальных образований легче работать по прежней системе: меньше работы и меньше ответственности. Ведь раньше глава администрации райцентра решал многие вопросы. На мой взгляд, две структуры власти районного уровня – райсовет и администрация – были загружены работой не в должном объёме, не по тем полномочиям, которые им предоставило население. Я вижу, что губернатор поддерживает нашу инициативу, и большинство глав муниципальных образований считает, что это правильное направление. Мы улучшим систему самоуправления территориями, повысим ответственность глав муниципальных образований и советов перед населением.

Алексей ОСТРОВСКИЙ инициативу поддержал:

- Совет муниципальных образований Смоленской области, который возглавляет Вячеслав Ефимович Балалаев, принял решение об оптимизации управления в районах. Это – сугубо ваше решение, вашего совета, и вместе с тем я прошу учитывать, что мною это решение крайне приветствуется. Я просил бы вас в кратчайшие сроки провести оптимизацию системы управления в ваших районах. Не считаю правильным, когда в районе четыре руководителя – достаточно двух. Те, кто сейчас работает в районной «столице», должны переходить на новые для себя должности в районной администрации, например, в качестве первых замов.

Плюсы и минусы

У идеи объединения есть множество союзников. Особенно – в сельскохозяйственных районах, где райцентрами являются посёлки. Казалось бы, и делить тут нечего. Населения - десяток тысяч в лучшем случае. Но ведь все равно есть и законодательная ветка власти, и исполнительная, и каждая - со своим руководителем... С аппаратом, бюджетом, интригами и прочими атрибутами власти.

Роман ЖУРАВЛЁВ, глава администрации Тёмкинского района, начал объединять администрации практически сразу, как вступил в должность два года назад. Тёмкинцы поддержали своего руководителя, но без трудностей, как водится, не обошлось.

- Одним из условий объединения были мои гарантии, что я никого не уволю из числа прежних работников поселковой администрации. Я своё слово держу. Сейчас у нас нет поселковой администрации, действует только представительный орган, его возглавляет глава муниципального образования – председатель Совета депутатов. В районной администрации создан отдел, который занимается вопросами Тёмкинского сельского поселения.

При объединении вскрылось множество проблем, рассказывает Журавлев. Вопросы, которые раньше возникали в райцентре, все обязательства прежней администрации легли на плечи главы района. Со всеми обязательствами и сроками исполнения.

- Но ведь никакого дополнительного финансирования я не получаю... - хмурится Роман Журавлев. - И я должен изыскивать резервы для решения первоочередных проблем, иначе мне грозит суд.

Моё мнение такое: надо и по поселениям вести аналогичную объединительную работу. У нас в районе десять сельских поселений. Есть такие, где по 300 человек жителей. Для чего там нужен глава, штат, водитель, автомобиль, депутаты?! Предлагаю укрупнить поселения, вместо десяти сделать пять.

Мятежное Ярцево

Противников у ветра перемен тоже хватает. Мы беседовали с несколькими чиновниками и депутатами из разных районов, но все они оказались скромными и попросили их в газете не упоминать. Впрочем, все мнения, которые мы услышали, практически полностью совпадали с тем, что рассказал депутат ярцевского горсовета Юрий БУХАЛОВ. Ярцево – один из немногих райцентров Смоленщины, который принял отрицательное решение по поводу объединения районной и городской администраций. Осенью прошлого года эта поправка в устав горсовета не прошла.

- Когда мы спросили, какова экономическая целесообразность объединения, насколько сократится численность чиновников, нам был дан обескураживающий ответ: практически на одного-двух человек, не более того, - говорит Бухалов. - Этому есть логическое объяснение. Когда в 2006 году возникали городские администрации, такие подразделения районных администраций, как отдел ЖКХ, автоматически превращались в городские структуры. Специалисты-коммунальщики практически полным составом перешли тогда во вновь создаваемые городские администрации. Значит, теперь придётся создавать новый отдел с точно такой же численностью.

Ещё очень важный момент. Предлагаемая система формирования районной власти не оставляет горожанам право на местное самоуправление. Почему? Сейчас принята такая система, по которой депутаты районного совета не выбираются, а делегируются, словно сенаторы: от каждого поселения – по два депутата. В Ярцевском районе находятся 12 поселений: одно городское и 11 сельских. Представителями города Ярцева в райсовете являются всего два человека, тогда как численность жителей составляет 44 тысячи человек, а сельское население района составляет 8 тысяч и представлено 22 депутатами. Главу администрации, будущей, объединённой, уже назначили без нас. Да, горсовет как структура сохранится, но его депутаты не знают, как будут влиять на ситуацию. Если какое-то муниципальное образование считает объединение администраций целесообразным, то им необходимо его провести. Но для крупных городских поселений авторы этой идеи должны объяснить, какого экономического эффекта они хотят добиться, или им требуется прежде всего единообразие? В чём тогда смысл местного самоуправления, если предлагается всех причесать под одну гребёнку?!

И что в итоге

Доводы и аргументы обоих сторон имеют, без сомнения, под собой почву и заслуживают внимания. Но если взглянуть на ситуацию с точки зрения логики, с точки зрения рядового горожанина, то объединение выглядит куда более понятным. Меньше народа - больше кислорода. Кусты муниципальной власти, разветвившиеся на благодатной почве 131-го закона, породили куда больше неразберихи и куда меньше толка, чем ожидалось. Глава администрации района, глава райсовета, глава райцентра, глава... В главах можно запутаться. Решения - а подчас нужны оперативные, застревают в новых лабиринтах коридоров власти. Деление зон ответственности, передел сфер влияния... Можете бросить тапком, но простой житейский опыт подсказывает: лучше от этого не станет. То ли телега, запряженная в лошадь, то ли лебедь, рак и щука, а для рядовых граждан - репка, которую можно тянуть до бесконечности. При этом игра в муниципальное самоуправление, как ни крути, никак не хочет превращаться из журавля в небе в маленькую синичку здравого смысла и эффективного управления. Потому что когда за всё отвечают все - это уже не местное самоуправление, а черт знает что. Бардак, одним словом.

Графика: Сергей МИРОШНИЧЕНКО
Председатель областной Думы Анатолий Мишнёв: «Всегда считал себя равным среди равных»
Депутата смоленского горсовета лишили мандата за подкуп избирателей

Другие новости по теме