Что такое ЕДУ? Всё о новом порядке налогового учёта
С 2026 года единым документом о постановке на учёт в налоговом органе станет выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков. Упраздняются также уведомления о постановке на учёт или о снятии с учёта, направляемые организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам.
О том, как изменится порядок предоставления регистрационных услуг в налоговом органе и какую юридическую силу будет иметь выписка из ЕГРН, рассказала начальник отдела регистрации и учёта налогоплательщиков УФНС России по Смоленской области Вероника Яночкина.
– Вероника Александровна, утратившими силу закона признаны статьи Налогового кодекса Российской Федерации о выдаче свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе. Ранее полученные свидетельства будут иметь юридическую силу? Можно ли их предъявлять по месту требования?
– Действительно, с января 2026 года свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе упраздняется. Для физических лиц подтверждать постановку на учёт будет выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков, но выданные ранее свидетельства менять не придется, они сохраняют свою силу.
– Какие сведения найдут в ней отражение? Кем выписка будет удостоверяться?
- Форма электронной выписки содержит ФИО, дату рождения, ИНН налогоплательщика и будет подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, что равнозначно документу на бумаге с собственноручной подписью должностного лица и печатью налогового органа.
– Не только физические лица, но и налогоплательщики иных категорий имеют ИНН. Какой документ они смогут получить, подав заявление о постановке на учёт?
– Наряду с выпиской из ЕГРН постановку на учёт или снятие с учёта будут подтверждать выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выписка из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юрлиц и выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
– Если ранее начатая процедура постановки на учёт или снятия с учёта не успеет завершиться до 1 января, свидетельство или выписку получит налогоплательщик?
– С начала года вместо свидетельств и уведомлений будут выдаваться только выписки.
– Как её получить?
– Одним из популярных сервисов ФНС России является «Сведения об ИНН физического лица». Он позволяет узнать свой идентификационный номер и получить заверенный по всем правилам документ.
Для первичного получения выписки из реестра налогоплательщиков нужно обратиться к нам с заявлением о постановке на учёт, приложив документ, удостоверяющий личность и подтверждающий регистрацию по месту жительства или месту пребывания. Заявление можно подать лично, обратившись в налоговую инспекцию или МФЦ, а также направить по почте заказным письмом, но в этом случае необходимо приложить заверенные в установленном порядке копии необходимых документов.
Заявление физического лица о постановке на учёт в налоговом органе можно направить к нам и в электронной форме с использованием единого портала госуслуг. Оно подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью, которую можно бесплатно создать в мобильном приложении «Госключ». Выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков также будет подписана электронной подписью налогового органа и размещена в виде PDF-документа в личном кабинете пользователя госуслуг.
– Насколько быстро можно получить документ, подав заявление?
– В течение пяти дней выписка будет готова. Но следует иметь в виду, что отсутствие копий подтверждающих документов при направлении заявления почтой может значительно продлить срок её получения.
– Смогут ли родители сами поставить на учет несовершеннолетнего ребёнка?
– Смогут, но в дополнение к заявлению и паспорту родителя понадобятся также свидетельство о рождении ребёнка и документ, подтверждающий его регистрацию по месту жительства. Напомню также, что дети, достигшие 14 лет, могут обратиться за выпиской самостоятельно.
– Какие изменения коснутся налогоплательщиков, учёт которых осуществляется налоговыми органами на основании сведений, получаемых от уполномоченных органов в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса?
– В этом случае при наличии у организации или физического лица доступа к личному кабинету налогоплательщика сведения о постановке на учёт и снятии с учёта будут размещаться в кабинете.
Выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков, содержащая сведения о постановке на учёт и снятии с учёта по месту нахождения принадлежащего недвижимого имущества или транспортных средств, будет выдаваться налоговым органом по запросу такого налогоплательщика. Физическим лицам, учёт которых осуществлен в связи с поступлением сведений из органов МВД России, выписка также будет направляться по запросу. К примеру, это сведения о миграционном учёте, регистрации по месту жительства либо месту пребывания, выдаче и замене паспортов.
– Каким образом можно представить запрос о выдаче выписки и получить ответ?
– Запрос может быть представлен в любой налоговый орган лично или через представителя, направлен по почте заказным письмом или передан в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика, а также с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Если запрос представляется в налоговый орган в электронной форме, он должен быть подписан электронной подписью.
При поступлении в налоговый орган запроса по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика либо с использованием портала госуслуг выписка будет направлена заявителю в электронной форме тем же способом, которым представлен запрос.
Налоговый орган обязан выдать заявителю запрошенную выписку из реестра налогоплательщиков в течение пяти дней со дня поступления запроса. В случае отсутствия данных будет выдана выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков об отсутствии запрашиваемых сведений.