Успеть за 60 минут
Для испытаний выбрали маршрут из Киселёвки – наиболее густонаселённого микрорайона. Цель такая же, как у большинства смолян: вовремя, то есть к девяти утра, добраться до рабочего места. В нашем случае до редакции.Итак, дано: точка старта – площадка на улице Рыленкова, у дома № 63, время старта – 8.00, финиш – улица Октябрьской революции, 14а. Марина Сергученкова добирается на маршрутке, Александра Ульянова – на трамвае, Марина Соколова – на автомобиле, а Анатолий Гапеенко – пешком.
Выигрывает тот, кто первым пересекает финишную прямую. На старт… внимание… марш!
«Палы-галы» за трамвай
В 8.07 разбегаемся в разные стороны от точки сбора на Киселёвке. Я выбрала трамвай. А что – утренние пробки ему не помеха, ходит почти по расписанию, ломается не так уж часто, а толкучку можно и перетерпеть ради победы. Так что ещё посмотрим, кто кого.
8.11. Стою на конечной остановке «Петра Алексеева». Вокруг толпа человек тридцать. Новенькая «двойка» подъехала сразу же, следом за ней показалась «четвёрка». Можно было подождать пару минут и отправиться к цели, сидя в полупустом вагоне, но желание приехать в редакцию первой оказалось сильнее тяги к комфорту.
8.13. Заняла устойчивую позицию в хвосте трамвая. Кстати, вопреки ожиданиям рогатый не был набит битком. Ситуация в корне изменилась на остановке «Рыленкова». В вагон втискивается еще с десяток человек. Приходится уплотниться. Зато не нужно держаться за поручень! В случае чего толпа поддержит. С ужасом жду следующего наплыва пассажиров, но чудеса случаются: на Соколовского последняя дверь попросту не открылась, и наша часть вагона оказалась спасена.
Кондуктор преодолевала расстояние длиной в трамвай ровно столько, сколько сам трамвай преодолевал расстояние до Медгородка. Даже появилось желание выйти не на своей остановке – больше половины пути проехала, что называется, на халяву. А ответственная за обилечивание дама тем временем остановилась за пару метров до конца вагона и торжественно объявила: «Ну, оплачиваем!» Передаю заранее приготовленные «десятки». Взамен через три-четыре пассажира кондуктор отправляет в мою сторону сдачу и два билета. Они, впрочем, не успев попасть мне в руки, падают на пол. Делать нечего: прижав к себе сумки, поднимаю талоны, пытаясь не обращать внимания на недовольные лица соседей. «Сама виновата – могла ехать в следующем вагоне». Действительно, жаловаться не на кого, да и самая напряжённая часть пути подходит к концу. На площади Победы толпа рассосётся. Жаль только, что проехать останется всего одну остановку. Ожидания оправдались, и в сторону «Современника» трамвай едет налегке.
8.35. Двери трамвая распахнулись на нужной мне остановке. Правда, в это время электронный голос сообщил, что нужно быть осторожными, так как двери закрываются, и следующая остановка – «Камерный театр». Но водитель быстро исправил нестыковку, и тот же голос категорично отрезал: «Кинотеатр «Современник». Бодрым шагом выхожу на финишную прямую, ощущая вкус победы.
В 8.39 уже стою напротив редакции. Света в окнах нет. Рядом со мной только дворник расчищает от снега дорожку, одновременно посыпая её песком. И это означает одно: я сделала ставку на правильную «лошадку» и благодаря трамваю преодолела нужное расстояние всего за 32 минуты.
Не биби, сама спешу!
Попрощалась с коллегами и мысленно отпраздновала победу. Приеду в редакцию и приготовлю им по чашечке кофе, чтобы не сильно расстраивались.
У перекрёстка Рыленкова – Петра Алексеева оцениваю обстановку: габаритные огоньки горят на много-много метров вперёд. По всей видимости, пробка до самого кольца на проспекте Строителей. Значит, нужно объезжать. Сворачиваю на Петра Алексеева и без проблем выбираюсь на Попова. Лёгкий затор у светофора на Индустриальной, и я за пару минут доезжаю до Ломоносова. Здесь и проскачу.
Ага, одна я такая хитрая, конечно. Очередь у поворота на Шевченко не меньше чем из двадцати пяти машин. Но ничего, девчонкам маршрутку и трамвай ждать, наверное, дольше. Бедный Толик! Там же холодно, снежно, темно, неуютно…
На Шевченко какая-то неразбериха. На средней полосе стоит пустой троллейбус с провисшими проводами, его цепляют к грузовой машине, чтобы отбуксировать. Что-то я запуталась в рядности. Из-за этого поломанного рогатого движение напоминает вавилонское столпотворение. Немыслимыми манёврами («извините, я блондинка», «ну пропустите девушку!», «не биби, сама спешу!») выезжаю к светофору у Чертова рва. До Медгородка – пробка. Навигатор предлагает свернуть во дворы, выехать на Тенишевой и уже оттуда повернуть на Кирова.
– Ага, умный такой, да? А как я, по-твоему, из крайнего левого в крайний правый перестроюсь через четыре полосы? Там дороги метров двести всего! Прямо поеду!
Пришлось пропустить пару «зелёных». На Кирова легче не стало. План объезда через Памфилова накрылся медным тазом: узкая улица набита машинами до самого костёла. Хорошо, тогда я штурману Гагарина. До перекрёстка Николаева и Урицкого движение вполне сносное. А вот дальше – смешались люди, кони... Насколько я помню, здесь всего три полосы. А на деле не меньше пяти – кто-то мчит по рельсам, кто-то втискивается между машинами. «Яндекс» рассказывает, что эти шестьсот метров до площади Победы я должна одолеть за минуту. Да что ты понимаешь в смоленских дорогах? Не меньше семи!
На Дзержинского уже легче. Пару раз включаю «аварийку»: спасибо, господа, что дали повернуть налево и ещё раз налево. С парковочными местами беда. Машину приходится оставлять почти на выезде к Водяному переулку. Итак, 8.44 – я у дверей редакции. Победа! Бедные ребята…
– А я за ключом ходила, – слышу голос Саши. Ах ты, трамваефилка!
Неужели всё-таки этот рогатый обставил моего железного коня? Вот чёрт! А рельсовый транспорт ещё убрать хотели. Так нечестно, я проиграла всего 5 минут! Это всё потому, что место для стоянки долго искала. И ещё мне некультурные водители попадались! Троллейбус этот так не вовремя! И ещё… ладно, сдаюсь, я вторая.
У нас цейтнот, маршрутка ждёт, шансон орёт
8.00. Как уверенный пользователь «газелек» с пятилетним стажем, быстро рассчитываю оптимальный маршрут. Ближайшая остановка в 50 метрах. Шмыгая носами на морозе, стоят одиннадцать соперников со схожей задачей – взять штурмом первый остановившийся четырёхколёсный транспорт. «35-й» прошёл мимо. Битком. «22-й» – снова мимо и снова битком. Через пару минут удача. Из-за поворота показался «44-й». Он будет моим. Делаю шаг вперёд, готовлю локти, сапоги, зубы, заявляя окружающим своё право на место в этой пассажировозке. Остальные интуитивно делают то же самое.
8.14. Протискиваюсь внутрь. Сидячих мест нет. Но, как говорится, лучше плохо ехать, чем хорошо стоять на морозе. Трогаемся. Через остановку несколько человек выходят. Отбросив ложную скромность, занимаю место. У окна. А ты косишься укоризненно, ну и косись стоя.
В салоне играет маршруточная классика – Лепс и тому подобное. Сидячие пассажиры либо делают вид, что спят, либо шмыгают носом в такт шансону. Едем медленно. До кольца на проспекте Строителей глухая пробка. На 25 Сентября становится посвободнее. Ускоряемся. Выруливаем на Шевченко и снова тормозим. Чем ближе к перекрёстку на Медгородке, тем дольше остановки. Нервно смотрю на часы. Да-да-да! Зелёный. Трогаемся. Проезжаем еще пару сотен метров – и снова перекрёсток на Кирова–Гагарина. Светофор-диверсант горит красным. По зебре, будто издеваясь, сонно плетутся пешеходы. Зелёный. Трогаемся. Маршрутчик уверенно перестраивается из ряда в ряд – подыгрывает, наверное.
Смотрю на часы – 8.38. Площадь Победы – последний светофор. Выезжаем на финишную прямую. В салон заходит настоящая большая русская женщина в ложном песце. Усаживается рядом. Вытаскивает из ридикюля электронную книжку и открывает на последней странице. Украдкой кошусь через плечо попутчицы. А там русским по белому: «…Восхитительный виновник моей деградации, мой сладчайший наставник, идеальный любовник…» Тьфу ты, чуть остановку не проехала. Октябрьской революции. Выскакиваю из маршрутки. Нужно торопиться. До финиша осталось всего нечего. Я ещё могу прибежать первой. Или второй. Ноги скользят по утоптанному снегу.
8.53. Залетаю в редакцию. Что за ..! Как? Трамвайщица и автомобилистка уже на месте, празднуют с чашками кофе в руках. А как же пробки, нечищеные дороги и изношенный донельзя трамвайный парк? Всё это должно было принести мне как минимум «серебро». Хотя… Ладно уж, заваривайте и на меня, девчонки! Отметим мои бронзовые 46 минут. Этот пьедестал почёта наш. Толик-то ещё топает.
На своих двоих
Пешком так пешком. Посчитал расстояние по карте навигатора, вышло больше пяти километров. При хорошей погоде и запасе времени часто практикую поход на работу и обратно пешим ходом, поэтому не должно возникнуть больших затруднений. В этом деле мне помогут три простых шага. Все они, по моему мнению, одинаково важны.
Шаг первый: зимой – нескользящая обувь, тёплая куртка, обязательно головной убор и перчатки. Хорошие ботинки не дадут поскользнуться, особенно если учесть состояние смоленских тротуаров. Если по дороге стало жарковато, то не стоит расстёгиваться и снимать шапку, ведь простудиться можно на раз-два.
Шаг второй: предварительная подготовка. Рассчитываем верный маршрут и примерное время на дорогу. Лучше заранее хорошенько выспаться и не слишком плотно позавтракать. Рюкзак или сумка через плечо удобнее портфеля в руках. Подспорьем может стать любимая музыка. Энергичный рок или бодрая электроника – кто что предпочитает. Одно «но»: не стоит включать громкость в наушниках на полную – можно не услышать сигнал авто при переходе дороги.
Шаг третий: настрой. Главное – это убедить себя, что нет ничего сверхсложного в том, чтобы пройтись полчаса-час. Многие привыкли перемещаться на транспорте, в том числе молодёжь, предпочитая ходить лишь до остановки-парковки и в ближайший продуктовый. А ведь Смоленск не такой уж и большой город. За пару часов его можно из конца в конец пройти.
Если тяжело настроиться и одолевает лень – можно мысленно представить, как раньше без особых проблем преодолевали куда более значительные расстояния. Я, к примеру, вспоминаю, как подростком вместе с соседом-сверстником облазил всё Пятигорье родных Кавказских Минеральных Вод. Или рассказы отца, как он ребёнком ходил в школу за десять километров в соседнее село. А ведь зимы тогда были холоднее, да дороги не сравнить… Конечно, ходить пешком, к примеру, от Покровки до Поповки – это явный перебор, но часть такого пути без проблем можно преодолеть на своих двоих.
Маршрут простой. Идём по Рыленкова, на проспекте Строителей сворачиваем в парк 1100-летия Смоленска, оттуда дворами через Ломоносова выходим к Шевченко. Здесь пересекаем дорогу и ныряем в частный сектор, чтобы обогнуть стройплощадку физкультурно-оздоровительного центра. Переходим по мосту через Чёртов ров, поднимаемся мимо дома, в котором жил Твардовский, комендатуры и 27-й школы, выходим по улице Герцена к парку Пионеров. Вот мы и в центре. Перехожу проспект Гагарина, поднимаюсь по Дзержинского, срезаю дворами – и я на работе.
Плюсы: экономим 12 рублей на общественном транспорте. Пешая прогулка до работы служит неплохой разминкой, которая помогает зарядиться энергией перед ударным трудовым днём.
Минусы: время. Как ни крути, а обогнать транспорт, даже срезая дворами и закоулками, сложно. Но можно – учитывая «пробковость» многих городских проездов и развязок. И если никуда не торопиться, пеший ход в Смоленске выглядит оптимальным вариантом.
Итог: до редакции на Октябрьской революции от Киселёвки дошёл за 50 минут, не опоздал – правда, добрался последним из нашей четвёрки. Шёл, признаю, по средним меркам шустро – медленно ходить не привык. У людей постарше такой путь займёт большее время. В любом случае, правильно выгадав время, можно с пользой и без потерь добраться в нужную точку. А ведь если представить на минуточку, что в Смоленске, с его узкими и радиальными проездами, все, кто хотят и могут (а могут практически все), будут передвигаться пешком – это ж как мы разгрузим дороги для общественного транспорта, скорых и пожарных машин! Эх, мечты, мечты…