Возьму штурвал в личное пользование
Собственно, мысль о приобретении лётных прав (или как они там называются) пришла мне в голову от ощущения безысходности в очередной смоленской пробке. Почему бы и нет? На водительские же сдала, значит, и на самолётские тоже смогу.Загоревшись идеей, нагуглила симпатичный «Як-52» за два миллиона рублей. Новая «Прада» в приличной комплектации и то дороже стоит! Ну и что, что старенький, покрашу в розовый, будет этот… как там сейчас модно называть? О! Винтажный!
– Вас интересует прыжок с парашютом или полёт на «Яке» с лётчиком? –спрашивает милый женский голос по телефону аэроклуба «Полёт».
– Девушка, я права лётные хочу, понимаете? Где у вас тут экзамены сдают?
Странную клиентку тут же перенаправили к профессионалу.
…Въезд на аэродром «Южный» закрыт железными воротами. Дальше – пешком. Поле у взлётной полосы прямо-таки усеяно непонятными для меня конструкциями, завёрнутыми в брезент.
– Это мотодельтаплан, – объясняет мой гид, – только крылья сняты. А вон там планер. Чехлы надевают, чтобы град не побил, чтобы конденсат не образовывался. А это (указывает на самый большой зелёный самолет) «Ан-2», с него парашютисты прыгают.
А я ожидала увидеть целую парковку сверкающих на солнышке, стоящих ровными рядами крылатых машин…
Права на самолёт
Николаю Антонову, видимо, обучать блондинок вождению в небе не впервой, потому что объяснять он сразу же стал доступным языком.
– Вы думаете, водить машину и управлять самолётом одно и то же? – терпеливо начал лётчик с 32-летним стажем. – Сначала нужно получить лётное свидетельство (какая разница, как эти права называться будут?). Для этого не меньше месяца придётся изучать теорию (я знаки за пару ночей осилила, и ничего, до сих пор помню… почти все). Сюда входят основные дисциплины: аэродинамика, конструкция самолета, воздушная навигация… Ведь чтобы лётчик мог грамотно эксплуатировать матчасть, он должен знать хотя бы азы технического устройства средства передвижения. После теории – зачёт. Поскольку больших групп нет, занятия проходят индивидуально. Потом ученик обязательно должен совершить парашютный прыжок. Чтобы уметь спастись в непредвиденной ситуации.
– Ну, об этом я тоже давно мечтала, так что и полетаю, и попрыгаю. Давайте, записывайте!
– Это не всё обучение, – улыбнулся собеседник. – Это только самая первая и лёгкая часть (значит, полететь на своем «Боинге» в гости к Деду Морозу 31 декабря не получится?). Потом начинается сама практика. Обучение проходит по принципу «от простого к сложному»: сначала горизонтальный полёт, потом развороты, затем взлёт-посадка. Где-то часов через пятнадцать таких полётов инструктор принимает решение, выпускать человека самостоятельно или ещё рано.
– А потом всё, права дают?
– Свидетельство, – поправляет Николай Петрович. – Потом нужно самостоятельно почти сорок часов налетать. И делать это рекомендуется не меньше трёх раз в неделю, чтобы навыки не терять. Только после этого можно подавать документы в ДОСААФ. В этом случае вы становитесь пилотом-любителем, покупаете свой самолёт и летаете. Только обязательно нужна отметка, что вы обучены пилотированию именно на этом типе самолётов.
– Здорово. А сколько это стоить будет?
– Вас сразу испугать? Лётный час обойдётся где-то в девять тысяч рублей. Итого только практика – около 360 тысяч. И это ещё недорого. К нам москвичи приезжают учиться, у них там час стоит вообще пятнадцать тысяч.
Не жди меня, Дед Мороз, в гости на самолёте. По крайней мере, в этом году. А я-то думала, что купишь самолет – и летай себе на здоровье.
Технические неприятности
– Получить лётное свидетельство и купить самолет – это ещё не все затраты, – продолжил Антонов. – Ведь его нужно обслуживать, заправлять, где-то ставить…
– То есть деньги придётся выкладывать и дальше?
– Да. Причём немалые. Для начала транспорт нужно зарегистрировать. А для этого придётся приглашать специалистов из аккредитованного центра. Помимо оплаты работы нужно будет обеспечить им проезд, проживание, питание. Конечно, если погода позволяет, можно управиться за один день – и осмотр провести, и испытательный полёт.
– Ага, понимаю. Это как техосмотр на машину. Ну ничего, у нас можно день простоять и не получить талон, я к этому привыкла.
– Только стоит это, поверьте, намного дороже, чем техосмотр машины. Потом придётся летать в сервисные центры на техобслуживание. Такие есть в Подмосковье и Питере. Ребята летают, но жалуются, что денег много уходит. Хотя работы проводятся достаточно простые. Как бы вам объяснить? Ну, это как на машине сменить масло, поменять тормозные колодки. Только опять же в разы дороже.
– А как же наш авиазавод?
– Ну, конечно, если им дать какой-нибудь старенький «Як-18», они починят. Там ещё и специалисты остались, и запчасти. А вот современные – вряд ли.
Красные кнопки не трогать!
– А специальное разрешение на каждый полёт обязательно?
– Территория Смоленска относится к так называемому классу G – то есть свободное пространство для полётов. Сейчас всё делается с помощью интернета. На сайте Московского зонального центра (мы к нему относимся) нужно подать заявку на полёт. Ответ приходит буквально в течение десяти минут. Если нужно лететь над Москвой – а это уже другой класс, – разрешение придётся ждать около часа. Не пугайтесь. Суммы приемлемые. Пойдёмте, я покажу вам один самолёт.
Бело-красная махина, кажется, с трудом помещается в ангаре.
– Вот сюда взяться, сюда встать. Вот тут по чёрненькому пройти и вот сюда не становиться.
– Я же на каблуках, неудобно! А где трап? А почему здесь два руля?
– Самолёты в основном универсальные, подготовлены для того, чтобы кого-нибудь обучать.
– Что-то на обычную баранку не похоже… И что с ним делать?
– Как на машине, – смеётся. – Вправо-влево, на себя – вверх, от себя – вниз.
– А где коробка переключения передач?
– Здесь только газ есть. Вот этот рычаг. Вперёд больше, назад меньше, а то, что красное, лучше не трогать.
– Ой, а это что? Зеркало?
– Нет, солнцезащитные козырьки. Но зеркало тоже можно приклеить.
– А это зачем? – показываю на непонятные приспособления из кожаных ремешков над стёклами.
– Ну, это если пассажиру совсем страшно. Ручки специальные.
– И сколько он кушает бензина?
– Вообще-то современные модели летают на специальном авиационном топливе. Стоит оно около ста рублей за литр. А за час расход небольшого самолёта составляет порядка сорока литров. Но смоляне стараются приобретать те машины, которые могут летать на автомобильном бензине, и это вполне легально.
Больные небом
– В общем, беру самолет, буду катать пассажиров за деньги и учить других – наверное, за пару лет затраты отобьются!
– Вряд ли. Владение частным самолётом не предусматривает его коммерческой эксплуатации. Могут серьёзно наказать. Это может делать только лицензированная организация – как аэроклуб, например, у которого есть лицензия, есть лётчик, который имеет специальное образование.
– Так если это не приносит прибыли и пользы (на работу не полетаешь), тогда зачем люди покупают самолёты? По моим приблизительным подсчётам, на покупку и всё остальное разово придётся выложить минимум два с половиной, а то и три миллиона, да еще тратиться потом…
– Как вам объяснить? Вот есть люди, которые дайвингом увлекаются, есть те, кто любит горные лыжи. А есть люди, больные небом. Я вот в детстве попал в авиамодельный кружок – и всё. До сих пор не отпустило.
Выйдя за ворота, я направилась к своей машине. Умница моя! Не вытаскивает столько денег из кошелька, как эти крылатые. Но прежде, чем выехать обратно на трассу, ещё раз посмотрела на ворота «Южного». Какая же, наверно, сила у этого неба, что оно так к себе тянет? А я не летаю. Я высоты боюсь. «Когда-нибудь с парашютом прыгну, и ладно», – подумала и нажала на педаль газа, чтобы снова вернуться к смоленским пробкам.
Инфографика: Сергей МИРОШНИЧЕНКО